Итак, вот и дошли руки до небольшого FAQ по 15'' на переднеприводный ВАЗ, предлагаю на суд форума :)
Самый главный вопрос, касающийся 15 дюймовых колёс на автомобилях ВАЗ, который можно встретить в сети, услышать в курилках, гаражах, стоянках, звучит так: Можно ли, собственно, поставить колёса размерностью 15'' на ВАЗ? Ведь завод вообще никак не регламентирует установку колёс данной размерности на своих серийных автомобилях. Поэтому ответ, с точки зрения эксплуатации автомобиля, полностью отвечающего требованиям завода-изготовителя, контролирующих органов в области эксплуатации транспортных средств и дорожного движения, скорее всего, будет отрицательным. Со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Это всё, что касается правового аспекта - думаю, напомнить лишний раз об этом не будет лишним.
Теперь перейдём к непосредственно техническим проблемам. А вот с технической точки зрения установить на автомобиль ВАЗ колёса размерностью 15'' вполне возможно. Причём, сделать это можно без каких-либо доработок подвесок, кузова и каких-либо иных узлов автомобиля. Для этого необходимо выбрать соответствующий размер резины и правильный вылет диска. Для переднеприводных автомобилей ВАЗ вылет дисков, рекомендованный заводом, равен 35..38 мм, рекомендованные размеры шин - 175/70/13'' или 175/65/14''. В дальнейшем для удобства все расчёты по выбору покрышек будем сопровождать сравнением с типоразмером 175/65/14'', так как колёса данного размера допущены и возможны к установке как на автомобили с 8-клапанными двигателями, так и на автомобили с 16-клапанными двигателями.
При покупке 15-дюймового колеса желательно выбрать диск со стандартным вылетом 35 или 38 мм. Выбор размерности резины не слишком широк, и, с учётом вышеозначенных требований - не производить никаких доработок ходовой части, кузова автомобиля - ограничивается, по сути, двумя типоразмерами -
195/50/15'' и 185/55/15''. Данные размеры сравнительно широко распространены на шинном рынке, хотя можно, наверное, найти и более экзотические размерности.
В случае выбора размера покрышки
195/50/15, общий диаметр колеса уменьшается на 7 мм по сравнению с 175/65/14. Ширина увеличивается на 20 мм. Выбрав такую шину, важно помнить - боковина(профиль) покрышки будет несколько
уже стандартной. Поэтому вероятность пробоя такой шины будет несколько выше. Для того, чтобы такая покрышка хорошо держала удары, меньше подламывалась в поворотах, производители шин делают крепкую боковину, за счёт чего амортизирующие свойства шины снижаются, и это влечёт за собой более жёсткое поведение автомобиля. Машина станет более "тряской". Так же следует учесть, что давление в таких покрышках желательно держать несколько выше 2 атм. Вообще, правило - чем ниже профиль шины, тем более чувствительна машина к неровностям дороги. Преимущества данного размера - обеспечивается хорошее и стабильное сцепление шин с дорогой, благодаря ширине и твёрдой боковине, которая не позволяет в поворотах сильно деформироваться пятну контакта. Недостатки такой покрышки вытекают из её ширины и неподатливости боковины, и заметны в колее, особенно скользкой. Здесь возможны отклонения от курса, машина как бы "ерзает".
Можно также выбрать размер покрышки 185/55/15. В этом случае общий диаметр колеса увеличивается на 2 мм по сравнению с 175/65/14. Ширина увеличивается на 10 мм. Такая шина, при прочих равных, будет несколько мягче в движении и несколько надёжнее на ухабах, чем первый вариант, и так же несколько более "ватной" в поворотах. Вообще, эта покрышка более близкая к тому, что устанавливается на ВАЗ стандартно.
При выборе низкопрофильной резины советуют смотреть на жёсткость боковины - чем она крепче, тем лучше - покрышка будет меньше страдать от ям и выбоин.
Для чего, собственно, ставят 15'' колёса? Львиная доля владельцев просто желают улучшить внешний вид автомобиля. Но 15-дюймовые колёса также обладают рядом вполне озязаемых и формализованных преимуществ:
1. Улучшается вентиляция штатных тормозных механизмов. При установке легкосплавного колеса бОльшей размерности, больше воздуха поступает на тормозные диски и барабаны. При высоких скоростях движения этот фактор существенно облегчает работу тормозных механизмов.
2. Появляется возможность установки тормозных механизмов (дисков, барабанов) большего размера, что позитивно скажется на тормозной динамике автомобиля.
3. В случае выбора легкосплавных кованых дисков, уменьшается общая масса колеса, а значит, и неподрессоренные массы всего автомобиля. Происходит это потому, что бОльшая доля в массе колеса в сборе приходится на покрышку, а меньшая - на кованый диск. Поэтому, увеличивая составляющую диска и уменьшя процент резины в общей массе колеса, мы, тем самым, уменьшаем общую массу колеса. Особенно заметно это при выборе резины размерностью
195/50/15'' (вспомним: в этом случае общий диаметр колеса даже меньше, чем при 175/65/14'', а диск больше).
4. В целом, такие покрышки позволяют автомобилю более цепко держаться на дороге. Связано это как с геометрическими размерами шины (болшая ширина, меньшая высота профиля), так и с конструктивными особенностями её боковины.
Недостатки перехода на 15-дюмовый размер колёс:
1. Возможные проблемы с ГИБДД, Государственным техническим осмотром, при операциях снятия-постановки ТС на учёт и т.д. Об этом не стоит забывать.
2. Некоторая потеря комфорта а/м - следствие более высокого давления в низкопрофильной шине и жёстких боковин.
3. Некоторый рост усилия на рулевом колесе, особенно заметный при парковке.
4. Более уязвимые и дорогостоящие покрышки, плохо подходящие плохим, разбитым дорогам.