Свежее моторное масло (син/полусин) чернеет по нескольким причинам. Если всегда использовалось хорошее масло, и новое:
а)чернеет через 50..100км->большой износ поршневой
б)темнеет к концу интервала смены->отл. сост. двигателя либо новый двигатель с "военными" зазорами (касается УАЗов)
Если раньше использовалось масло с плохими моющими свойствами, или молибденовыми присадками, и чернеет почти сразу->началась ген.уборка и отмывание отложений (не признак убитости ДВС).
Окончательный вывод делается после снятия шланга отбора картерных газов и замере расхода газов в минуту на холостых оборотах прогретого ДВС. <15л всё OK; 15-30 повод задуматься; больше 50 - пора в ремонт.
По срокам замены: моторное при езде в крупных населённых пунктах с интенсивным движением 6..8 т.км, в случае с частыми поездками на большие расстояния (межгород) или в мелких городах, посёлках - не более 10 т.км. Сразу после покупки нового авто можно (и даже нужно) сменить мотроное масло на син (полусин 5/10w-40) (вместе с фильром). Вторая замена после пробега не более 1..1,5 т.км.
Трансмиссионку лучше так же сразу поменять: не знаю, как сейчас, а ещё не так давно на заводе в мосты и КП заливалось масло из одной бочки. Учитывая то, что для этих узлов нужны разные жидкости по содержанию противозадирных присадок, заливать надо соответствующий смазочный материал (КП API GL-4, мосты API GL-5). На первый раз (ту же обкатку) проходить на маслах с вязкостью 80w-90. При замене следить, чтобы в пробках были магниты (иначе смысла в хорошем масле не очень много) и
не были забиты сапуны (потечет через сальники и будут думать, что причина в масле). После обкатки (те же 1..1,5 т.км) и сливе масла убедиться, что оно
прозрачное и заливать синтетику 75w-90. Если оно не прозрачное (как ртуть) и присутствуют "инородные включения" в виде комочков, повторить с заливкой 80w-90 на такой же пробег.