Цитата:
Тосол - немного истории
Тосолом в России часто называют вообще все низкозамерзающие охлаждающие жидкости, тогда как это лишь название одной из наиболее популярных марок таких жидкостей. Точнее было бы сказать, что тосол - это одна из марок антифриза. Однако, как не всякий антифриз можно назвать тосолом, так и не всякий тосол - это обязательно антифриз.
Первый тосол появился у нас в 1971 году и имеет вполне конкретных создателей и даже ?крестного отца?, давшего новому антифризу такое популярное теперь имя. Создавали тосол в Государственном НИИ органической химии и технологии целых три года. Задача такая была продиктована появлением в нашей стране принциапиально нового автомобиля - ?Жигули?. Как известно - это был аналог итальянского ?Фиата?. Поскольку аналог сам автомобиль, то и вся используемая им автохимия должны была быть аналогичной. Но единственный отечественный антифриз, который выпускался у нас, не соответствовал качеству итальянского ?Парафлю?, который применялся в системе охлаждения ?Фиата?.
И вот, наконец, сотрудниками отдела технологии органического синтеза (сокращенно - ТОС) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. После многих испытаний в СССР и в Турине было подтверждено: наш антифриз не уступает итальянскому ?Парафлю?. Изобретенный продукт рекомендовали для использования в ?Жигулях?. Оставалось только дать ему имя. Придумал его один из авторов этого антифриза В. Кирьян. Он поступил просто. Взял сокращенное название отдела, в котором разработали новый антифриз, и присоединил к нему две буквы ?ОЛ? - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт).
С самого начала были созданы три марки антифриза: ?Тосол-А? - антифриз-концентрат, ?Тосол-А40? - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С и ?Тосол-А65? - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. Несколько позднее появилась новая марка ?Тосол-АМ?. Буква ?М? означает ?модернизированный?.
Но вот что примечательно. В этом же отделе создавались многие технологические жидкости, вовсе не связанные с охлаждением автомобильных двигателей, а предназначенные для различных отраслей промышленности. А называли их тоже тосолами. Например, была создана оригинальная закалочная жидкость - ?Тосол-К?, или негорючая гидравлическая жидкость ?Тосол-НГЖ?, или смазочно-охлаждающая жидкость ?Тосол-ОИЗ?. Вот и получается, что не всякий тосол - это обязательно антифриз. Так же, как и не всякий антифриз это только тосол.
Может быть, кому-то покажутся эти сведения всего лишь занимательными, но большого практического значения не имеющими. О чем говорить, если совсем недавно многие вообще наряду с антифризом использовали в качестве охлаждения обыкновенную воду. Надо ли в таком случае уделять этому компоненту автомобильной практики какое-либо особое внимание?
Жизнь показывает, что очень даже надо. Действительно, лет двадцать-тридцать назад картина использования антифриза отечественными автолюбителями была достаточно ясной - летом в систему охлаждения заливали воду, с наступлением холодов ее меняли на тосол - единственный антифриз, представленный тогда на отечественном рынке и соответствующий единому ГОСТу. Теперь все изменилось: появились антифризы, концентраты, импортные и отечественные, изготовленные по различным ТУ. Охлаждающие жидкости стали разноцветными, и вряд ли кому придет в голову залить в радиатор новенькой иномарки воду. Однако изобилие антифризов на рынке порождает многочисленные вопросы: что заливать - тосол или какой-либо иной антифриз, совместимы ли они и совместимы ли антифризы разных производителей, надо ли разбавлять концентрат и чем это лучше делать, как часто надо менять охлаждающую жидкость? Вопросов много. Так что продукт, о котором идет речь, не только необходим любому автолюбителю, но и не так прост, как может показаться. И не будут лишними в самом практическом смысле любые сведения о нем, в том числе и исторические, и те, что кажутся занимательными или парадоксальными.
Что касается истории, то надо напомнить: тогда, в начале 70-х, при рождении нового отечественного антифриза торговая марка ?Тосол? не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Но эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными, поскольку зависят от их состава.
Минимальную проверку качества тосола в отсутствии лабораторных условий обычно делают с помощью гигрометра. Этот прибор, однако, определяет температуру замерзания исходя из плотности раствора, и применим только для водных растворов этиленгликоля. Если в канистре залито что-то другое - гигрометром пользоваться бесполезно. А содержимое канистры, как показывает практика, может быть разным.
Так, в середине 90-х годов некие граждане из одного южного города решили производить тосол по технологии, несколько отличной от классической. Они по-простому подогнали автоцистерну к морю, залили туда морской воды, добавили синьки, разлили по канистрам и стали это продавать ничего не подозревавшим автолюбителям, которые, впрочем, и не ожидали ничего хорошего от мутноватой жидкости в помятых канистрах, но и на такую наглость тоже не рассчитывали. Плотномеры исправно показывали минус 40 - плотность морской воды близка к требуемой - и поначалу все шло гладко. Но когда похолодало, и у ?братков? поразрывало радиаторы, началась ?разборка? по всем правилам искусства. Дошло до стрельбы?.
Будучи создан более 30 лет назад, тосол соответствовал потребностям своего времени. С тех пор, однако, технологии ушли далеко вперед. Изменились условия эксплуатации, новые конструкционные материалы стали использоваться в системах охлаждения. Созданы и новые антифризы - не содержащие нитритов, фосфатов, силикатов, с комплексом присадок на основе нетоксичных солей органических кислот, с увеличенным сроком эксплуатации.