Страница 2 из 4
Figther
Заливал с самого начала в новый ваз 21124 (1.6 16 клап) 2005 г. в. масло Mobil 5w50 (раньше называлось Rally formula, потом Peak life), проездил на этой машине 105000км и потом продал. Требовала доливки первые 10 - 15000 км, потом уровень между заменами понижался на 5 - 7 мм.(масло менял каждые 15000км.) Мое впечатление- масло отличное, только дорогое.
muha15
Оригинал статьи в ж. За рулем

Саентология масла
Михаил Колодочкин, Александр Шабанов
За рулем №3 2008
01.03.2008

Какое масло лучше залить – не в смысле бренда, а для пользы мотору: скажем, 0W-30 или 10W-40? Или стоит взять 15W-50? В общем,что выбрать - и почему? Жанр «аналитической экспертизы» представляют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.
«Масляную» тему подсказал случай с доводкой на стенде тюнингового мотора. Собрали его из хороших деталей, с индивидуальной подгонкой по зазорам, обкатали (масло - «сороковка»), сняли характеристики, все - о'кей. А к приезду клиента залили «пятидесятку», на которой в дальнейшем планировалось гонять моторчик. Ожидали, естественно, прибавки момента и признательности заказчика…

Однако все пошло не так, как было до сих пор: мотор даже «на глазок» стал «тупым»! Измерения на стенде подтвердили потерю 12% мощности на высоких оборотах (рис.1). Но ведь «пятидесятка», судя по аннотации,специально предназначена для тюнинговых и спортивных моторов. В чем же дело?



ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ШОКОЛАДА

Так пожиже или погуще? Масленщики немногословны: мол, чем больше вязкость масла, тем толще масляные пленки, образующиеся в парах трения двигателя - в подшипниках коленчатого вала, под поршневыми кольцами… А чем толще - тем лучше: ведь они защищают от износа. Двигателисты соглашаются, но напоминают: и мощность мотора, и расход масла на угар, и даже на температуры его деталей - а значит, и общая надежность двигателя, тоже зависят от вязкости масла. Поэтому применительно к вязкости «больше» не значит «лучше»: надо искать некий оптимум для каждого конкретного мотора. Вот этим и займемся.

САЕ - РАЗ, САЕ - ДВА! ОПТИМУМ?

Сначала замерим мощность двигателя и расход топлива на различных маслах: выявим зависимость поведения мотора от вязкости масла. Потом оценим влияние свойств масла на скорость износа. Перед испытанием каждого сорта мотор (в данном эксперименте - ВАЗ-21083) разбираем, взвешиваем поршневые кольца и вкладыши подшипников. Вновь собираем и заливаем испытуемое масло, обкатываем в течение часа. Затем испытываем в течение 20 моточасов на режимах ускоренного износного цикла. Дополнительно имитируем пусковые режимы. По окончании - повторная разборка, снова взвешиваем вкладыши и кольца. Вычитаем, делим на время - получаем скорость износа на цикле ускоренных испытаний.

Для трех масел - SAE 5W-40, 10W-40 и 15W-40, полученные результаты легли в пределы погрешности измерений. Стало быть, при прогретом моторе первая цифра в обозначении масла не влияет ни на мощность, ни на расход! Что до ресурса, то очевидно: чем быстрее масло начинает прокачиваться через систему смазывания, тем ниже интенсивность «пускового» износа. Для нас важно: чем меньше первая цифра, тем меньше мотор изнашивается при холодном пуске. Кстати, это будет заметно и по поведению автомобиля - на таком масле он быстрее начинает принимать нагрузку по мере прогрева.

Со второй цифрой все гораздо сложнее. На графиках зависимости крутящего момента двигателя от вязкости масла (рис.2) сразу прорисовались те самые оптимумы, о которых говорилось выше. Подтвердилось и то, что по мере увеличения скорости оптимум смещается в зону более высокой вязкости. Так, если мотор преимущественно работает на умеренных оборотах (2000… 3000 об/мин), характерных для эксплуатации в городе, то ближе всех к оптимуму «сороковка». Зато выше 4000 об/мин оптимум сдвигается к «пятидесятке».



А что с ресурсом? Если пренебречь пусковым износом, на который влияют в основном присадки, включенные в состав базового пакета, то зависимость проста -чем больше вязкость, тем меньше износ (рис.3).



УДАРИТ МОРОЗ…

Бытует мнение, что на зиму лучше заливать масло с меньшей вязкостью, пожиже. То есть в индексе SAE и первую, и вторую цифру надо иметь поменьше. С первой все понятно - ведь предельная отрицательная температура эксплуатации определяется именно ею. Но экстремально низкие температуры выпадают не всегда и не везде: в большинстве регионов России привычнее ездить при умеренном «минусе». И здесь снова приобретает важность вторая цифра индекса. А как влияет она, попробуем разобраться.

Итак, при изрядном морозце мы все-таки запустились. А в стадии прогрева чем больше вязкость масла, тем выше потери на трение. Значит, для достижения одних и тех же оборотов холостого хода топлива придется сжечь больше, чем в теплую погоду. Трение в целом пропорционально вязкости, а насколько возрастает она при низких температурах? Измерили: при температуре 20°С вязкость у «тридцатки» составила 666 сСт, «сороковки» - уже 917 сСт, а «пятидесятки» - 1343! То есть в два раза больше, чем самого «жидкого» из взятых нами масел. А прогрев зимой идет долго, значит, топлива на вязких маслах израсходуем заметно больше. О токсичности и говорить не приходится - смесь-то надобно обогащать.

Впрочем, узлы трения двигателя на этикетку не смотрят - для них важна реальная, рабочая вязкость. Эта вязкость, как мы показали раньше, имеет четко выраженный оптимум. Но зимой масло в поддоне градусов на 20-40 холоднее, чем летом. Конечно, в подшипнике оно дополнительно прогревается, но его рабочая температура все-таки ниже (рис. 4). Поскольку дискретность классификации вязкости по SAE достаточно грубая, вывод прост - на морозе оптимальным для эффективной работы узлов трения двигателя будет масло с вязкостью, на «десятку» меньшей -например, 30 вместо 40,40 вместо 50.



КУДА СБЕЖАЛИ «ЛОШАДИ»

Вернемся к началу статьи: почему же «затупел» мотор на «спортивном» масле? Разобрав двигатель, увидели картину, характерную для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах. Но ведь на масле 10W-40 все было нормально? Дело в том, что масляные пленки, формируемые поршневыми кольцами, создают серьезное тепловое сопротивление – ведь 60–80% тепла, воспринимаемого поршнем от газов в камере сгорания, отводится через кольца. А теплопроводность масла очень низкая. И чем толще пленки, тем меньше тепла отводится от поршня – его температура растет, а значит, увеличивается и диаметр детали. Кстати, допуски зазоров по размерным группам учитывают возможность работы двигателя на маслах четко определенных классов. А «пятидесятка» в число рекомендованных АВТОВАЗом не входит…

Так вот, простой переход с «сороковки» на «пятидесятку» для нашего мотора приводит к увеличению температуры поршня на 8–15 градусов в зависимости от режима его работы. Но кто это учитывает при выборе масла?

И еще. Очевидно, чем более толстые пленки остаются в цилиндре, тем больше масла израсходуется на угар. Поэтому, используя более вязкое масло, не удивляйтесь, если его расход возрастет.

ТАК КАКОЕ ЖЕ МАСЛО ЛИТЬ?

Ответ на главный вопрос прост: только тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем МОТОРА, а не МАСЛА! Но и тут есть выбор – часто производитель рекомендует два соседних класса. Какой из них выбрать, приведенные результаты говорят достаточно четко. Если режим эксплуатации ближе к городскому, то масло с меньшим классом вязкости. Если же машина чаще гоняет по трассе, то лучше подойдет более вязкое – позволит немного сэкономить на топливе. Но все это применительно к мотору с невысокой степенью износа. А вот старым, недужным «железным коням» маловязкие масла противопоказаны явно. Это летом… Как поступить зимой – читай выше!

НАША СПРАВКА

На банках с маслом нанесено обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие двух цифр, разделенных буквой W, говорит о всесезонности масла. Первая указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно «провернуть». Так, например, масло 0W-40 должно прокачиваться до -35°С, 15W-40 - до -20°С. Вторая цифра говорит о вязкости масла при 100°С, точнее - о допустимом диапазоне ее изменения: для «тридцатки» - от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс - единица измерения вязкости), для «сороковки» - от 12,5 до 16,5 сСт, а для «пятидесятки» - от 16,3 до 21,9 сСт. Иными словами, кинематическая вязкость может меняться почти на 30%, оставаясь в пределах допустимого.

Хочешь сделать мотору хорошо - лей то, что рекомендует производитель МОТОРА, а не МАСЛА!

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

Кстати, если насчет пленок в подшипниках никто не сомневался, то сомнения в том, есть ли они под поршневыми кольцами, окончательно развеяли только в 80-х годах прошлого века. Тогда практически одновременно и у нас, и в Штатах, и в Японии были поставлены эксперименты, в ходе которых измерили толщины пленок и выявили некоторые закономерности их жизни в цилиндрах двигателя. (Кстати, один из авторов принимал непосредственное участие в этих работах.) В частности, установили, что мощность мотора зависит от толщины масляного слоя и, кроме того, от вязкости моторного масла. Эти выводы и легли в основу описанного здесь эксперимента.

Изношенная машина просит масло большей вязкости; эксплуатируемая зимой – меньшей, причем по обеим цифрам индекса SAE.
muha15
Не знаю как графики вставить
Sensas
Тоже читал эту статью, много в ней мутного и почему-то с сайта ЗР они ее убрали, она осталась тока на украинском сайте ЗР вот она http://www.uzr.com.ua/pbs.php?pbl_action=view&pbl_id=1783

Но если внимательно читать, то сначала они пишут про масло 5w50
muha15 писал(а):

Разобрав двигатель, увидели картину, характерную для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах.



А потом пишут все наоборот,
muha15 писал(а):

А что с ресурсом? Если пренебречь пусковым износом, на который влияют в основном присадки, включенные в состав базового пакета, то зависимость проста -чем больше вязкость, тем меньше износ (рис.3).



и приводят вот этот график

где четко видно, что на вязких маслах износ в 2 раза меньше, чем с w30.

А вообще, до 2006 года почти все дилеры на своих ТО лили в иномарки 5w50 с нуля. Потом пошла борьба за экологию, евро5, движки с прямым впрыском. И начали делать масла 5w30, их вообще раньше не было. Синька всегда была 5w40 (0w40) оптимальна для всех машин, так оно и есть. Просто чем гуще масло (при 100C) тем оно больше угорает и возрастает расход топлива (на 3Confused по сравнению с 5в30, а это хреново для экологии и поэтому все поголовно производители перешли на 5w30, а это и не масло, это вода, зато выхлоп чище на 5% 63
так что статья стремная
spam
dns4
Подниму тему. Может у кого есть новые отзывы или данные по этому маслу.
dartsa
5w50 это же для спортивных и гоночных моторов!
На ВАЗе ничего особо плохого не будет наверное от использования этого масла, разве что расход топлива повышенный.
spam
dartsa писал(а):

5w50 это же для спортивных и гоночных моторов!
На ВАЗе ничего особо плохого не будет наверное от использования этого масла, разве что расход топлива повышенный.



luchsergey
это масло для пожилых моторов от 100тыкм пробега .с меньшими проблем тоже не будет.крутая топовая синь.
spam
У меня пробег 120 000, вот и подумываю о нём.
dartsa
Оно гуще при рабочей температуре двигателя, следовательно от использования этого масла,давление в двигателе выше!
spam
Вот нашёл интересную статейку (ссылка на первую часть вверху)

http://avtomaslo.info/vyazkost-motornogo-masla/index.php
alcher
лейте- супер масло, кручу до 5000-6000 оборотов, движок шепчет, единственное в жару мотор греется
dartsa
alcher писал(а):

лейте- супер масло, кручу до 5000-6000 оборотов, движок шепчет, единственное в жару мотор греется


За почти 2000 рублей, да и еще движок перегревается nea
luchsergey
перегревается же не из-за масла, а оттого что живой и жара.
alcher
скорее не из-за масла греется, просто жара поперла, зимой не грелась, а вообще масло надо лить хорошее и не паленое, на этом нельзя экономить
Sensas
мобил жжет
цитата с форума яповодов

Цитата:

Всем привет!Прочитал в 6 номере авторевю за 2010 год,интересную статью Картина маслом.Про завод ExxonMobil что в Гравешоне.Там с нескрываемой гордостью пишут:гравешонский завод обеспечивает четверть мировой потребности в ПАО,но для основы СОБСТВЕННЫХ МАСЕЛ КОНЦЕРН ОСТАВЛЯЕТ МЕНЬШУЮ ЧАСТЬ-БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ РАСКУПАЮТ ЕГО КОНКУРЕНТЫ.Далее по тексту-в гравешоне смешивают и фасуют всю линейку синтетических масел серии MOBIL 1, но до россии третьего по значимости рынка после сша и китая ОНИ НЕ ДОХОДЯТ-ОСТАЮТСЯ В ЕВРОПЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В САМОЙ ФРАНЦИИ.К нам везутся масла смешанные на финском заводе Наантеле,а на украину из турции...Зато специально для рынков россии,украины и беларуси Mobil запустил линейку масел New Life 0w40,Peak Life 5w50 и Extended Life 10w60...Лично для меня mobil-а как масла больше не существует!!!!



Цитата:

я ваще не понимаю New Life 0w40,Peak Life 5w50 и Extended Life 10w60 это типо для баранов маркетиг?
типо сметана масло маргарин и как в авто подбирать? типо новое ...секонд хенд..... и дрова..



самый косячный маркетинг мобила, они и правда за баранов нас держат вместе с украиной и белоруссией))
где это видано, чтобы производитель масла рекомендовал какие лить масла, какое масло лить пишет производитель машины, а их задача под эти требования делать линейки масел. А тут дибилизм, проехал 100 тыс на ЛЮБОЙ машине и лей 5w50

смерть мобилу 63
spam
Sensas писал(а):

самый косячный маркетинг мобила, они и правда за баранов нас держат вместе с украиной и белоруссией))
где это видано, чтобы производитель масла рекомендовал какие лить масла, какое масло лить пишет производитель машины, а их задача под эти требования делать линейки масел. А тут дибилизм, проехал 100 тыс на ЛЮБОЙ машине и лей 5w50

смерть мобилу



Ели чесно, мне вообще на*рать на маркетинг мобила и название его масел. Интересует именно вязкость масла (а точнее вторая цифра).
Я знаю, что в рекомендации ваза этой цифры нет, но на улице стоит очень жаркая погода и моё масло просто похоже на воду (шел плюс 10-40), да и мотор как то громко работает. А с такой вязкостью много и других масел (просто это самое распространённое, вот и пивёл пример), и выбиру производиталя я уже сам Pardon
Sensas
50ку лить в любой мотор бред. Один раз в жизни я залил 5w50 Elf, слил через 700км. Мощность упала реально, думаю процентов на 15. Чувствовалось это когда едешь по трассе на 5 передаче. Большая вязкость - двигу тяжелей крутиться. А зимой оно вообще пипец будет, его вообще до рабочей температуре не нагреешь, так и придется ездить на киселе. У многих иномарочников, кто повелся на рекламу и стал лить 50ку, позалегли кольца. Оно и понятно, чем гуще масло, тем больше вероятность, что залягут кольца особенно зимой в периоды прогрева, масло густое, забивается под кольца и не сливается, а температура колец уже высокая, масло запекается и коксует. Летом тоже самое, любая сороковка легко используется до +45.
50ку может и льют в раллирейдах по пустыням, но там температура масла около 130-140 градусов, т.е. 50ка при таких температурах становится по вязкости как 40ка при 100.
Штейгер
Таки правильно - рабочая температура спортивного движка 130 градусов
dartsa
Sensas писал(а):

50ку лить в любой мотор бред. Один раз в жизни я залил 5w50 Elf, слил через 700км. Мощность упала реально, думаю процентов на 15. Чувствовалось это когда едешь по трассе на 5 передаче. Большая вязкость - двигу тяжелей крутиться.


а если 30 залить, насколько возрастет мощность по сранению с 40?
luchsergey
ващето всегда 5в50 льют в пожилые моторы,согласно рекомендациям,чтобы отодвинуть капиталку и уменьшить жёр.
Sensas
dartsa писал(а):

а если 30 залить, насколько возрастет мощность по сранению с 40?



настолько же насколько падает между 40 и 50, двиг будет легче крутиться заметно, на холодную поедет как на прогретой 40ке. Зимой на 30ке в морозы намного легче двиг заводить, чем на 40.

luchsergey писал(а):

ващето всегда 5в50 льют в пожилые моторы,согласно рекомендациям,чтобы отодвинуть капиталку и уменьшить жёр.


Паким рекомендациям? рекомендациям производителя масла? Покажите мануал к современной машине, в котором производитель машины пишет, что после такого-то пробега, лейте масло гуще. Я такого не встречал. Это рекомендации дядей Васей гаражных, только обычно когда двиг жрет масло литрами начинают лить дешевую полусинтетику 10w40, чтобы не разориться на масле. Если кольца залегли на густом жор может даже увеличиться, за счет того, что масло меньше стекает со стенок цилиндров, будет догорать вместе с бензином. Да и экономически не целесообразно в жрущий масло двигатель, лить дорогие 5w50
luchsergey
щас лью 0в40 по 1780р,когда придет срок буду лить 5в50 по 800р.
Или вы бестолково пиарите гавнойлы по 150р. за 5литровку? я ими даже цепь пильную не мажу в бензопиле или электропиле.
Sensas
интересно что это за бодяга 5w50 по 800р. или это за литр? pst
luchsergey
синь маннул 5в50, к примеру.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 2 из 4
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы