Прерывистый режим ЗАДНЕГО стеклоочистителя ВАЗ 21093 [Печать]
Выбрать сообщения с # по # FAQ
AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |

#1: Прерывистый режим ЗАДНЕГО стеклоочистителя ВАЗ 21093 Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 17:43
Всем привет! Поставил себе задачу сделать для заднего дворника прерывистый режим, как у дворников лобового стекла. Надоело в дождь или мокрый снег каждые 0,5-2минуты дёргать рычаг, запуская задний дворник. Через заднее стекло машины смотрю часто, стоит панорамное зеркало - удобно. Но как дождь, видимость резко ухудшается, а запускать дворник на постоянную работу туда-сюда, если достаточно одного взмаха в минуту (в зависимости от интенсивности дождя) я не хочу. Может кто-то уже делал что-то подобное? В принципе, я думаю, что справлюсь в электронике разбираюсь и спаять схему управления смогу, но главный вопрос в том, чтобы получить с контактов редуктора дворника информацию о его положении, чтобы он после цикла очистки стекла возвращался в исходное положение.
#2:  Автор: Сергей-13 СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 17:54
попробуй сделать по принципу 2112(там через 2-3 секунды включается), тонкостй точно не знаю, но можно скачать схему проводки мож чё найдешь
#3:  Автор: MikhaylenkoPAОткуда: Ростов-н/Д СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 17:59
Yoga писал(а):

чтобы он после цикла очистки стекла возвращался в исходное положение


Он сам должен вернутся, как только напряжение на него снято, он продолжает работать благодаря своему контакту, расположенному внутри, пока не достигнет крайнего положения. Просто надо давать на него импульс, по длительности не более одного цикла туда-сюда, а вырубится он сам, когда дойдет в исходное положение...

#4:  Автор: DidJОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 18:25
Да ничего не надо паять.
Вариант 1. Берём обычное реле дворников, купим схему и делаем так, чтобы задний дворник работал постоянно в прерывистом режиме.

Вариант 2. Подключение заднего дворника параллельно передним, а рычажок использовать как выключатель. То есть если подрулевой в обычном положении, работают только передние дворники. Если в положение заднего дворника, то задний работает в том же режиме что и передний.

#5:  Автор: AlecoОткуда: Курчатов Курская обл. СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 19:57
Прерывистый режим работы заднего дворника вместо постоянного. Задержка 15 сек.

Целью нашей работы является работа очистителя заднего стекла в прерывистом режиме с интервалом около 12-15 секунд (на наш взгляд, данный интервал является оптимальным при отсутствии заднего "правильного" спойлера). Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Воплотить упрощённую схему работы стеклоочистителя ВАЗ-2108. Для этого нам нужно получить с электромотора привода заднего очистителя сигнал о том, что щётка пришла на место. Сигнал должен подаваться замыканием провода на массу.

2. Подобрать резистор для создания необходимой нам частоты работы.

3. Спрятать (закрепить) реле под приборной панелью (или в задней двери), чтобы оно не создавало лишнего шума при движении автомобиля.

Для выполнения задач нам потребуются:

1. Паяльник (ИМХО, лучше всё паять - меньше вероятность сопли).
2. Клеммы типа "мама" - около 10-15 штук.
3. Реле типа 524.3747.
4. Бокорезы (кусачки).
5. Изолента.
6. Монтажный провод - 1 м.
7. Трубки термоусадочные.
8. Колодка на контакты реле.
9. Резистор номиналом ~10-20 KОм.

Далее - по пунктам:

1. Чтобы схема повторила восьмёрочную, нам нужно получить массу с мотора в момент, когда щётка пришла на место. Для этого:
а. Снимаем обшивку задней двери.
б. Снимаем задний дворник вместе с поводком.
в. Откручиваем гайку крепления электромотора к кузову (снаружи, под креплением поводка).
г. Откручиваем две гайки крепления электромотора к кузову (внутри двери).
д. Снимаем мотор.
е. Включаем паяльник и отпаиваем бело-голубой и голубой провод от правого контакта на двигателе.
ж. Спаиваем бело-голубой и голубой провода вместе и изолируем их изолентой.
з. На освободившийся контакт припаиваем кусок провода, второй его конец цепляем на массу (проще всего положить под болт).

Всё. Двигатель нам даёт массу в момент, когда щётка на месте.

