03.02.09
Борис Алешин: «Кризис – это новые возможности»
- Сколько автомобилей АВТОВАЗ выпустит в феврале, какая антикризисная программа действует на заводе, как изменится предприятие в ближайшие годы - на эти и другие вопросы отвечает президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин.
- 2 февраля вазовцы вышли на работу. Скажите, как долго продлится рабочая неделя? И еще - на пресс-конференции в Москве вы сказали, что пока не будет индексации заработной платы...
- Знаете, мы имеем на складе около 115 тысяч автомобилей, а в месяц сегодня продается 30 тысяч... Мы могли остановить конвейер еще в октябре, ноябре или декабре. Но я все же посчитал, что из экономических соображений, из-за предполагаемой девальвации этого делать не стоит.
В феврале мы произведем порядка 32 тысяч автомобилей. Я думаю, после 20 февраля станет понятно, как будет вести себя рынок. Мой прогноз - он должен увеличиться. И тогда мы должны достаточно быстро распродать оставшиеся запасы, и если не в марте, то в апреле точно выйти на нормальный режим работы. Если этого не случится, то мы будем переживать качественно новую для завода ситуацию, в которой завод еще не пребывал. Объемы нашего производства и продаж никогда не были меньше 550 тысяч. Но если рынок останется на отметке 30-40 тысяч автомобилей в месяц - мы будем вынуждены корректировать свои действия. Это может быть непростая ситуация, но, я думаю, не катастрофичная.
В прошлом году мы существенно увеличили людям заработную плату, в среднем это повышение составляет 24,6%. В производстве эта цифра доходит до 26%. Я всегда говорил: можем - платим. И платим много. В отличие от других предприятий мы сделали все необходимое для нашего коллектива. По обстоятельствам, не зависящим от нас, мы зафиксировали фонд оплаты труда на уровне прошлого года. Да, мы пока не можем позволить себе индексацию. Все дело в той самой девальвации рубля, которая является палкой о двух концах.
С одной стороны, она помогает развить производство, улучшить свое позиционирование на рынке, быть более успешными, она подталкивает к покупкам потребителей... Но с другой стороны, дешевеет рубль, и в дальнейшем нам надо будет думать, как парировать все проблемы, которые возникают с дисбалансом в оплате.
- Если раньше мы не понимали, чем отзовется глобальный экономический кризис, то сейчас, конечно, очевидно его ощутимое влияние. Скажите, каково сегодня положение наших поставщиков, не потеряли ли мы кого-то?
- Конечно, кризис - это безрадостная вещь для всех людей, какое бы социальное положение они ни занимали, каким бы видом деятельности ни занимались. Мы одними из первых почувствовали приближение такой серьезной проблемы - в конце июня, когда случился резкий подъем цен на комплектацию, в основном на сырье и материалы, на металлургическую продукцию. Такой рост цен - на 60% - всегда говорит о будущем непростом положении.
Я обратился в правительство, был инициатором того, чтобы прошел ряд встреч с поставщиками сырья и производителей металлургической продукции. Постепенно эта работа правительства и АВТОВАЗа перешла в парирование других кризисных проблем. Нам понадобились деньги на поддержку дилерской системы, потому что мы понимали - она на острие, она перед клиентом, и она первая пострадает. Мы понимали: предстоит большая работа, прежде чем мы придем к каким-то вариантам согласованных с правительством действий. Это потерянное время, увы, привело к тому, что некоторые дилеры разорились.
В общем, сегодня дилерский бизнес находится под серьезным давлением объективных экономических обстоятельств. В не менее сложную ситуацию попали и поставщики. Это случилось чуть позже, когда начали сбоить все российские автомобильные заводы. 2008 год мы дорабатывали с большими сложностями во взаимоотношении с поставщиками. Дальше встал рынок... Люди напуганы кризисом, думают о худших временах, предпочитают иметь накопления. Потребительский спрос, по разным подсчетам, упал примерно наполовину - и я думаю, что подобные оценки очень близки к реальности.
