Самодельный коммутатор для КСЗ - рекомендую [Печать]
Выбрать сообщения с # по # FAQ
AUTOLADA.RU -> "Классика" |

#1: Самодельный коммутатор для КСЗ - рекомендую Автор: Sergey199 СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 06:00
В попытке улучшить штатную (контактную) систему зажигания мною были перепробованы несколько вариантов самодельных и промышленных схем зажигания.
Хотелось бы изложить практические выводы (может кому пригодиться)

1. Простые тиристорные системы зажигания (в которых используются обычные тиристоры, например КУ202Н) для практического применения непригодны однозначно (слышу крики осуждения оппонентов) из-за отказов данных схем при температуре воздуха меньше -25 градусов (т.е тогда когда особенно нужна мощная и стабильная искра). У тиристоров очень сильная зависимость тока управления от температуры и при низких температурах он просто перестает работать (чем меньше температура - тем больший нужен ток). Кроме того, авторы умышленно снижают мощность преобразователей высокого напряжения из-за вероятности "зависания" тиристора в открытом состоянии, что вызывает сбои при больших оборотах. Из плюсов данных схем (конденсаторных систем зажигания) отмечу небольшую нагрузку на аккумулятор.

2. БСЗ от 08 или 09 конечно хороша, НО при слабом аккумуляторе (т.е когда несколько попыток завестись не удались и аккумулятор подсел) завестись не получится (необходимы большие токи от аккумулятора для получения искры). Кроме того нужна дополнительно 1000 руб и не факт, что машина после и этого будет заводиться в мороз.

3. Штатная КСЗ (на моей машине) из плюсов имеет большую (ударение на первый слог) отказоустойчивость по сравнению с электронными схемами, плюс она меньше нагружает аккумулятор. При новых и правильно выставленных контактах прерывателя машина заводится не хуже чем с БСЗ от 08. Но контакты со временем имеют свойство подгорать...

Теперь несколько схем (изготовленных мною и опробованных на машинах знакомых) показавшихся мне наиболее оптимальными.

1. Оптимальная схема (нижняя). Только нужно предусмотреть или тумблер или разъем для перехода на штатную КСЗ в случае отказа.



(нижняя схема). Разгружает контакты прерывателя. Практически нет потерь на коммутацию (Я использовал IRF840 - сопротивление открытого транзистора 0,8 Ом. Цена - 22 руб). Очень хороший пуск. Наиболее оптимальная из всех проверенных мной (запуск с 3 попытки в -30). Собирается "на коленках", затраты по деньгам - 50 рублей (на IRF транзистор и разъемы. Все остальное найти вообще не проблема).

Кстати, верхнюю на рисунке схему можно использовать для ионизатора (устройство получается размером со спичечную коробку)

2. Еще есть похожая схема



у нее лучше фронты импульсов, но при напряжении аккумулятора меньше 6 вольт она работать перестает.

Как вариант "бюджетной" БСЗ можно применить схему



т.е берем у знакомых коммутатор и катушку от БСЗ (трамблер остается старый с контактным прерывателем) и смотрим есть ли смысл ставить себе БСЗ.

Еще есть хоррошая статейка http://azlk2140.chat.ru/zima/zima.htm про применение дополнительного аккумулятора от UPS для систем зажигания.

(кстати там же http://azlk2140.chat.ru/index1.htm есть много чего интересного (даже про практическое применение ионизатора есть))

Итого : пока самый оптимальный (в смысле минимальные затраты денег и времени) вариант - это схема по рис.1 плюс дополнительный аккумулятор аналогично схеме
[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/3.bmp[/img]


Неплохой вариант схема (попроще)
[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/2.bmp[/img]


Искра (проверено на искровом стенде, с использование осцилограффа и высоковольтного вольтметра для наблюдения формы импульса и получаемого напряжения) не хуже чем в БСЗ. Зато есть один плюс - аккумулятор от UPS всегда можно унести домой и подзарядить (токи не более 1 А - иначе его вспучит). Ничего менять не нужно (провода и бегунок можно использовать старые). Всегда можно вернуться на КСЗ.