2. Подбор резистора ведётся методом научного тыка. Оптимально для меня - 16 КОм, что создаёт паузу примерно в 15 секунд.
а. Открываем реле паузы.
б. Выпаиваем из реле резистор, который идёт сразу от контакта J реле.
в. Впаиваем на его место искомый резистор.

3. ИМХО, прятать реле лучше под панелью слева, ибо герметичности дверей нет и не будет, а вода при +12 В способна натворить бед.

В общем схема подключения выглядит так:



взято отседа http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/ochist/prer.htm

#6:  Автор: AlecoОткуда: Курчатов Курская обл. СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 20:03
а судя по этой статье тут делают на ниве со схемы 2108=> значит ищем схему восьмухи и делаем
#7:  Автор: ЛежандрОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 04 Февраля 2010 20:45
Когда-то давно делал такую вещь с использованием реле дворников от классики. Реле старое, с биметаллической пластиной, поэтому пауза регулировке не поддается (впрочем и не пробовал). Помню, что там как-то шли 2 импульса - длинный и покороче (вскрытие покажет). Надо использовать короткий, а то останется непрерывный режим. Там на моторе 2 плюсовых провода -на одном + постоянно. на другой подается с переключателя. Реле ставится в разрыв второго провода.Подробности не помню, 10 лет прошло, но работает и сейчас. Реле запихано в заднюю дверь под обшивку, дополнительных проводов не вел. Алгоритм - 2 взмаха подряд при включении и потом через 6-7 сек. примерно. А вообще по опыту вещь не особо нужная.

З.Ы. Давно такая тема не всплывала, где-то с начала лета. Там про регулируемую паузу терли.

#8:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 06 Февраля 2010 11:14
Спасибо всем за советы! Отвечаю вам всем, извините, что не цитирую. Признаюсь, не знал, что на 2112 есть прерывистый режим заднего дворника, но 2-3 секунды в большиинстве случаев мало. К тому же я выяснил, что подачи импульса, который должен вызвать движение щёток (и затем их автоматической возвращение в исходное положение) недостаточно, мне приходится удерживать рычаг, чтобы щётки сделали ход туда-обратно и запарковались. Боюсь, подключение заднего дворника к переднему в прерывистом режиме не пройдёт, так как время цикла туда-обратно у них разное, к тому же зависит от условий (грязь, дождь, снег), поэтому задний дворник будет останавливаться каждый раз в произвольном положении (как я уже писал, без управляющего сигнала в исходное положение он не возвращается), перегрузку проводки и реле переднего стеклоочистителя не рассматриваю. Кстати, простенький спойлер на краю крыши у меня есть, но он работает только на скорости, а в пробках от него проку мало.
Спасибо Aleco за реальную схему, примерно это и было мне нужно, здесь задний дворник всё время работает в прерывистом режиме и не зависит больше ни от чего. Думаю примерно так всё и сделать, но схему на 100% буду ставить в двери багажника, просто считаю неразумным тащить сигнал о возврате щёток в исходное положение через всю машину. Действительно, применение готового реле стеклочистителя упрощает задачу, и по причине нехватки времени я, наверное, его и применю. Хотя, честно говоря, совсем не хочется ставить в машину лишнюю релюху. В своей радиолюбительской практике я широко применяю полевые транзисторы в качестве ключевых элементов, и хотелось бы и тут сделать нечто подобное. Хотя опять же задача эта довольно сложная, та как сделать схему, работоспособную от -40 до +60 градусов не так уж просто.
Кстати, никто не пробовал подсчитать, сколько кушают релюшки в машине? Я понимаю, для ВАЗа важна унификация, поэтому одни и те же релюшки качуют из одной модели в другую, но хотя бы на Калинах можно было бы сделать более современную электронику? Для информации: одно типовое реле на 30-40А имеет сопротивление обмотки порядка 75 Ом и потребляет ток около 0,19А при 14В в бортсети. Всего у меня в машине может одновременно быть включено девять релюшек (не считая таких реле, как стартера, сигнала, поворотников, стеклоочистителя, которые работают кратковременно), то есть ток при этом 1,7А. Немного, конечно, по сравнению с 80А генератора, но ведь это абсолютно бесполезно расходуемая энергия! Правда, больше меня беспокоит то, что обмотки релюшек греются при этом до температуры в 60-70 градусов при +20 на улице, то есть в жаркий день к релюшке прикоснуться не очень приятно! Но к чести производителей релюшек, их обмотки от перегрева горят довольно редко.

