Hi 2 all.
Решил выложить отчет по двум заменам сцепления, авось кому-нибудь поможет. Итак, как все было.
Я оказался вторым владельцем машины. Сколько сцепа до этого набегала, никто не знал, ибо человек, который на ней ездил до меня, был вне пределов досягаемости (но он не был официальным ее владельцем). Сцепление у меня отходило около 10-12 тыков, потом начались классические симптомы его износа. Решил менять сам, ибо 1) типа бедный студент и 2) ну интересно же!
Как было. Взял помощника, пива, и в гараж. Менялся только ведомый диск; по обзорам некоторых журналах решил взять ВИС (aka ВазИнтерСервис). Процесс был очень долгим (около 5 часов). Действовали по "классической" (?) схеме, т.е. полностью снимая коробку. Обломок первичного вала, к счастью, нашелся в гараже (с другой стороны, оправка стоит копейки). Что было самым сложным? Поставить коробку обратно 8-) Ко всему прочему, мы с другом решили, что больно умные, и не стали полностью снимать стартер, а оставили его болтаться на проводе и "положили" куда-то между движком и кузовом. В результате, как, наверное, догадываются более опытные люди, стартер упал в тот момент, когда мы раскачивали коробку, чтобы ее снять. Причем упал он удачно: чуть левее (или выше, как посмотреть), и он угодил бы мне ровно в правый глаз
Но обошлось, хотя и так приятного было мало. Пожалуй, из "сильных" приключений всё.
Когда добрались до диска, оказалось, что а) он порядком истерт б) демпферные пружины (если мне мой склероз не переврал название) все как одна болтаются в пазах с амплитудой мм. в 4, не меньше. Кстати, при сравнении дисков оказалось, что они подозрительно похожи
Не стану, конечно, утверждать, что оба были ВИСовскими (но оч-чень похожи!).
Короче, поставили диск, отцентрировали, закрутили, поставили коробку (вдвоем и снизу). Закрутили все, что было откручено (кстати, с болтами, которыми коробка крепится к движку вышел геморрой: мы их перепутали и приходилось их менять местами). Завелись и нормально (слава Аллаху!
) поехали.
Но самое интересное было дальше. Отходив 5-7 тыков, сцепление стало вести себя отвратительно: оно не буксовало, но передачи почти не включались. Почитав конфы, я уперся рогом в мысль: это корзина. Ну не знаю я, почему, но был в этом уверен. Прикупив корзину того же ВИСа (ибо диском я был доволен), мы с другом (теперь уже другим, в авто он, в отличии от 1-го, совсем не шарил) отправились ремонтировать злополучный узел. В этот раз я решил последовать совету не снимать полностью коробку, а просто сдвинуть ее в сторону крыла, вкрутив вместо штатного гораздо более длинный болт (от Нивы вроде бы).
Тут я считаю нужным вкратце описать (идеальную) процедуру для непосвященных. Итак, если я ничего не путаю, мы должны 1) открутить левую ступичную гайку от колеса и вытащить из ступицы конец ШРУСа (т.е. поскольку оба вала остаются в коробке, масло из нее сливать не надо); 2) окрутить все болты крепления коробки к двигателю и прикрутить вместо одного (не помню сейчас, какого) тот самый длинный болт; 3) открутить левую и заднюю подушки двигла 4) поддомкратить двигатель (чтобы коробка ушла наверх и ей не мешала бы левая арка); 5) прицепить коробку за ухо (которое в районе задней подушки) посредством какой-либо крепкой веревки к балке, положенной поперек моторного отсека сверху 6) сдвинуть коробку по направляющей, в данном случае, длинному болту; 7) все менять спокойно, не задумываясь о центровке ведомого диска, ибо его можно отцентрировать самой коробкой; 8) все ставим назад совершенно спокойно (Я по понятным, думаю, причинам опустил процедуры типа снятия защиты картера, навесного оборудования на двигатель и т.п.)
Как было на практике. ЭТО АД! Хочу сразу предупредить, что машина у меня битая в морду (сам виноват, идиот) и, видимо, в знакомом АРА-сервисе ее сделали криво, хотя стапель (он был нужен) я своими глазами видел. Итак, шоу начинается!