Но самый лучшая система зажигания - это тиристорная, но с использованием вместо тиристора IRF транзистора. (схема собрана, показала отличные характеристики на стенде, но пока на машину не ставил (корпус сделать еще нужно)), поэтому схему не привожу. Правда там затраты на детали поболее (более 500 рубчиков получаются). Зато из дополнительных плюсов - возможность получения 220 вольт 100 Ватт для питания бытовой техники (например на природе)

P.S Правда не в тему
Рекомендую "самоделкиным" посмотреть http://www.aac.ur.ru/craft.php - много свежих схем. Например http://www.aac.ur.ru/craft.php?id=59&start_no=100&on_page=20&blok_on_page=10&start_blok=0

- схема очень простого автозапуска на классику (проверено - работает).

Спасибо авторам используемых сайтов за информацию.

#2:  Автор: DyUKОткуда: OMCK СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 08:02
Sergey199 есть тебе вопросик:
Тесть когда-то в 80-х собирал блок многоискрового зажигания, схема была в журнале Радио ?5 за 82 год могу прислать если надо... знакома ли схема? стоитит ли ставить? блок в рабочем состоянии... впринципе я на штатной КСЗ -30 проблем не знаю

#3:  Автор: Sergey199 СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 10:13
Цитата:

схема была в журнале Радио ?5 за 82



Эта схема (по моему автор Сотников) явилась "родителем" множества усовершенствованных схем (до нее также были похожие варианты), которые сейчас популярны (в том числе и популярная схема Карасева заимствует много от нее).
Работает прекрасно, если бы не одно НО!! Все что я написал в пункте 1 про тиристорные схемы на 100% к ней относится. На морозе меньше -25 зажигание может, так сказать "дать дуба". Тиристор в этих схемах в первый раз открывается током разрядки конденсатора, заряд которого зависит от состояния контактов прерывателя (об этом писалось неоднократно в журнале Радио) и на морозе тока не хватает, соответственно тиристор перестает открываться - машина не заводится. Помогает только газовая зажигалка (ею я грел тиристоры в таких случаях).
На твоем месте "устройство собранное тестем" я бы попробовал поставить - может все нормально будет. На зажигании Карасева я проездил 3 месяца (свечи NGK двухэлектродные, провода силиконовые, расход чуть меньше, динамика чуть лучше, греть можно меньше) - до морозов. После этого я ее "разлюбил" -вернул все как было. Хотя может быть мне попалась партия тиристоров неправильных (порядка 30 штук. Проверял на стенде, сооруженном из подручных средств на балконе - на морозе работать не хотят. Импортные также проверялись - результат аналогичный).

Кстати, вообще мало кто представляет, почему и для чего нужен коммутатор в БСЗ и почему нельзя катушку от БСЗ поставить вместо катушки КСЗ?
Поясняю. Стремление конструкторов повысить мощность искры (а она зависит от энергии, запасаемой катушкой и равна L*I*I/2 (в смысле I в квадрате) привело к необходимости снижения активного сопротивления первичной обмотки катушки зажигания (у КСЗ сопротивление 3 Ом, а БСЗ -1 Ом, соответственно ток разрыва в КСЗ=4 А у БСЗ =14А). Контакты прерывателя не справляются с таким током (обгорают). Вот коммутатор для этого и нужен. Кроме того, там еще нужно соблюдать время накопления энергии в катушке и ограничивать его - иначе катушка сгореть может - для этого вся электроника и нужна.

С предлагаемым автором коммутатором (повторяю - я только повторил) по рис 1 исчезает проблема ограничения тока через катушку (контакты не обгорают). В принципе, с ним можно попробовать и катушку от БСЗ (но я бы этого делать не стал - все таки ограничивать ток через нее нужно - иначе рвануть может)
Причем данная схема практически не ухудшает характеристики КСЗ.

А используя схему с рисунка


[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/3.bmp[/img]

можно вдвое повысить энергию искры за счет дополнительных 12 вольт от второго аккумулятора - он там при заводке последовательно со штатным включается (значит - зачем нам БСЗ, если и так будет неплохо).

Моя точка зрения - если с КСЗ все хорошо, трамблер не разбит - так и езди (не забывая раз в год перед зимой менять контакты и чистить грязь с проводов, чтобы токов утечки поменьше было). Хочешь пореже менять контакты - можно попробовать коммутатор на транзисторе IRF. Но и в этом случае контакты все равно менять придется - там еще текстолитовая пластинка стирается. Есть желание "поставить и забыть" - ставь БСЗ.

Кстати, о птичках. Одному моему знакомому "мастера" поставили БСЗ, только они ему поставили обычную катушку от КСЗ (117 которая) (то-ли денег захотели себе побольше, то-ли что-то напутали) - он около года проездил так - горя не знал, доволен был. До тех пор пока кто-то из знакомых не захотел себе подобное установить (т.е переписали номерочки того что стоит и пошли с этим в магазин - а там продавцы их и удивили). Но - зазоры в свечах у него были для КСЗ (ему просто лень было свечи выкручивать).

#4:  Автор: DyUKОткуда: OMCK СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 12:25
Огромное СПАСИБО за ответ. все замечания учтены будет тепее, т.е. весной попробую... а так сегодня -35 утром было завелась со второго поворота ключа.. (машина без всяких наворотов)

З.Ы.: просто хотелось услашать мнение специалиста

#5:  Автор: maximovОткуда: Воронеж СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 20:00
Спасибо, очень кстати. По сути получаеться двухтранзисторный коммутатор ценой в 50р. По идее должен быть не мене надежным чем обычный. Вот только одно меня смущает. Для безконтактных катушек с сопротивлением 1 Ом транзистор IRF840 не пойдет, у него максимальный ток всего 8А, зато напряжение 500В - нужно ли нам столько?. Необхдим транзистор с током не менее 20А (ну чтоб с запасом, а лучше все 30) и максимальным напряжением ....??? Вот в чем вопрос, какое напряжение подставить вместо точек. Да, он должен быть максимально дешевым с данными параметрами.

Итак на чем остановиться??? Может IRFP250 - 30А, 200В, цена 40-50р. Мне непонятно критично ли макимальное напряжение или нет.

Или может кто предложет что лучше.

#6:  Автор: Вова Длинный СообщениеДобавлено: 11 Января 2006 22:19
Есть такая тема о нецелесообразности использования коммутатора при КСЗ: когда КСЗ работает в штатном режиме, то сила тока такова, что позволяет игнорировать погрешности на замасливание, окисление контактов прерывателя-распределителя. Кроме того возникающая при размыкании контактов искра как-бы очищает их (естественно до определенного предела). При использовании коммутатора сила тока падает, соответственно усиливается влияние замасливания, окисления и т.д. Какие мысли по этому поводу?
#7:  Автор: SergKlim СообщениеДобавлено: 12 Января 2006 01:12
Привет Серега.

Сам думал сделатьсхемку, что бы разгрузить контакты, а то достало, что они умирают каждые 4 месяца.
Какую схему порекомендуешь для простой класики с КСЗ?

Напиши на мыло, пообщаемся Drinks or Beer

#8:  Автор: Zaka213 СообщениеДобавлено: 12 Января 2006 07:47
maximov писал(а):

Вот только одно меня смущает. Для безконтактных катушек с сопротивлением 1 Ом транзистор IRF840 не пойдет, у него максимальный ток всего 8А, зато напряжение 500В - нужно ли нам столько?. Необхдим транзистор с током не менее 20А (ну чтоб с запасом, а лучше все 30) и максимальным напряжением ....??? Вот в чем вопрос, какое напряжение подставить вместо точек. Да, он должен быть максимально дешевым с данными параметрами.


Можно смело ставить 350-400В. Меньше нельзя.
maximov писал(а):

Итак на чем остановиться??? Может IRFP250 - 30А, 200В, цена 40-50р. Мне непонятно критично ли макимальное напряжение или нет. Или может кто предложет что лучше.


Можно и предложить. Например IRGB14C40L (ПЛАТАН - 67 руб). И у Fairchild (EcoSPARK) есть IGBT специально заточенные под зажигание.

#9:  Автор: maximovОткуда: Воронеж СообщениеДобавлено: 12 Января 2006 09:57
Почему нельзя меньше 350 - 400 В, причина в чем?
#10:  Автор: Sergey199 СообщениеДобавлено: 12 Января 2006 10:13
Цитата:

Есть такая тема о нецелесообразности использования коммутатора при КСЗ: когда КСЗ работает в штатном режиме, то сила тока такова, что позволяет игнорировать погрешности на замасливание, окисление контактов прерывателя-распределителя. Кроме того возникающая при размыкании контактов искра как-бы очищает их (естественно до определенного предела). При использовании коммутатора сила тока падает, соответственно усиливается влияние замасливания, окисления и т.д. Какие мысли по этому поводу?



Для самоочистки контактов достаточно чтобы сила тока была не менее 0,1 А (не я придумал - в умных книжках написано). В данной схеме ток 12/56=0,2 А - что является достаточным для самоочистки. Кроме того, нагрузка на контакты чисто активная (сопротивление, поэтому они меньше изнашиваются).

Максимальное напряжение для коммутирующего транзистора должно быть не менее 400 вольт - не будем забывать про ЭДС самоиндукции (тоже в книжках про системы зажигания написано). Чем больше - тем лучше. Кстати, если поставить конденсатор 0,5 Мкф - то требования к напряжению транзистора снизятся (правда вместе с высоким напряжением). При выборе IRF840 я больше руководствовался его малым сопротивлением в открытом состоянии. Ток на который должен быть расчитан транзистор - для катушки от КСЗ ампер на 8, для БСЦ- наверно точно ампер не менее 20. В крайнем случае можно поставить дополнительную демпферную цепочку из стабилитронов - чтобы транзистор не сгорел (это раньше нужно было здоровущие Д817 (другого просто было не достать) придумывать как рядом разместить. Сейчас-то буржуйских высоковольных стабилитронов море (и все они достаточно небольшого размера и цены). Да, еще - при малом максимальном напряжении транзистора нельзя будет проверять искру так как все сейчас делают - снял провод со свечки - приблизил к корпусу и смотришь - есть искра или нет - может пробиться.

Еще про практическую реализацию. Я это устройство собрал на маленькой печатке (кроме IRF) - отверстия дрелью, дорожки процарапал резалкой - не та схема, чтобы тратить фоторезист или использовать "утюжную технологию" чтобы сделать печатку. Взял кусок железа 50*100*5 (валялся в гараже), просверлил по бокам отверстия для саморезов, чтобы прикрутить рядом с катушкой, прикрутил через слюдяную прокладку транзистор (крепеж взял со сгоревшего транзистора КТ805 от усилителя), над транзистором на 4 стойках по 5 мм установил платку (на платке еще все силовые цепи "усилил" медным проводом 1,5 мм. При монтаже использовал многожильный медный провод 1,5 мм.

Дополнительно установил переключатель (наш советский от старого телевизора на 6 А 220 В) и конденсатор 0,25 * 630 в (это для оперативного переключения к стандартной схеме КСЗ). Залил все это сверху эпоксидкой и прикрутил рядом с катушкой (все проводники старался делать как можно короче). На провод до прерывателя поставил автомобильный одинарный разъем (папа-мама - 20 руб в магазине запчастей) - чтобы не было гемороя при необходимости снять трамблер. Все. При таком размещении из-за уменьшения длины проводников и сокращении потерь на сопротивление проводов мы дополнительно имеем некоторое усиление искры.
При тестировании в комнате (температура воздуха 23 градуса) на частоте 200 Гц (эквивалентно 6000 об.мин) в течении 2 часов (спасибо родным, что не выгнали из дома и дали закончить эксперимент - искра разрядника 7 мм. щелкает достаточно громко и противно) транзистор нагревался до 60 градусов, катушка до 45 (проверено цифровым термометром DS18B20). Зато мой 5-х летний сын теперь знает как "выглядит" электрический разряд и что говорит папа когда его бьет током (не пытайтесь касаться руками одновременно корпуса транзистора и катушки..)

На прогретом двигателе при переключении со стандартной схемы на коммутатор - немного растут обороты - это косвенно говорит о том, что все-таки выигрыш есть. Будем смотреть как она себя проявит дальше.

Эта схема не претендует на оригинальность. Есть куча аналогичных схем. Просто она очень простая - 8 деталек - и качественная (учитывая высокие параметры применяемого силового транзистора) От аналогичных "простых" схем ее отличает отсутствие необходимости подбирать какие-то элементы и меньшие потери по сравнению с коммутаторами на биполярных транзисторах.




AUTOLADA.RU -> "Классика" |
Страница 1 из 1
Часовой пояс: GMT + 4
AUTOLADA.RU