Цитата:ОТВЕТ ЗАПАДУ
Все началось 5 января 1972 года, когда президент США Ричард Никсон утвердил программу строительства космических челноков ? ?Спейс Шаттл?. Этот путь казался реальной угрозой, способной нарушить устоявшийся баланс могущества. Американский многоразовый корабль проектировался для изучения, уничтожения и захвата космических аппаратов противной стороны. Кроме того, ?Спейс Шаттл? мог нести до 30 ядерных боеголовок и ударить ими, снизившись над требуемой целью.
ЦК КПСС, проанализировав доклад института прикладной механики АН по данной теме, принял решение о комплексе защитных мер. Так родилась ответная программа ?Буран?.
Главным исполнителем советской задумки выбрали научно-производственное объединение ?Энергия?, руководимое Валентином Глушко. Разную степень участия приняли 1206 предприятий и организаций, подчиненных едва ли не сотне министерств и ведомств. В итоге многоразовый орбитальный корабль воплотил в себе наработки целой ракетно-космической эпохи СССР.
Воздушно-космический самолет (ВКС) в нашей стране приступали делать еще в 1958-м. Тогда этим занялось ОКБ. В. М. Мясищева, который первым наметил для теплозащиты объекта керамическую плитку. Но через 2 года Владимира Михайловича перевели в Центральный аэрогидродинамический институт, а его ОКБ передали фирме В. Н. Челомея. К 1964-му были готовы макеты пилотируемого и беспилотного ВКС, но тут сняли Н. С. Хрущева, и завыли ветры перемен.
Из всех программ по этой теме оставили одну, ведомую Г. Е. Лозино-Лозинским. Его ?Спираль? предполагала взлет ракетоплана с тяжелого самолета-носителя. Но это новое слово в космонавтике зарубил маршал А. Гречко, хоть ?Спираль? и продемонстрировала успешные старты из-под носителя Ту-160. Министр обороны испугался воплощавшейся фантастики, что затормозило российский прогресс на много лет.
Первый американский шаттл ?Колумбия? взлетел ровно через 20 лет после гагаринского триумфа: 12 апреля 1981.
Наши специалисты, идя тем же путем, были готовы куда позже, лишь к 1988-му. Собственно, пусков было два. Первый, когда ?Энергия? вывела на орбиту 100-тонную болванку, явился пробным и состоялся летом, за несколько месяцев до общеизвестного ноябрьского полета.
Из сообщения ТАСС: "После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы ?Энергия? орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур. Это была первая в истории автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
Сделан новый выдающийся вклад в освоение космоса, советская наука и техника одержали блестящую победу".
?Увы, оставшуюся без грядущих логических продолжений. Ибо новый лидер государства, уже определившийся тогда с курсом на разрядку, при визите на Байконур изрек сакраментальное: ?Ну? видимо, этой птичке мы навряд ли найдем применение? Но ракета, да? Мне кажется, найдет свое место??
Так выдающееся творение державы приказало долго жить.
БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ
Интересны сравнительные характеристики систем ?Энергия-Буран? и ?Спейс Шаттл? (в скобках ? американские данные):
? Масса полезного груза, выводимого на орбиту высотой 200 км ? 30 т (29,5 т).
? Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю ? 20 т (14,5 т).
? Стартовая масса ? 2400 т (2040 т).
? Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом ? 105 т (114,2 т).
? Возможный экипаж ? до 10 чел. (до 10 чел.).
? Длительность функционирования на орбите ? до 30 суток (до 30 суток).
? Кратность применения ? 100 раз (100 раз).
? Суммарные затраты ? 16,4 млрд. руб. (17,8 млрд. долларов).
Этот советский параметр, если верить тогдашнему переводному курсу $1=67 коп., составлял 11 млрд. долларов.
Для управления ?Бураном? пришлось воплотить сложный информационный тракт: ?ЦУП ? наземный ретранслятор ? спутниковый ретранслятор ? корабль?.
Были задействованы 6 наземных станций слежения: в Евпатории, Москве, Джусалы, Улан-Удэ, Уссурийске и Петропавловске-Камчатском. Для контроля посадочного витка задействовались два научных судна в Тихом океане и два ? в Атлантике. Все это дублировалось и контролировалось сетью наземных и спутниковых каналов. Трудность маневра представим хотя бы по факту: длина трассы адресованного ?Бурану? тормозного импульса превысила 120 тысяч километров. Но в итоге беспилотный ВКС подкатил к наземному флажку аккуратнее, чем иной водитель заруливает к бордюру. Чем увековечил грустный парадокс: Штаты не сделали ни одного беспилотного запуска орбитального ?челнока?, СССР ? ни одного пилотируемого?
Для советской космонавтики новым делом в данном проекте являлось теплоизоляционное покрытие аппарата, выполнявшееся керамическими элементами по особой схеме. Каждый элемент ? а всего их насчитывалось около 40 тыс. штук ? был пронумерован. Внешне такая плитка напоминала обычный кафель, но весила несравненно меньше, ибо в основе имела кварц. Большой мешок такой плитки человек легко поднимал вытянутой рукой. Спецпокрытие обладало ничтожно малой теплоемкостью: элемент, какое-то время находившийся в печи с температурой 900 градусов, при извлечении свободно брали руками ? он был холодным.
Кроме теплоизоляции, покрытие выполняло энергетическую функцию: служило конденсатором солнечного и статического электричества. В зависимости от цвета покрытия оно характеризовалось плюсовым либо минусовым электрическим зарядом. При этом грязевые и жировые пятна лишали оболочку корабля нужных электрофизических свойств.
Крепили жаропрочные элементы к поверхности аппарата особым термостойким клеем на резиновой основе ? ?Эластосил?. Работы велись в МИКе ? монтажно-испытательном корпусе в приаральской степи. Теплоизолировщики завозились вахтой, на несколько месяцев. Основной рабочий контингент ? москвичи. Учитывая специфику бытия и менталитет, становился понятным нередкий ущерб качеству из-за пьянок. Возникала необходимость переделок. Кроме того, плитку до монтажа испытывали нагревом, что давало свой процент брака. Керамические отходы вывозили и ссыпали в изуродованную взрывом на старте ракетную шахту, находившуюся поблизости. К завершению оклейки ?Бурана? добрую половину объема этой шахты заполняли россыпи отбракованной керамики. А каждая плитка стоила до 500 рублей, что составляло в ту пору двухмесячный голый оклад конструктора 1-й категории. ?Не счесть алмазов в каменных пещерах??
Кстати, о деньгах. На заре орбитальных рейсов советские космонавты поощрялись 15 тысячами рублей за полет и автомобилем ?Волга?. Дарились мебельные гарнитуры и постельное белье. Позже, в 1970-е, ставки упали: за полет выдавали по 7,5 тысяч и по ?Волге?. Зарплата нелетающего космонавта составляла 600 рублей. У астронавтов США этот показатель в те же годы был около $2000, а гонорары за полет обуславливались конкретным договором.
Тарифный отпуск советских космонавтов длился 45 суток, послеполетный ? 3 месяца.
КРЫША И КРЫШКА
"Что раньше было сказано,
Теперь уже не скажется,
Не скажется ? не сбудется,
Не сбудется ? забудется?"
(А. Фатьянов, ?Когда уходит молодость?)
К моменту благополучного завершения первого вылета ?птички? дальнейший план этой темы выглядел так:
? Старт ?Бурана-2К1? (второй корабль, первый полет) с модулем дополнительных приборов. Срок ? 4-й квартал 1991-го, длительность ? двое суток.
? Старт ?Бурана-2К2? еще с одним приборным модулем. Срок ? 2-й квартал 1992-го, длительность ? 7 суток. В полете намечена стыковка с орбитальным комплексом ?Мир?.
? Старт ?Бурана-1К2? с очередным комплексом научного оборудования. Срок ? 1993 год, длительность ? 15?20 суток.
Все эти вылеты планировались беспилотными. Затем должны были состояться испытательные полеты с пятого по восьмой, в которых участвовал бы третий корабль ?3К?, с экипажем из двух космонавтов. Эти миссии, намеченные на 1994?95 годы, имели в виду стыковку с комплексом ?Мир?.
По мнению специалистов, программа ?Энергия-Буран? окупилась бы не ранее 1995 года, а начала давать прибыль только к 2003-му. Но на закате СССР пелись уже другие песни. Фундаментальная наука и дорогостоящая техника уступили арену скоропалительной конверсии. В декабре 1991-го Госсовет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшее за космонавтику. Приговор истории вступил в силу.
К моменту развала империи наиболее совершенным ракетным двигателем в мире считался РД-170, поднимавший системы ?Зенит? и ?Энергия?. Затем фирма ?Энергия? создала двухкамерный агрегат РД-180, на 70% взаимозаменяемый с РД-170, но более мощный и дешевый. Тогда-то Америка, с начала 1970-х тщетно бившаяся над проблемой экономичных двигателей для космических запусков, и добилась успеха. В 1996-м США купили у России технологию производства РД-180. Как признал эксперт компании ?Тил Груп? М. Касарес, для отработки сопоставимого с нашим ракетного двигателя за океаном пришлось бы израсходовать полтора-два миллиарда долларов. А РД-180 ?испытан, дешев, да и просто лучше всего того, чем сейчас располагают Соединенные Штаты?.
Зато на бывшей одной шестой космические горизонты далеко не веселы. По договору, Россия арендует отошедший Казахстану Байконур за $90?120 млн. в год. Суммы эти вносятся с частыми задержками, что подогревает вялотекущий межгосударственный конфликт.
На космодроме свирепствуют мародеры, ворующие кабель. Атаки их многочисленных шаек заставили окопать космодром защитным рвом и организовать вертолетное патрулирование. Но и такие меры слабо помогают.
Мистика: еще в апреле 1988-го, после обильного снегопада и резкой оттепели, крыша монтажно-испытательного корпуса дала множественные течи. Тогда метровый пласт снега со здания убирала рота солдат, что не уберегло ?Буран? от жирных битумных пятен на обшивке. Корабль долго отмывали.
А 12 мая 2002 крыша МИК обвалилась. Комплекс ангаров, построенный в 1960-х, состоял из двух корпусов: 40-метровой и 80-метровой высоты. Рухнула вся крыша 80-метрового. Это было огромное здание длиной 280 метров. Причина обвала ? точечная нагрузка от 10 тонн рубероида, поднятого туда для ремонта кровли. В руинах погибли восемь ремонтников. Под обломками также остались три топливных бака от ракеты ?Энергия? и почти собранный аналог корабля ?Буран?, слетавшего в космос.
По сообщению ?Росавиакосмоса?, обрушившийся МИК восстанавливать не будут из-за отсутствия финансирования программы многоразовых полетов в обозримом будущем?
?Оно и понятно. Космические программы ? дело нудное, трудное? Куда веселее заниматься другими звездами ? шоу-бизнеса, например. Хоть и похоже на обезьянник, зато прибыльно, да и не засохнет. В обозримом будущем?
.
Публикация подготовлена по материалам А. Первушина, Г. Сысоева, В. Шуневича, И. Осипчука, М. Калашникова