Во-первых:
1, 2, 3, 4 и 5 пункты прошли (почти) без проблем. Дальше начинается. Болт оказался коротким (блин, сложно соотнести размеры, когда ты в магазине. Да еще и впарили не тот). Короче, болт должен быть сантиметров 20 ИМХО, не меньше. Потом, коробка не хотела ехать "налево" (даже при такой длине болта, как у меня, а он был см. 15). Т.е. левый ШРУС постоянно норовил упереться в ступицу, либо в кожух тормозного диска, либо просто в диск или шину, а сама коробка почти упиралась в левую арку. Вопрос об упоре коробки в арку сочли следствием недостаточного поднятия движка и коробки. При этом я не мог понять, то ли левый ШРУС упирается во что-то, то ли правое колесо мешает, ибо при передвижении коробки двигались оба. ОК, решил я: раз так, снимаем и правый ШРУС. Как бы не так! У меня его элементарно не получилось снять! Просто ступичная гайка отказалась (наотрез!) двигаться с места. Грустная история о том, как мы решали, стоит ли (почти) все обратно прикрутить, чтобы опустить оба колеса на землю и только после этого зажимать тормоз, чобы открутить ступичную гайку (а иначе не получалось!), опущена. Решили, что будем исходить из того состояния, в котором все находится. Короче, пришлось-таки слить масло из коробки и выбить левый ШРУС. Помогло! Мы открутили корзину и вытащили ведомый диск.
Заметка на полях: знаете, что оказалось? Две демпферных пружины на диске просто сломаны! От них остались только половинки! Корзина с сильными следами износа, но, в общем, в порядке. Короче, запрягаем друзей на ночные автомагазины, сами курим в сторонке. Все, что удалось найти друзьям - это ВИС и Kraft. Злобно глядя на второй (имхо) ВИС, погибший от пружин, решаемся на Kraft. Вариант подождать до открытия магазинов (дело было ночью) отметаем: нас ждут 6 человек с утра и нам везти ~200 кг груза за 50 км от Москвы. Короче, привозят нам пресловутый KraftTech (вроде он так пишется). Ставим. Пока ставим, успеваем погнуть лепестки на новой корзине. Долго думаем, что лучше: ровная, но изношенная старая корзина, или новая, но кривая (попытки выпрямить к достойному реультату не привели). Решаем, что новая. Ставим. Для этого пришлось снимать правую растяжку с колеса. Сняли. Поставили. + Ставим новый выжимной.
Результат: буксы (их я отношу на счет диска от Kraft): не сильные, но есть. Слишком мягко стало включаться сцепление, с буксами. Коробка дурит: передачи включаются (иногда) с хрустом. ИМХО тяжелое включение есть синхронизаторы + корзина, а буксы = Kraft. Я не прав? Поправьте меня. Короче, замена сцепления при таком раскладе заняла 14 часов. 14 ЧАСОВ! Может, я дебил, и друг мой дебил, но 14 часов на сцепление - это что-то!
Итак, выводы.
1) Я не хочу покупать ВИС, ибо два диска были слишком похожи и у обоих одна и та же проблема: пружины. У первого сложились, у второго - сломались.
2) причина пробуксовки во 2-ом случае - именно ведомый диск, а не корзина. Ее я купил зря.
2) Я не буду менять сцепление посредством частичного снятия коробки, ибо при этом способе гемора немеряно (для меня), а толку - -1 (минус единица). Я, может, и не прав, не спорю, но _мой_ опыт говорит об этом. К тому же, я обнаружил, что я _один_ могу поставить коробку. Причем _снизу_. Это при том, что вешу я ~70 кг при росте 181 см. Гемора много, да. Но, наверное, не все зависит от напарника.
+ Вопросы по сцеплению
1) резинка на рычаге. Купил новую - не встала, как надо. Может, я дурак, но резинка не втыкается в КПП. На рычаге сидит, в внутрь - никак.
2) Страшный скрип при нажатии на педаль. Тросик не при чем, проверено. Есть такая пластиковая втулка вилки. Я ее выдрать из КПП не смог, ее лапки ломались. Похоже, скрипит именно она, т.к. все остально было смазано, включая выжимной. Но черт, я не представляю, как вытащить эту втулку! Да ладно вытащить - вставить (есть у меня такая запчасть) и то страшно! Она хрупкая, как черт знает что!
Короче, возражения принимаю почти безропотно, ибо желторотый. Правда, не смотря на желторотость, могу еще запостить отчет от смене ремня ГРМ и помпы, если это кому-то интересно.