Мы, естественно, пытались доработать до конца года, ведь у нас были определенные обязательства перед коллективом. К тому же все мы понимаем, что модель нашей экономики несколько иная, чем европейская или американская. Мы полагали, что рубль будет девальвироваться, и начали готовиться к этому процессу.
Были дополнительно открыты 35 управлений региональных поставок, то есть крупных складов автомобилей. Была внедрена новая форма расчета с дилерами - они оплачивают автомобиль по факту поставки вместо предоплаты. Сейчас перед нами стоит задача повышения собственной ликвидности. Это непросто, потому что рынок по-прежнему мертв, мы продаем не более тысячи автомобилей в день. Но я полагаю, что плавная девальвация рубля станет выходом для нашего предприятия. Это способ в будущем раскачать рынок, и, на мой взгляд, ситуация должна улучшиться в ближайшее время.
Сегодняшний кризис не первый, переживаемый АВТОВАЗом. По нашим оценкам - шестой. Они очень похожи друг на друга, поскольку наша экономика еще не такая крепкая, как нам бы хотелось. В критической ситуации обнажаются все проблемы и трудности, но я думаю, что мы выйдем из этого положения, так же как выходили и в прошлые годы.
Доля комплектации автомобиля, закупаемой за рубежом, - мизерная. Поэтому, производя автомобиль в рублевой зоне при низкой стоимости рубля, мы всегда имели преимущество перед конкурентами, причем очень значительное. Нынешний период такого преимущества продлится примерно 2-2,5 года. Я полагаю, что в это время мы будем иметь сегмент рынка, равный не менее 30%. И следующая наша задача - это оптимизация предприятия.
Считаю, что мы разработали хорошую антикризисную программу, которую утвердили на совете директоров в начале октября. И эта программа предусматривает плавный вывод непрофильных подразделений, с обеспечением рабочих мест в рамках АВТОВАЗа, но на других рынках труда. Это уже происходит с комбинатом общественного питания, и такой процесс коснется многих сфер-уборки, социальной сферы... Я не сторонник каких-то резких движений, попыток уволить большое количество людей. Считаю, что это не самые изысканные и умные решения. Если речь идет о сокращении штата в растущей экономике, то люди, которые увольняются с предприятия, могут найти себе работу в других местах. Но мы сейчас имеем обратную картину - даже в нашем городе пойти людям некуда.
Поэтому я хочу пожелать тольяттинцам не терять веры в будущее. Каждый такой период - это и трудности, и большие переживания, и неустроенность. Но с другой стороны - это новые возможности для молодежи, для деятельных людей. Вместе с заводом, который, я уверен, в этой экономической ситуации будет чувствовать себя довольно уверенно, они будут двигаться вперед. В этом и заключается суть жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы все панические настроения были отброшены. Жизнь продолжается...
- Борис Сергеевич, в последние январские дни произошел ряд событий, которые напрямую затрагивают перспективы АВТОВАЗа. В Москве было подписано соглашение между АВТОВАЗом и «Российскими железными дорогами». Что дает это соглашение сторонам и сможет ли оно облегчить ситуацию, в которой сегодня находится российская экономика в целом и АВТОВАЗ в частности?
- Начну с истории вопроса. Дело в том, что в советское время Волжский автозавод перевозил свою продукцию в основном железнодорожным транспортом. Но за последнее время мы очень сильно изменили логистику, что стало сказываться отрицательно на наших экономических результатах: перевозка автотранспортом все же менее эффективна. Поэтому полгода назад мы поставили перед собой задачу подписать взаимовыгодное соглашение с «РЖД» и «РейлТрансАвто» (компания занимается перевозкой автомобильной продукции) и повысить объемы транспортировки по железной дороге.
С одной стороны, АВТОВАЗ взял на себя обязательство, что будет перевозить железной дорогой всю продукцию по территории России на расстояние от 1 до 3 тысяч километров. Тем самым мы резко увеличиваем загрузку железных дорог, ведь речь идет об объемах до 350 тысяч автомобилей. С другой стороны, «Российские железные дороги» в лице компании «РейлТрансАвто» взяли на себя обязательство по доставке нашей продукции «до дверей», то есть маршрут будет включать так называемую «последнюю милю» до дилера.
Мы были одними из первых, с кем проводились совместные испытания нового вагона, на котором можно перевозить до 16 автомобилей, что вдвое больше, чем в обычном вагоне или на автовозе. «РЖД» вместе с нами обратились в правительство и получили понижающий коэффициент к железнодорожному тарифу. Это пример того, как при участии правительства может строиться сотрудничество крупных компаний, дающих друг другу хорошие возможности для развития бизнеса.
Если преобразования на заводе будут и далее вестись в таком направлении, предприятие может приобрести совсем иное лицо. Это тот самый путь, когда мы говорим о снижении издержек, о повышении эффективности компании.
- 26 января АВТОВАЗ увеличил отпускные цены на автомобили LADА в среднем на 2,5 процента. Каковы основные причины такого повышения?
- Вообще-то мы каждый год на незначительную сумму повышаем цены на продукцию завода. Это вызвано, прежде всего инфляционными процессами. Если говорить об официальной статистке инфляции, то та величина, на которую мы за год поднимаем цену, будет близка к половине уровня инфляции. Ну а если придерживаться данных по реальной статистике, связанной с инфляцией, то наше повышение существенно ниже половины.
К сожалению, затраты на закупки растут, 2008 год отличался от предыдущих мощнейшим всплеском роста цен на всю комплектацию. Тон задали металлурги. Потом это распространилось практически на всех поставщиков. В результате мы получили в бюджете провал в районе 11 миллиардов рублей, который нам было практически невозможно компенсировать вплоть до начала этого года. За прошлый год мы подняли цены примерно на 4,8%, при этом у нас оставался резерв: первоначально планировалось увеличить цены на 5,3-5,5%.
Отпускная цена на автомобили диктуется не только ценой закупок, но и конкуренцией на рынке. Мы стараемся вести себя на рынке адекватно, поэтому в текущем году по-прежнему не будем повышать цену более чем до половины уровня инфляции.
Станислав Березий.
но и конкуренцией на рынке. Мы стараемся вести себя на рынке адекватно
...Так кто же теперь ОТВЕТИТ за бездарную подготовку к пуску Гл.Конвейера???
Риторический вопрос... Может Чемезов Сергей разберется?
АВТОВАЗ-инструмент для карьеры москвичей. Вот и Алёшин Б.С., говорят уходит в губернаторы Ульяновской обл. Два губернатора-москвича уже прошли президентство АВТОВАЗ (Есиповский и Артяков).
Попросить бы уважаемого Вильчика В.А. бросить играть в "единоросса" и заняться производством родного завода.
Попросить бы уважаемого Вильчика В.А. бросить играть в "единоросса" и заняться производством родного завода.
АВТОВАЗ-инструмент для карьеры москвичей. Вот и Алёшин Б.С., говорят уходит в губернаторы Ульяновской обл. Два губернатора-москвича уже прошли президентство АВТОВАЗ (Есиповский и Артяков).
АВТОВАЗ-инструмент для карьеры москвичей. Вот и Алёшин Б.С., говорят уходит в губернаторы Ульяновской обл. Два губернатора-москвича уже прошли президентство АВТОВАЗ (Есиповский и Артяков).
Кузьмич, а ты знаешь сколько топ-менеджер ВАЗА получает?
Kuzmich2
Ну это средняя температура по больнице..
Все таки, сколько ИТР, а сколько рабочий слесарь?
Кузьмич, а ты знаешь сколько топ-менеджер ВАЗА получает?
Думаю Кадан тоже не хило получал
Плюс при нем был запредельный криминал на заводе, ежегодно десятки трупов в городе, потому его и сняли.
Короче ВПЕРВЫЕ в ИСТОРИИ ВАЗА после длительных КАНИКУЛ даже на неделю не ЗАКУПИЛИ"КОМПЛЕКТУЮЩИЕ" в требуемом КОЛИЧЕСТВЕ.
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы