При переключении со второй передачи на первую создаются наиболее неблагоприятные условия для работы синхронизатора. Это фича - так принято в практике проектирования КПП.
Читал про это в какой-то умной книжке, когда в институте учился.
Дословно было так
"Синхронизаторы в коробках перемены передач обычно выбираются из условий работы на первой передаче, что делает соответствующий ЗАПАС для синхронизаторов остальных шестерен"
Работа синхронизатора основана на использовании трения. Трение в коробке передач, наполненной маслом, возникает благодаря использованию в синхронизаторах маслосгонной резьбы - при работе синхронизатора масло удаляется и возникает трение.
А из-за переборки коробки передач эффективность действия синхронизатора может запросто снизиться - из-за изменения зазоров (увеличения их) в маслосгонной части синхронизатора и ухудшения сгона масла при работе синхронизатора. Это обязательно произойдет, кстати, и при замене синхронизатора.
Иногда наблюдаемое ухудшение включения при прогреве машины происходит отнюдь не из-за изменения зазоров в КПП))
Просто масло в КПП при прогреве становится менее вязким и более проникающим, и трение в синхронизаторе снижается (маслосгонная резьба недостаточно эффективно удаляет масло из зоны трения - не в состоянии справиться с жидким маслом)
Наличие избытка масла мешает синхронизатору выполнять свою работу - выравнивать окружные скорости включаемых шестерен, тем самым облегчая включение передачи...
Кстати, много раз читал, что при добавлении в трансмиссионное масло кондиционеров металла или модификаторов трения иногда затрудняется включение не только первой передачи, но и остальных. Это говорит о том, что кондиционер металла выполняет свои функции
Присадки как раз и уменьшают трение в синхронизаторах