После 099 сравнивать разгон с Нивой - некорректно, конечно, но тем не менее, явно тупой она быть не должна. У меня наоборот, до 90-95 - резвый разгон на 4-й, а 5-ю воткнул - потухла. И вообще, после 100 Км/ч хоть на какой передачи - тупая уже. Это нормально, у Нивки коэффициент лобового сопротивления Сх = 0,8 или 0,9 не помню уже. Для сравнения аэродинамика кирпича = 0,5, кста, на Жигулях тоже 0,5. На 0,99 - 0,4 (кажется так). Так что законы физики никто не отменял.
Но в целях профилактики и для собсвенного успакоения рекомендовал бы сделать следующее:
поменять свечи зажигания (я, например, NGK использую, ещё на предидущих Вазах к ним привык - нареканий не было),
заменить фильтр воздушный, фильтр топливный.
Поменять масло в двиге и всей трансмисии.
Если сальники (точнее, обработка валов) трансмиссии нормальные, можно синтетику залить, легче крутится, меньше потерь на трение, особенно на морозе. Если течь начнёт - лучше "минералку" лить. Менять сальники - по моему опыту - хватет месяца на 3, потом всё равно сочиться начинает. Надоело менять их, перешёл на "минерлку" - забыл о течях! Но у каждой машины - свои особенности, можете тебе больше повезёт в качестве и вали не так быстро будут сжирать сальники - тогда есть смысл перейти на синтетику! Синтетика - только для трансмиссии, в двигаетль всё-таки, лучше лить полусинтетику, т.к. гидрики на ней меньше стучат, ну или "минерлку", главное, чтобы качественное. Я, например, лью полусинь, Шел 10W-40. Стучат на холодную только, секунды 3-4, потом смолкают. Но у меня она с нова шумной была и ГК постукивали.
Если у авто пробег перевалил 50 т. км. и эксплуатировалась она неизвестно где и как, а главное, неизвестно чем заправлялась. Есть смысл поменять фильтр грубой очистки топлива (находится в баке, на корпусе БН), бывает его аж внутрь втягивает, настолько забит.
Да, скорость ещё завист от резины, на штантной ВЛи-10 катится лучше, шумит меньше, но в грязе/снегу - никакая. На ВЛ-5 - катится хуже, расход топлива больше, зато в грязе нормальная и рыхлом снегу приемлемо - зависит от того, где авто будешь больше эксплуатировать.
Как компромисс - ну, я для себя такой выбрал - И-511 (Нижнекамск) чуть шумнее Вли-10, но в грязи ведёт гораздо лучше и в снегу нормально. Хотя есть особенности движения в колее - рыскает, приходится машину отлавливать рулём постоянно, связано с тем, что на этой резине сильно развиты боковые грунтозацепы. Но если поведение машины знаешь и привыкаешь к ней - напрягает несильно.
По трассе в разы лучше, чем вл-5. про другие - не знаю. За 10 лет общения с Нивами ездил тока на этих резинах.
Да, ещё, давление в шинах лучше держать чуть повыше, передние 2,3; Задние 2,1. Лучше катится.
Ещё вспомнил, одно из слабых мест - подшипники передних ступиц, проверь! Если какие-то проблемы с ними - прошлый хозяин мог просто тупо затянуть их, чтобы люфта не было и всё - а это тоже влияет на разгон, бывает затянут так, что ступица нагревается до такой степени, что рукой нельзя удержаться. У меня так было после очередного ТО у дилера, когда гарантия была ещё - придурки, нарегулировали, млин... Ни ногой туда, ни колесом больше!
Если ничего не пропустил, то всё, катайся на здоровье!