2
NEXUS_1090Скока раз говорил - англичане ружья кирпичом не чистят!!!
Далее возможно баян, но некоторые упорно не читают 8-)
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается
впускным и выпускным
клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает
повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем
двигателе
(за счет этого температура кипения жидкости становится выше,
уменьшаются
паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно
атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и
электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в
левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу
электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112).
Контакты датчика замыкаются при температуре 99+2°С, а размыкаются при
температуре 94+2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров
двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной
панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ -2111, -2112)
установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для
электронного блока управления двигателем.
Насос охлаждающей жидкости -лопастной, центробежного типа, приводится от
шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного
механизма. Корпус насоса - алюминиевый. Валик вращается в двухрядном
подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки. Наружное кольцо
подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый
шкив, на задний -крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из
графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе
насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном
двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к
радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный
патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг
включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора
и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях
ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева
дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).
При температуре 87+2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться,
открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому
кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью
открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного
клапана должен составлять не менее 8 мм.
Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного
клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости
через радиатор отопителя.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он
изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально
контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о
падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С
бачком также соединены две пароотводные трубки: одна - от радиатора
отопителя, другая - от радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый - с
перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с
напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности
охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через
резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится
через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок
пароотводной трубки.
Не рекомендуется
использование воды в системе охлаждения: горячая вода
вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.