Цитата:схема была в журнале Радио ?5 за 82
Эта схема (по моему автор Сотников) явилась "родителем" множества усовершенствованных схем (до нее также были похожие варианты), которые сейчас популярны (в том числе и популярная схема Карасева заимствует много от нее).
Работает прекрасно, если бы не одно НО!! Все что я написал в пункте 1 про тиристорные схемы на 100% к ней относится. На морозе меньше -25 зажигание может, так сказать "дать дуба". Тиристор в этих схемах в первый раз открывается током разрядки конденсатора, заряд которого зависит от состояния контактов прерывателя (об этом писалось неоднократно в журнале Радио) и на морозе тока не хватает, соответственно тиристор перестает открываться - машина не заводится. Помогает только газовая зажигалка (ею я грел тиристоры в таких случаях).
На твоем месте "устройство собранное тестем" я бы попробовал поставить - может все нормально будет. На зажигании Карасева я проездил 3 месяца (свечи NGK двухэлектродные, провода силиконовые, расход чуть меньше, динамика чуть лучше, греть можно меньше) - до морозов. После этого я ее "разлюбил" -вернул все как было. Хотя может быть мне попалась партия тиристоров неправильных (порядка 30 штук. Проверял на стенде, сооруженном из подручных средств на балконе - на морозе работать не хотят. Импортные также проверялись - результат аналогичный).
Кстати, вообще мало кто представляет, почему и для чего нужен коммутатор в БСЗ и почему нельзя катушку от БСЗ поставить вместо катушки КСЗ?
Поясняю. Стремление конструкторов повысить мощность искры (а она зависит от энергии, запасаемой катушкой и равна L*I*I/2 (в смысле I в квадрате) привело к необходимости снижения активного сопротивления первичной обмотки катушки зажигания (у КСЗ сопротивление 3 Ом, а БСЗ -1 Ом, соответственно ток разрыва в КСЗ=4 А у БСЗ =14А). Контакты прерывателя не справляются с таким током (обгорают). Вот коммутатор для этого и нужен. Кроме того, там еще нужно соблюдать время накопления энергии в катушке и ограничивать его - иначе катушка сгореть может - для этого вся электроника и нужна.
С предлагаемым автором коммутатором (повторяю - я только повторил) по рис 1 исчезает проблема ограничения тока через катушку (контакты не обгорают). В принципе, с ним можно попробовать и катушку от БСЗ (но я бы этого делать не стал - все таки ограничивать ток через нее нужно - иначе рвануть может)
Причем данная схема практически не ухудшает характеристики КСЗ.
А используя схему с рисунка
[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/3.bmp[/img]
можно вдвое повысить энергию искры за счет дополнительных 12 вольт от второго аккумулятора - он там при заводке последовательно со штатным включается (значит - зачем нам БСЗ, если и так будет неплохо).
Моя точка зрения - если с КСЗ все хорошо, трамблер не разбит - так и езди (не забывая раз в год перед зимой менять контакты и чистить грязь с проводов, чтобы токов утечки поменьше было). Хочешь пореже менять контакты - можно попробовать коммутатор на транзисторе IRF. Но и в этом случае контакты все равно менять придется - там еще текстолитовая пластинка стирается. Есть желание "поставить и забыть" - ставь БСЗ.
Кстати, о птичках. Одному моему знакомому "мастера" поставили БСЗ, только они ему поставили обычную катушку от КСЗ (117 которая) (то-ли денег захотели себе побольше, то-ли что-то напутали) - он около года проездил так - горя не знал, доволен был. До тех пор пока кто-то из знакомых не захотел себе подобное установить (т.е переписали номерочки того что стоит и пошли с этим в магазин - а там продавцы их и удивили). Но - зазоры в свечах у него были для КСЗ (ему просто лень было свечи выкручивать).maximov писал(а):Вот только одно меня смущает. Для безконтактных катушек с сопротивлением 1 Ом транзистор IRF840 не пойдет, у него максимальный ток всего 8А, зато напряжение 500В - нужно ли нам столько?. Необхдим транзистор с током не менее 20А (ну чтоб с запасом, а лучше все 30) и максимальным напряжением ....??? Вот в чем вопрос, какое напряжение подставить вместо точек. Да, он должен быть максимально дешевым с данными параметрами.
Можно смело ставить 350-400В. Меньше нельзя.
maximov писал(а):Итак на чем остановиться??? Может IRFP250 - 30А, 200В, цена 40-50р. Мне непонятно критично ли макимальное напряжение или нет. Или может кто предложет что лучше.
Можно и предложить. Например IRGB14C40L (ПЛАТАН - 67 руб). И у Fairchild (EcoSPARK) есть IGBT специально заточенные под зажигание.Цитата:Есть такая тема о нецелесообразности использования коммутатора при КСЗ: когда КСЗ работает в штатном режиме, то сила тока такова, что позволяет игнорировать погрешности на замасливание, окисление контактов прерывателя-распределителя. Кроме того возникающая при размыкании контактов искра как-бы очищает их (естественно до определенного предела). При использовании коммутатора сила тока падает, соответственно усиливается влияние замасливания, окисления и т.д. Какие мысли по этому поводу?
Для самоочистки контактов достаточно чтобы сила тока была не менее 0,1 А (не я придумал - в умных книжках написано). В данной схеме ток 12/56=0,2 А - что является достаточным для самоочистки. Кроме того, нагрузка на контакты чисто активная (сопротивление, поэтому они меньше изнашиваются).
Максимальное напряжение для коммутирующего транзистора должно быть не менее 400 вольт - не будем забывать про ЭДС самоиндукции (тоже в книжках про системы зажигания написано). Чем больше - тем лучше. Кстати, если поставить конденсатор 0,5 Мкф - то требования к напряжению транзистора снизятся (правда вместе с высоким напряжением). При выборе IRF840 я больше руководствовался его малым сопротивлением в открытом состоянии. Ток на который должен быть расчитан транзистор - для катушки от КСЗ ампер на 8, для БСЦ- наверно точно ампер не менее 20. В крайнем случае можно поставить дополнительную демпферную цепочку из стабилитронов - чтобы транзистор не сгорел (это раньше нужно было здоровущие Д817 (другого просто было не достать) придумывать как рядом разместить. Сейчас-то буржуйских высоковольных стабилитронов море (и все они достаточно небольшого размера и цены). Да, еще - при малом максимальном напряжении транзистора нельзя будет проверять искру так как все сейчас делают - снял провод со свечки - приблизил к корпусу и смотришь - есть искра или нет - может пробиться.
Еще про практическую реализацию. Я это устройство собрал на маленькой печатке (кроме IRF) - отверстия дрелью, дорожки процарапал резалкой - не та схема, чтобы тратить фоторезист или использовать "утюжную технологию" чтобы сделать печатку. Взял кусок железа 50*100*5 (валялся в гараже), просверлил по бокам отверстия для саморезов, чтобы прикрутить рядом с катушкой, прикрутил через слюдяную прокладку транзистор (крепеж взял со сгоревшего транзистора КТ805 от усилителя), над транзистором на 4 стойках по 5 мм установил платку (на платке еще все силовые цепи "усилил" медным проводом 1,5 мм. При монтаже использовал многожильный медный провод 1,5 мм.
Дополнительно установил переключатель (наш советский от старого телевизора на 6 А 220 В) и конденсатор 0,25 * 630 в (это для оперативного переключения к стандартной схеме КСЗ). Залил все это сверху эпоксидкой и прикрутил рядом с катушкой (все проводники старался делать как можно короче). На провод до прерывателя поставил автомобильный одинарный разъем (папа-мама - 20 руб в магазине запчастей) - чтобы не было гемороя при необходимости снять трамблер. Все. При таком размещении из-за уменьшения длины проводников и сокращении потерь на сопротивление проводов мы дополнительно имеем некоторое усиление искры.
При тестировании в комнате (температура воздуха 23 градуса) на частоте 200 Гц (эквивалентно 6000 об.мин) в течении 2 часов (спасибо родным, что не выгнали из дома и дали закончить эксперимент - искра разрядника 7 мм. щелкает достаточно громко и противно) транзистор нагревался до 60 градусов, катушка до 45 (проверено цифровым термометром DS18B20). Зато мой 5-х летний сын теперь знает как "выглядит" электрический разряд и что говорит папа когда его бьет током (не пытайтесь касаться руками одновременно корпуса транзистора и катушки..)
На прогретом двигателе при переключении со стандартной схемы на коммутатор - немного растут обороты - это косвенно говорит о том, что все-таки выигрыш есть. Будем смотреть как она себя проявит дальше.
Эта схема не претендует на оригинальность. Есть куча аналогичных схем. Просто она очень простая - 8 деталек - и качественная (учитывая высокие параметры применяемого силового транзистора) От аналогичных "простых" схем ее отличает отсутствие необходимости подбирать какие-то элементы и меньшие потери по сравнению с коммутаторами на биполярных транзисторах.