Basil_Tsvetkov писал(а):Теперь всплыла другая непонятка - вот у запорожца нет тосола , и термостата нет... А как же он температуру держит???
охлаждается воздухом.
моторы с жидкостным охлаждением на самом деле тоже охлаждаются воздухом, просто через ОЖ.
жидкостного охлаждения требуют высокофорсированные моторы. слабосильные моторы (как у запора, или, скажем, у vw beetle) могут охлаждаться воздухом, они конструктивно приспособлены к этому, например, на блоке делают ребра, улучшающие теплообмен с внешней средой.
у мотоциклов моторы тоже обычно охлаждаются воздухом и прекрасно себя чувствуют, хотя это немного не тот случай, двухтактные моторы имеют кпд в 1,5 раза больше 4х тактных, поэтому и теплонагруженность у них ниже. и у мотоциклов нет капота, аккумулирующего тепло вокруг мотора.
частично мотор охлаждается за счет свежей горючей смеси, причем чем больше в ней топлива (вообще говоря жидкости, той же воды), тем эффективнее охлаждение.
для соревнований по экономичности моторы не только не охлаждают, но и оборачивают одеялом, чтобы терять меньше энергии на нагрев деталей мотора.
что касается запора, то в жару воздухозаборники обычно "украшали" дополнительными "ушами", чтобы прогнать вокруг мотора больше воздуха.
да, а ровную температуру они и не держат! т.к. моторы не форсированы, то рабочий диапазон температур у них шире - мотоциклы ведь не греют перед поездкой. а перегрева не допускается по расчету - мотор просто не производит больше тепла, чем может отдать через корпус.