ШИМ контроллеры упр. скоростью вращения электровентиля охл. [Печать]
Выбрать сообщения с # по # FAQ
AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |

#1: ШИМ контроллеры упр. скоростью вращения электровентиля охл. Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 08:19
Посчитал автоматический блок управления ЭВСО ?СиличЪ? дороговатым для такой простой схемы.
Вот нарыл в инете Вентилятор охлаждения в автомобиле на простом ШИМ контроллере TL494, который стоит почти в любом ATX БП.
+ куча вариантов реализации схем:
- заменить реле на полевой транзистор;
- Софт-старт;
- Простейший регулятор;
- Работа с датчиком ОЖ;


Всё это хорошо, но вот нарыл микросхемы Maxim MAX6643, MAX6644, MAX6645 автоматические ШИМ контроллеры управления скоростью вращения вентилятора с выходом сигнала перегрева
По моему вариант по проще, просто транзисторы по мощнее поставить типа IRFP90N20D, но вот с датчиком пока не разбирался.
Какие будут мнения?

Какую-нибудь схему по первой ссылке я сбацаю на TL494, по скольку дохлый БП есть с убитой дежуркой, что касается варианта на спец контроллере Maxim надо подумать, может есть спецы по электронике, я уже давно не занимался этим Confused

#2:  Автор: ertechОткуда: 58 rus СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 09:26
А как температуру будешь контролировать, что за датчик ставишь?

И еще если датчик электронный то при прогреве автоматика начнет постепенно включать вентилятор, который может и не начать крутиться, пусковой момент будет мал. По этой причине в тех же блоках питания компьютера при запуске вентиляторы раскручиваются на полную, а только затем снижаются обороты в зависимости от температуры.

Да и по TL494 мануальчик надо поднять в каких пределах она скважность импульсов меняет, то что на "полную" вентилятор она включить/выключить не сможет это точно в импульсных блоках питания обязательно есть время в течении которого ключи закрыты..

#3:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 09:45
В самое яблочко, в первом варианте штатный, который показывает на приборку (из статьи), а вот во втором случае на МАХ66хх не знаю, но вариант на МАХ6644 с двумя термодатчиками выглядит не плохо - один с блока, который идёт на приборку, а второй с радиатора + отслеживание неисправности вентилятора.
На МАХ всё зашибись, но вентилятор похоже будет "молотить" постоянно, хотя если поколдовать со смещением на полевом...
Про датчики ОЖ в авто я вообще "0", т.е. не знаю из чего они и их параметры.
Если не трудно просвятите по датчикам, уж очень хочется сбацать на МАХ чего-нибудь стоящее :cool:

#4:  Автор: D_GarryОткуда: Петербург СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 10:22
Молодца, идея хорошая! Только вот надо смотреть на диапазоны рабочих температур этих микрух, чтобы зимой в -20 все это дело не встало Smile
#5:  Автор: ertechОткуда: 58 rus СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 10:31
Рена писал(а):

В самое яблочко, в первом варианте штатный, который показывает на приборку (из статьи), а вот во втором случае на МАХ66хх не знаю, но вариант на МАХ6644 с двумя термодатчиками выглядит не плохо - один с блока, который идёт на приборку, а второй с радиатора + отслеживание неисправности вентилятора.
На МАХ всё зашибись, но вентилятор похоже будет "молотить" постоянно, хотя если поколдовать со смещением на полевом...
Про датчики ОЖ в авто я вообще "0", т.е. не знаю из чего они и их параметры.
Если не трудно просвятите по датчикам, уж очень хочется сбацать на МАХ чего-нибудь стоящее :cool:



Чет мне кажется не стоит с MAXом связываться в свободной продаже его нет у нас, у вас не знаю да и стоить он будет сколько? Если бы я поставил задачу создать такое устройство то сделал бы его на микроконтроллере, загнав туда калибровки датчика температуры КЕ (какой есть)... Да и адаптировать такое устройство под собственные нужды, заставить что то еще делать наиболее просто, но это имхо...

#6:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 11:23
D_Garry, работают при температурах -65°C to +150°C!
ertech, у нас похоже МАХов таких тоже нет, может под заказ получится...
Что касается микроконтроллёров, то я полный профан, а изучать времени пока нет, здесь надо что-то соорудить из "законченных" элементов, ведь не все автолюбители смогут "прошить" МК, да и породятся клоны типа"силыча" и жадных людей, которые будут из воздуха деньги делать... имхо

#7:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 12:19
TL494 стара как мир и неприхотлива. Цена ей 10 руб в любом магазине. Может даже найдешь ли ее с индустриальным температурным диапазоном. 13 вывод (вообще то это вход) на земле, значит длительность импульса будет меняться от 0 до максимума (94% - насколько я помню). С1 и Е1 я бы оставил свободными. Между ИМС и затвором полевика очень не помешает двухтактный эмиттерный повторитель на паре транзисторов, иначе полевик будет греться. Параллельно мотору очень полезна будет депфирующая цепь из диода и параллельных резистора и конденсатора. В противном случае транзисторы будешь частенько менять. Видимо поэтому он там и стоит 200 вольтовый.
А в чем фишка менять частоту вращения?

#8:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 12:34
Спасибо Michail_09.
Фишка в плавном вкл/выкл, при этом не будет "удара" по эл. цепи, аккумулятору и т.д, ну и самое главное поддержание оптимальной рабочей температуры ДВС с большой точностью, вот цитата:
Температура отключения ЭВCO биметаллическим реле (или сигналом блока управления инжекторных двигателей) в штатной системе, обычно на 5-7 С ниже температуры включения. Таким образом, из-за гистерезиса срабатывания биметаллического реле, температура ДВС колеблется в пределах 5-10 С.
За счет автоматической корректировки скорости вращения, поддерживается оптимальная рабочая температура ДВС в узких пределах

#9:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 13:02
Рена писал(а):

Спасибо Michail_09.
Фишка в плавном вкл/выкл, при этом не будет "удара" по эл. цепи, аккумулятору и т.д, ну и самое главное поддержание оптимальной рабочей температуры ДВС с большой точностью, вот цитата:
Температура отключения ЭВCO биметаллическим реле (или сигналом блока управления инжекторных двигателей) в штатной системе, обычно на 5-7 С ниже температуры включения. Таким образом, из-за гистерезиса срабатывания биметаллического реле, температура ДВС колеблется в пределах 5-10 С.
За счет автоматической корректировки скорости вращения, поддерживается оптимальная рабочая температура ДВС в узких пределах


Весь этот "удар" с потрохами скушается аккумулятором. Он куда меньше чем при включении стартера.
Если очень хочется уменьшить гистерезис или изменить температуру включения, то есть куча всяких там градусников с функцией термостата. У того же maxim-dallas, DS1621 например. Там программируется и порог включения и гистерезис. Все с точностью 0,5 град.Он даже внесен в российский реестр средств измерения!
В машине появится чип - будешь его тюнить сколько угодно. Только программируется он по И2С. Либо прогу на PC писать, либо специальным контроллером.

#10:  Автор: Mike93Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 13:23
Вентилятор включается при перегреве, термостат нужен для поддержания рабочей температуры. Это будет самый сложный узел в машине. Не уверен, что это необходимо. Все равно успехов Вам.
P.S Вентилятор довольно редко выходит из строя по причине удара .

#11:  Автор: ertechОткуда: 58 rus СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 13:33
Рена Если интересует именно повторяемость конструкции то ТL494 самое то: и дешовая, и распространенная, с МАХом связываться точно не стоит, у нас его даже не заказ не хотят везти, да и на chipinfo.ru его в наличии нет видать спросом не пользуется и цена скорей всего...

"Удар" как правильно тут сказали приходится на аккумуляторную батарею, а она на то расчитана СТ все таки.

А в чем плюс держать постоянной температуру движка?? Я ничего на эту тему не нашел...

#12:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 13:44
Michail_09, речь идёт не только о точности, нафиг нужен навороченный "тригер" с двумя состояниями на выходе?
Ведь спецально акцентировал внимание на ШИМ и не только для плавного вкл/выкл. Т.е. он будет как-бы в роли дополнительного термостата, который быстрее типа штатного.

#13:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 18 Май 2006 14:55
Рена писал(а):

Michail_09, речь идёт не только о точности, нафиг нужен навороченный "тригер" с двумя состояниями на выходе?
Ведь спецально акцентировал внимание на ШИМ и не только для плавного вкл/выкл. Т.е. он будет как-бы в роли дополнительного термостата, который быстрее типа штатного.


Ну если надо ШИМ, так пусть она будет. Еще про одну вещь не сказал тебе. Влияние напряжения бортсети на оценку температуры (датчик резистивный, подключен через обмотку индикатора панели к питанию). Чтобы как то снизить его надо конец переменного резистора через дополнительный резистор соединить к питанию. Кондер параллельно подстроечному RN должен снизить влияние помех, а они точно будут. С этой же целью земля которая идет на исток силового транзистора должна быть тоже отдельной от земли ИМС.

#14:  Автор: PaSh_ichОткуда: RUS18 Ижевск СообщениеДобавлено: 19 Май 2006 15:07
Схемка хорошая (первая), а с МАХами действительно проблемы бывают(у нас в КБ их чёто не жалуют,кстати по опыту теплосчетчиков, низкая термостабильность и по питанию капризные-нужна хор фильтрация). Так вот по первой схеме необходимы доработки, тут сказано было выше,и (ИМХО) я б полевик убрал точно, заменил на семистор, управляемый ключами на транзисторах( во всяком случае кое какие исполнительные двигатели на самолете управляются так).
ЗЫ. А моментный "удар" всётаки есть укаждого двигателя, и представленная схема неплохо бы работала под капотом, тем более условия под капотом не такие уж благоприятные. Кстати, на ИЖМАШ карлсоны поставляются отовсюду,по входному контролю проходят вроде как все, у всех вентиляторов конструктив похожий, а уже в эксплуатации начинаются проблемы и не без так называемого удара помноженного на другие неблагоприятные условия.

#15:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 19 Май 2006 16:08
PaSh_ich писал(а):

,и (ИМХО) я б полевик убрал точно, заменил на семистор, управляемый ключами на транзисторах( во всяком случае кое какие исполнительные двигатели на самолете управляются так).


Потому и ставили тиристоры, т.к. отечественной силовой электроники, способной конкурировать с современной западной просто нет. Хотел бы я посмотреть, как в отечественный истребитель попытались бы воткнуть транзистор разработки американской фирмы и сделанный где нибудь в Марокко.

#16:  Автор: PaSh_ichОткуда: RUS18 Ижевск СообщениеДобавлено: 19 Май 2006 16:33
У всей нашей оборонки ТАБУ на зарубежную элементную базу, однакож наши самолеты эти же арабы и другие чурбаны выбирают за неприхотливость.И еще,даже китайцы выпуская у себя МИГи всю элементную базу ставят нашу 100%.
#17: Re: ШИМ контроллеры упр. скоростью вращения электровентиля о Автор: FridrichОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 21 Май 2006 15:00
Рена писал(а):

Посчитал автоматический блок управления ЭВСО ?СиличЪ? дороговатым для такой простой схемы.
Вот нарыл в инете Вентилятор охлаждения в автомобиле на простом ШИМ контроллере TL494, который стоит почти в любом ATX БП.
+ куча вариантов реализации схем:
- заменить реле на полевой транзистор;
- Софт-старт;
- Простейший регулятор;
- Работа с датчиком ОЖ;


Всё это хорошо, но вот нарыл микросхемы Maxim MAX6643, MAX6644, MAX6645 автоматические ШИМ контроллеры управления скоростью вращения вентилятора с выходом сигнала перегрева
По моему вариант по проще, просто транзисторы по мощнее поставить типа IRFP90N20D, но вот с датчиком пока не разбирался.
Какие будут мнения?

Какую-нибудь схему по первой ссылке я сбацаю на TL494, по скольку дохлый БП есть с убитой дежуркой, что касается варианта на спец контроллере Maxim надо подумать, может есть спецы по электронике, я уже давно не занимался этим Confused
[img] http://news.rtcs.ru/im/Maxim/sensor/fan/6644_s2.gif[/img]


Теоретически все правильно (для вентилятора охлаждения компа!). А практически (для "карлсона")...
1. Не переоценивайте МОСФЕТЫ - их тоже надо охлаждать, и при рабочем токе 20А придется очень сильно для этого постараться.
2. Помех в машине много - из-за этого схема окажется раза в три больше....
3. С применением МАХ-микросхем и работ по доводке схемы и т.д. цена изготовления окажется в разы больше, чем "СиличЪ" - если, конечно, речь идет не об охлаждении вентилятором процессора видеокарты Laughing
4. В интернете инфу надо сильно фильтровать - очень много "ценных" идей и схем вынесено только для привлечения на сайты рекламодателей, причем схемы взяты либо из журнала "для детей и школьников" Радио, Юный техник, Радиолюбитель и т.п..., либо нарисованы "за одну минуту" журналистом-админом...

Удачи.

#18:  Автор: FridrichОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 21 Май 2006 17:15
PaSh_ich писал(а):

У всей нашей оборонки ТАБУ на зарубежную элементную базу, однакож наши самолеты эти же арабы и другие чурбаны выбирают за неприхотливость.И еще,даже китайцы выпуская у себя МИГи всю элементную базу ставят нашу 100%.


А еще и мы.... Shocked любящие ишаков вместо автомобилей... Laughing

А элементная база: какая в спецификации - ту и обязаны ставить, другую НИЗЗЯ! Это же МИГи, а не GW!

#19:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 07 Июня 2006 12:46
PaSh_ich
В общем не нашёл я такие мофсеты, симисторов и отечественных и импортных завались, вот только какой лучше поставить?
Какой тр-р на управление, сопротивление на базу и между коллектором. Из импортных мащных нашёл BTA41-600B. 40A, Igt/Ih<100/<80mA.
Вот по этой схем хочу подсоеденить: http://slil.ru/22817124

#20:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 06:41
Тек что лучше транзисторы или симисторы?
Ни у кого мыслей нет?
И на 40А симистор потянет?

#21:  Автор: SinbadОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 08:39
Mike93 писал(а):

Вентилятор включается при перегреве, термостат нужен для поддержания рабочей температуры. Это будет самый сложный узел в машине. Не уверен, что это необходимо. Все равно успехов Вам.
P.S Вентилятор довольно редко выходит из строя по причине удара .

Солидарен. Действительно, а смысл? Точность поддержания температуры? В какой части двигателя? Он прогрет неравномерно.
Единственно, что может ради комфорта, плавное включения и шум поменьше при меньших оборотах.

PaSh_ich писал(а):

... я б полевик убрал точно, заменил на семистор, управляемый ключами на транзисторах( во всяком случае кое какие исполнительные двигатели на самолете управляются так).

Тиристор для работы на переменке, т.к. закрывается сам при уменьшении напруги до 0. Есть конечно управляемые, но очень не распространены. И быстродействия у них нет.

А это:
Рена писал(а):

Вот по этой схем хочу подсоеденить: http://slil.ru/22817124

работать не будет, открывшись, симистор не закроется, пока напругу с него не снимешь

Лучше использовать IGBT (вход как у MOS, выход как у биполярного).
Дело в том, что напряжение на открытом MOSFET пропорционально квадрату тока, а у биполярного пропорционально току, т.е. меньше потери мощности на откр. транзисторе). Но у MOS больше быстродействие, и в следствие меньши потери при переключении. Но это играет роль на высоких частотах, которые здесь не нужны. ИМХО IGBT лучший вариант, но ему нужен драйвер.

Система плавного пуска помещается в корпус стандартного реле. А вот насчет регулятора не уверен. Ему охлаждение поболее нужно.

А вот сделать такой регулятор для вентилятора печки имхо дело... По крайней мере КПД будет выше, чем у штатной схемы, где на малых скоростях лишняя энергия проволочными резисторами просто в тепло превращается.

#22:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 08:48
Рена писал(а):

Тек что лучше транзисторы или симисторы?
Ни у кого мыслей нет?
И на 40А симистор потянет?


С чего ты взял, что тиристор или симистор вот так запросто будут у тебя работать на постоянном токе? Открыться то они может и откроются, а вот закрыться без снятия анодного напряжения - хрена лысого - такова суть прибора. Хотя есть исключение - если использовать высоковольтный тиристор на малом напряжении, то он возможно будет работать как транзистор, т.е. снятие управляющего тока возможно его закроет. Но это нештатный режим работы тиристора и как он себя поведет на приличную нагрузку - х.з. Скорей всего будет работать и хуже транзистора и совсем не как тиристор. В данном случае надо просто разориться на 100 рублей и попробовать.
Кроме того, тиристоры которые можно легко купить низкочастотные, т.е. для работы на 50гц, т.е. 2...5 кгц для них - потолок.
По полевикам вообще труба? Их вообще никаких нет? Тебе нужен то на 25 ампер и 20 вольт. Таких вроде много, как грязи.