#9:  Автор: ChaynikSОткуда: Симферополь СообщениеДобавлено: 06 Февраля 2010 11:39
Гы, а моё старое реле, могло такое, У него выводов было на один больше, (у нового вмместо него пупырышек пластмассовый), я его заменил на новое, так как у старого не возможно было сделать регулируемую паузу.
#10:  Автор: maximkОткуда: Воронеж СообщениеДобавлено: 08 Февраля 2010 20:20
Религиозный вопрос, конечно Smile ... но - после установки "эргоновских" зеркал надобность в салонном практически отпала. Щас зимой часто ленюсь смести снег с заднего стекла и обогрев редко включаю.
Задняя обзорность нужна разве что для выезда со стоянки задом.

#11:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 09 Февраля 2010 12:44
А в чём плюс этих зеркал? У меня пару раз на стоянке пнули левое зеркало, планирую его к лету поменять, а пока подыскиваю, на что.
#12:  Автор: maximkОткуда: Воронеж СообщениеДобавлено: 09 Февраля 2010 13:43
Цитата:

А в чём плюс этих зеркал?


Ну, во-первых левое асферическое, с специально закругленной крайней зоной, практически устраняет мертвую зону. Т.е. лично я если не вижу машину в зеркало, значит она уже видна боковым зрением через окно водительской двери. А пока машина едет напротив пассажирской двери я ее вижу в зеркале.

Т.е. - зачем мне салонное зеркало вообще? Посмотреть марку авто, которое едет прямо за мной?

Плюс подогрев - т.е. даже в дождь зеркала можно за 5 минут высушить.

Тема про подключение

#13:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 09 Февраля 2010 14:39
Спасибо, обращу внимание на эти зеркала, меня мёртвые зоны обычных зеркал порядком напрягают, панорамное зеркало не всегда информативно, приходится частенько головой крутить. А подогрев зеркал - это вешь, год назад поставил - не нарадуюсь!
#14:  Автор: volokhОткуда: Пенза СообщениеДобавлено: 09 Февраля 2010 15:44
Yoga
Много букв, не осиляю! hh
Варианта три (распространенных):

1. Штатное реле моторчика лобового стекла, "доработанное" установкой переменного резистора - топ-топ в соседнюю "десятую" конфу, там у них целая тема.
2. "Автоматическое" реле моторчика лобового стекла, которое продается во всех магазинах. Несколько производителей. Придется каждый раз при включении зажигания устанавливать паузу.
3. РЦС от классики или таврии. Я видел в продаже в сети "Би-би" и "Авто49".


п.2 http://lacetti.com.ua/faq_from_duk63_narod_ru/photoguide_09.html
п.3 http://lacetti.com.ua/ipb/index.php?showtopic=3092

P.S. Уже такая тема тут была.

#15:  Автор: dimas-papuas СообщениеДобавлено: 31 Марта 2010 18:53
volokh писал(а):

Yoga
2. "Автоматическое" реле моторчика лобового стекла, которое продается во всех магазинах.


Подскажите как в магазинах спрашивать. И реле а регулировкой паузы и по каталожному номеру спрашивал. И долго объяснял и распечатку с инета показывал.
Ну нет в Новосибе таких реле, нету!

#16:  Автор: ЛежандрОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 31 Марта 2010 22:05
Уж сколько раз писали в тему.... Чтоб получить регулируемую паузу на передних дворниках 2108. надо разрезать желто-зеленый провод от переключателя дворников и в разрыв вставить переменный резистор 25-50 кОм , номинал подобрать по вкусу. Больше - больше максимальная пауза, но чувствительнее регулировка. Резистор вделывается в кожух рулеволй колонки, кто-то даже в торец ручки переключателя изловчился. Вариант удобнее, чем реле с регулировкой паузы ( у меня такое было, сейчас крутистор).
#17:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 15 Июня 2010 15:49
Народ! Наконец-то у меня дошли руки до внедрения в жизнь прерывистого режима заднего дворника. Применил схему, предложенную Aleco, но с небольшими уточнениями:
Aleco писал(а):

Двигатель нам даёт массу в момент, когда щётка на месте


Тут всё наоборот - масса будет подана на контакт 31b релюшки всё то время, пока щётка не запаркована.

Не буду подробно описывать процесс доработки с/о, но результат меня совсем не порадовал: при использовании реле стеклоочистителя "Астро" дворник делает рабочий ход туда-сюда, но на парковке не остаётся, а делает рывок, составляющий примерно 1/5 хода. Потом через паузу процесс повторяется.
При использовании программируемого реле "Астро" щётка вообще останавливалась в случайном положении, то есть сигнала с концевого выключателя моторчика реле не отрабатывало вообще. Решилась эта проблема с помощью резистора на 1Ком, навешенного между +12в и выводом 31b реле. Но хоть даже теперь регулировалась пауза, и щётка парковалась в нужном месте, после паузы щётка делала от одного до трёх рывков, и продвинувшись немного, только после замыкания контактов концевого выключателя начинался рабочий ход дворника, и так далее.
Я объясняю такое поведение стеклочистителя так: 1) контактная группа в очистителе лобового стекла работает на переключение от "+" до "-", а у заднего с/о только замыкание на "-" (поэтому в случае прогр. реле понадобился резюк, поднимающий на + вход микроконтроллера). 2) У заднего с/о, в отличие от переднего, сектор размыкания контактов значительно больше, соответственно есть "мёртвая зона", в которой быстродействующее прогр. реле успевает включить дворник после паузы, и тут же выключает, так как всё ещё присутствует сигнал "дворник на парковке".
Хочется спросить тех, кто делал подобное устройство, неужели у них работало по-другому? Только не надо писать "такая тема уже была" и т.п., так как я задаю конкретный вопрос, а теория далеко не всегда согласуется с практикой. Практически я получил даже более корявый режим с/о, чем был, дёргания дворника меня совсем не радуют.
Варианты устранения сей проблемы: изготовление нового контактного диска концевого выключателя с меньшей мёртвой зоной (вопрос из чего и как, нужна надёжность и долговечность), или же в программируемую релюшку засунуть другой МК с другой программой, учитывающей мёртвую зону датчика. Я склоняюсь ко второму.

#18:  Автор: т808Откуда: PODOLSK СообщениеДобавлено: 15 Июня 2010 16:19
Yoga писал(а):

К тому же я выяснил, что подачи импульса, который должен вызвать движение щёток (и затем их автоматической возвращение в исходное положение) недостаточно, мне приходится удерживать рычаг, чтобы щётки сделали ход туда-обратно и запарковались.

Этого не должно быть!Лишь только щетка сдвинется,на эл.двигатель, его контактом на замыкание, подается + с желто/синего провода.На нем + всегда при включенном зажигании.У тебя или плюс не доходит или концевик не контачит.
Yoga писал(а):

но главный вопрос в том, чтобы получить с контактов редуктора дворника информацию о его положении, чтобы он после цикла очистки стекла возвращался в исходное положение.

Если уж это тебе так нужно,то в разрыв желто/синего провода у разъема дворника поставь сопротивление на 0,2-0,3 Ома и с него снимай сигнал во время,пока щетка движется.Когда будет в режиме парковки,напряжение на резисторе будет равняться нулю.

#19:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 16 Июня 2010 12:01
т808 писал(а):

У тебя или плюс не доходит или концевик не контачит


Да, было дело, но сейчас всё работает, я починил концевой выключатель задолго до установки прерывисттого режима.
т808, я получаю сигнал о парковке щёток с концевого выключателя, как в схеме Aleco, но главная проблема в том, что зона парковки очень широкая (как я понимаю, это сделано для уверенного выключения дворника с/о своим собственным выключателем).
т808 писал(а):

поставь сопротивление на 0,2-0,3 Ома и с него снимай сигнал во время,пока щетка движется. Когда будет в режиме парковки,напряжение на резисторе будет равняться нулю.


Пока задний стеклоочиститель работает, напряжение на резюке будет всё время, независимо от положения щёток, и сигнала о парковке соответственно тоже не будет. Опять же необходимо использовать концевой выключатель.
Резюк имеет смысл ставить, если используется штатная схема возврата заднего дворника на парковку (концевой выключатель по "+" бортсети), но опять же, потребуется сделать усилитель напряжения, снимаемого с этого резистора, да ещё инвертор, так как реле с/о понимает остановку щёток как "+" на выводе 31b.
Вообще я уже жалею, что связался с готовым реле с/о, надо было сделать свою схему, как я хотел в самом начале. Тогда бы я схему построил так, чтобы использовать сигналы, которые у меня есть, а сейчас я вынужден подавать на реле те сигналы, которые ему нужны. Но сейчас уже панелька реле припаяна к моторчику с/о, и я хочу обойтись электроникой, засунутой в корпус реле, а городить схему с резюками, усилителями, инверторами, и всё для того, чтобы угодить готовому реле - это уже чересчур.
Вчера я срисовал схему программируемого реле, а так как я сам в программировании не очень, запрограммить микроконтроллер мне поможет братан, большой спец в этом. Тогда уж точно будет пофиг "мёртвая зона", никаких дополнительных элементов, и даже резюк на "+" я поставлю внутрь реле. Кстати, раз до этого дошло, можно попробовать перешить и реле переднего дворника, а именно уменьшить до двух число взмахов щёток после омыва стекла, и добавить "иномарочный" взмах щётки через 5-10 сек для устранения потёков.