#23:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 09:07
Sinbad писал(а):

PaSh_ich писал(а):

... я б полевик убрал точно, заменил на семистор, управляемый ключами на транзисторах( во всяком случае кое какие исполнительные двигатели на самолете управляются так).

Тиристор для работы на переменке, т.к. закрывается сам при уменьшении напруги до 0. Есть конечно управляемые, но очень не распространены. И быстродействия у них нет.
Лучше использовать IGBT (вход как у MOS, выход как у биполярного).
Дело в том, что напряжение на открытом MOSFET пропорционально квадрату тока, а у биполярного пропорционально току, т.е. меньше потери мощности на откр. транзисторе). Но у MOS больше быстродействие, и в следствие меньши потери при переключении. Но это играет роль на высоких частотах, которые здесь не нужны. ИМХО IGBT лучший вариант, но ему нужен драйвер.

Система плавного пуска помещается в корпус стандартного реле. А вот насчет регулятора не уверен. Ему охлаждение поболее нужно.

А вот сделать такой регулятор для вентилятора печки имхо дело... По крайней мере КПД будет выше, чем у штатной схемы, где на малых скоростях лишняя энергия проволочными резисторами просто в тепло превращается.


Надо же по сути почти одинаково. Но тиристоры всеже работают на постоянке. Чтобы закрыть тиристор параллельно ему ставят еще один, подключенный через конденсатор + индуктивности. Чтобы закрыть первый, нужно открыть второй, чтобы закрыть второй - открывают первый и т.д. Лет 10...20 назад, когда с силовой техникой был большой напряг - так и поступали. Да и сейчас никуда не деться при беспрецедентно больших токах.
IGBT выгоден при больших напряжениях, когда у высоковольтного мосфета высокое сопротивление открытого канала. Для напряжений ниже 50...100 в они по выгоде меняются местами. Да и дороговат IGBT и редок к тому же.

#24:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 10:43
Нашёл наконец в одном магазине есть IGBT транзисторы:
IRG4PC50F 1..5kHz, 600V, 70A, 200W, 56/370ns
IRG4PC50UD 8..40kHz, 600V, 55A, 200W, 71/214ns, int. Damper-Di

Все около 150р.
И MOS-ы:
IRF4905 V-MOS, 55V, 74A, 200W, <20mOm(38A)
IRF3205 V-MOS, 55V, 110A, 200W, <8mOm(59A)
IRF4905 V-MOS, 55V, 74A, 200W, <20mOm(38A)

Все около 30р.
Sinbad
А что за драйвер ему нужен? В смысле транзистор для раскачки?
Теперь помогите, я волшебное слово знаю - пожалуйста Smile состряпать силовую часть начиная с выхода м/с Е2(10выв.) на IGBT или MOS.

#25:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 11:11
Рена писал(а):

Нашёл наконец в одном магазине есть IGBT транзисторы:
IRG4PC50F 1..5kHz, 600V, 70A, 200W, 56/370ns
IRG4PC50UD 8..40kHz, 600V, 55A, 200W, 71/214ns, int. Damper-Di

Все около 150р.
И MOS-ы:
IRF4905 V-MOS, 55V, 74A, 200W, <20mOm(38A)
IRF3205 V-MOS, 55V, 110A, 200W, <8mOm(59A)
IRF4905 V-MOS, 55V, 74A, 200W, <20mOm(38A)

Все около 30р.
Sinbad
А что за драйвер ему нужен? В смысле транзистор для раскачки?
Теперь помогите, я волшебное слово знаю - пожалуйста Smile состряпать силовую часть начиная с выхода м/с Е2(10выв.) на IGBT или MOS.


Из указанных мосфетов пойдет любой, но естественно лучше с минимальным сопротивлением открытого канала. Параллельно вентилятору нужно будет поставить диод ампер на 20 импульсных. Что нибудь типа КД213. Он будет гасить самоиндукционный выброс.
Самый дешовый драйвер для любых транзисторов - двухтактный эмиттерный повторитель. КТ3102 и КТ3107. Соединить базы и подключить к выходу ИМС. Соединить эмиттеры и через резистор 10...100 ом подключить к затвору. Коллектор 3102 к +, Коллектор 3107 к земле.




AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |
Страница 1 из 2
Часовой пояс: GMT + 4
AUTOLADA.RU