#20:  Автор: т808Откуда: PODOLSK СообщениеДобавлено: 16 Июня 2010 12:57
Yoga писал(а):

но главная проблема в том, что зона парковки очень широкая (как я понимаю, это сделано для уверенного выключения дворника с/о своим собственным выключателем).

Абсолютно верно!В отличии от переднего,моторчик заднего не закорачивается на массу при возврате щетки в положение парковки.В переднем используется электроторможение,а в заднем нет.
Yoga писал(а):

Пока задний стеклоочиститель работает, напряжение на резюке будет всё время, независимо от положения щёток, и сигнала о парковке соответственно тоже не будет.

Отсутствие напряжения и является сигналом парковки.Поэтому ты прав с инвертором.
Yoga писал(а):

можно попробовать перешить и реле переднего дворника, а именно уменьшить до двух число взмахов щёток после омыва стекла,

Уже решено изменением номинала резистора в самом реле.И на этом форуме тоже.

#21:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 16 Июня 2010 15:48
т808, спасибо за инфу, я не знал, что там электроторможение, и не мог понять, нафига в реле с/о группа контактов на переключение, ведь вроде бы достаточно и просто замыкания.

В принципе, чтобы реализовать электроторможение заднего дворника, достаточно посадить вывод реле 31b на землю, а цепь датчика парковки подать отдельно (её придётся отрезать от 31b в реле). Но нафига? Для заднего дврника я не вижу в этом большой надобности.

т808 писал(а):

Отсутствие напряжения и является сигналом парковки


Наоборот, реле с/о останавливается при наличии "+12в" на входе 31b.

т808 писал(а):

Уже решено изменением номинала резистора в самом реле.И на этом форуме тоже


У меня реле переднего дворника с программируемой паузой, поэтому никакие резюки не помогут, а только изменение программы. А если реле обычное, аналоговое, тут спору нет, либо менять времязадающий резюк, либо кондёр. В аналоговом реле два резюка и два кондёра: одна пара (резюк-кондёр) отвечает за количество взмахов повле омыва, другая задаёт паузу прерывистого режима.

#22:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 26 Июня 2010 08:44
Наконец-то пришло моё счастье: вчера испытал задний дворник с реле с изменённой программой. Всё стало отлично, доволен. Дворник паркуется точно, и начинает следующий рабочий ход уверенно. Пауза по умолчанию установлена 20 сек, если надо, то можно запрограммить и меньше, и больше. В ближайший дождик испытаю.
Что касается зимы, то возможно, придётся внести в программу коррективвы, так как нагрузка на дворник увеличится, и все временные интервалы тоже, поэтому заложенные в программу константы могут потребовать правки.

#23:  Автор: F1 СообщениеДобавлено: 26 Июня 2010 09:52
Yoga писал(а):

Надоело в дождь или мокрый снег каждые 0,5-2минуты дёргать рычаг, запуская задний дворник.


А зачем его дергать я обогрев включаю и на стекле не капли.... Pardon

#24:  Автор: NinjaОткуда: Москва<=>Подольск СообщениеДобавлено: 26 Июня 2010 10:42
Проще забыть про заднее стекло, как на Caddy и Transporter и т.п., научитесь пользоваться боковыми, для мертвой зоны наклейте в углы зеркал так называемые пятачки-сферики - и всё отлично видно. Так что забудьте и про салонное зеркало и дворник. Smile Я задний дворник включаю раз в году - при прохождении ГТО. hehe А салонное зеркало и вовсе отсутствует... Wink
#25:  Автор: F1 СообщениеДобавлено: 26 Июня 2010 12:22
ну я раза три включал задний дворник просто что бы посмотреть работает или нет. на куя в дождь ездить с задним включенным не пойму Pardon




AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |
Страница 1 из 2
Часовой пояс: GMT + 4
AUTOLADA.RU