Страница 1 из 3
PAHHA
Друзья классиководы, поделитесь соображениями по поводу следующего http://autolada.ru/viewtopic.php?t=214478 а то чтото электронщики из раздела тюнинга прячуться и давать советы по улучшению схемы не хотят. В кратце речь идет о схеме плавного включения фар (или всего что требует плавного включения Smile )
kolyn74
я считаю со светом это лишнее не нужно оно в классике, там должно быть все просто как в танке ROFL чтоб меньше чему было ломаться, да и на радиатор охлаждения тоже не к чему а вот сделать 3-ю скорость для печки отопления или регулируемую паузу стеклоочистителя вот это тема ! gpn
Bart2
Всегда верил в плавное включение света. Однако лично никогда не делал. Точнее сделал давно для лампочки в люстре, но опыт неудался.
PAHHA
Третью скорость уже делали, причем таким же элементарным способом как и вторую Wink , регулируемую паузу делал лично лет 12 назад по готовой схеме, так что и на эту тему все давно обсосано и схем куча (ну если не куча то есть выбор). И почему вы думаете что применение плавному включению только на классике?

По поводу люстры, тоже делал, правда удачно Smile , работает до сих пор у матери, лампочкам уже пошел второй десяток лет а они только в яркости чуть потеряли, но перегорать не хотят.

А вообще хотел услышать конструктив по схеме, что добавить, что изменить?
Rezo
PAHHA писал(а):

Друзья классиководы, поделитесь соображениями по поводу следующего http://autolada.ru/viewtopic.php?t=214478 а то чтото электронщики из раздела тюнинга прячуться и давать советы по улучшению схемы не хотят. В кратце речь идет о схеме плавного включения фар (или всего что требует плавного включения...Схема включена в разрыв плюса фар. Если нужно включить в разрыв массы можно применить полевик с N-каналом (например IRFZ44) и соответственно изменить полярность включения схемы, конденсатора и диода.
Готов выслушать комментарии.

Не вдаваясь в прочие вещи, даже взглянув бегло, из нелостатков можно сказать вот что:
1. Для коммутатора подобного рода, очень низкий КПД по причине большой "просадке" на переходе транзистора.
Ну и выделяемое тепло порядка 3-5 Ватт нужно отводить.......
2. По вышеуказаной причине, реально отдаваемая мощность ламп будет ниже, а света как мы понимаем всегда не хватает....
3. Ну и.... зимой в морозы задержка будет примерно в 1,5 раза меньше, по сравнению с летом, а нужно как раз наоборот. Требуется в таком случае вводить некую обратную термокомпенсацию.
4. Потом..... статика может всё это дело "выбить", поскольку о спец.принятых мерах я не увидел ни слова.
5. "Моргнуть" встречному будет уже без особого эффекта.... dns4
Навскидку примерно так вижу эту конструкцию..... supercool
PAHHA
1. Просадка замерена при рабочем токе - на 0,1В, выделяемое тепло просчитано также в рабочем режиме - 0,5Вт (рабочий режим - нагрузка дальний свет галогенки, ток - 5А).
2. Мощность действительно ниже, но учитывая вышесказанное уменшения светового потока на глаз не видно.
3. Да вы совершенно правы, и только из-за электролитического конденсатора (на резисторы морозы особого влияния не окажут) есть мысль использовать вместо электролита керамику, что думаете? И к тому же выбрать с отрицательным ТКЕ.
4. Теоретически да, практически пока не увижу не поверю, что силовой полевик, защищенный внутренним диодом шотки в схеме имеющий постоянный контакт с массой авто можно пробить wwow , даже не знаю, можете дать побольше информации по этому вопросу? В каком месте вы видите возможное приложение статического электричества.
5. Для защиты чрезмерно плавное включение ни к чему, достаточно устранить начальный бросок, так что задержка включения малозаметная для глаза возможна и не отменяет эффект продления жизни лампы (контактов реле заодно).

Спасибо, именно таких комментариев и жду, чтобы довести до ума.

Последний раз редактировалось: PAHHA (15 Май 2009 11:26), всего редактировалось 1 раз
Helg-001
Попадалась мне как-то вазовская пятерка из Англии, так вот там подобная проблема была решена следующим образом. Сейчас уже точно не помню, но при включении габаритов, а может и сразу при включении зажигания, на фарные лампочки через резистор соответствующей мощности (оформлен в квадратном корпусе с хорошим теплоотводом) подавалось напряжение. Напряжение не замерял, но в темноте было заметно, что нити ламп красные. Эта машинка была в поле зрения лет пять, за это время лампочки не перегорали.
Rezo
PAHHA писал(а):

1. Просадка замерена при рабочем токе - на 0,1В, выделяемое тепло просчитано также в рабочем режиме - 0,5Вт (рабочий режим - нагрузка дальний свет галогенки, ток - 5А).

Так!..... тут я не понял что-то......
Считаем:
Берём режим максимального потребления, т.е. как ты и указывал - дальний свет.
Это будет соответствовать 220 Вт (расчитывает по номиналу)!
Смотрим какой будет при этом ток: 220/12=18 Ампер!
Откуда у тебя всего 5 Ампер?
Непонятно!
PAHHA писал(а):

Просадка замерена при рабочем токе - на 0,1В

Не хочу вдаваться в детали, но падение на переходе полевика составляет порядка 0,3 Вольта (с небольшой коррекцией по току).
Подставив это значение, получаем мощность рассеивания на транзисторе: 0,3х18=5,4 Ватт!
Почему утебя получилось 0,5 Ватт - ума не приложу?
PAHHA писал(а):

2. Мощность действительно ниже, но учитывая вышесказанное уменшения светового потока на глаз не видно.

Это только на глаз не видно, а в реальности весьма заметно.
Наверное не зря я прокладывал параллельно провода сечением 4 мм/кв. на каждую ветвь.....
PAHHA писал(а):

3. Да вы совершенно правы, и только из-за электролитического конденсатора (на резисторы морозы особого влияния не окажут) есть мысль использовать вместо электролита керамику, что думаете?

Можно!
Но думаю проще будет ввести терморезистор, подобрав его величину на перекомпенсацию (смена знака ТК).
PAHHA писал(а):

4. Теоретически да, практически пока не увижу не поверю, что силовой полевик, защищенный внутренним диодом шотки в схеме имеющий постоянный контакт с массой авто можно пробить , даже не знаю, можете дать побольше информации по этому вопросу? В каком месте вы видите возможное приложение статического электричества.

В этой части могу сказать то же самое, а именно - теоретически не должно быть пробоя, а вот практический итог иногда говорит об обратном. Особенно когда идёт принудительное воздействие высоким напряжением вроде электрошокера и пр......
Могу предположить, что в какой-то момент времени не успевает защитный диод открыться или сам от подобного воздействия выходит из строя.
Это вообще отдельная "КМОП-тема" (как я её обобщённо называю).
Не будем её здесь "мусолить", но она уже изначально предполагает несколько последовательных ступеней защиты.
Кстати!
По этой причине всегда вызывает моё удивление, когда что-то делают на машину, но совершенно не думают об этом вопросе.
А сколько подобного рода "граблей" в устройствах типа МПСЗ и подобных!.... Ух-х.......
А вот усложнять для высокой надёжности вроде как нехотят.
Ну да Бог с ними........
Helg-001 писал(а):

Попадалась мне как-то вазовская пятерка из Англии, так вот там подобная проблема была решена следующим образом. Сейчас уже точно не помню, но при включении габаритов, а может и сразу при включении зажигания, на фарные лампочки через резистор соответствующей мощности (оформлен в квадратном корпусе с хорошим теплоотводом) подавалось напряжение. Напряжение не замерял, но в темноте было заметно, что нити ламп красные.

Хм-м....
Очень интересная идея!
И в общем-то считаю её разумной!......
PAHHA
1. Да просто считалось и тестилось с нагрузкой в 1 лампу.
Итак на двух лампах (у меня не шестерка Smile ) после установки в авто получается следующее:
120Вт (дальний), ток 120/12=9А (в реальности измеренный больше 10А всеж в сети около 14В) итого берем 10А.
Падение на транзисторе при этом - 0,21В ибо измерено цифровым мультиметром Smile , мощность 0,21х10=2,1Вт (между прочим не так и страшно, транзисторы на махоньких радиаторах размером чуть больше самого транзистора так и не стали теплее бережно их ощупывающего тела). Кстати никто не мешает поставить сие на каждую фару, тогда можно опираться на результаты измерений с одной лампой.
2. Не спорю, но мои глаза разницу уловили лишь при закорачивании транзистора несколько раз прямо во время испытаний (прошу прощения за глумление над схемой) она ничтожна, но есть.
3. У терморезисторов слишком большой ТКС, в мороз -25 по сравнению с +25 сопротивление вырастет в 2-5 раз, в принципе не страшно и этот вариант также имеет право на существование.
4. Буду ждать пробоя, до тех пор это слишком дорого по сравнению со стоимость самой схемы.
Rezo
PAHHA писал(а):

Да просто считалось и тестилось с нагрузкой в 1 лампу.
Итак на двух лампах (у меня не шестерка ) после установки в авто получается следующее:
120Вт (дальний), ток 120/12=9А (в реальности измеренный больше 10А всеж в сети около 14В) итого берем 10А.

Я полагаю, что расчёт следует производить исходя из максисмума, т.е. имею ввиду тот факт, что вопрос обозначен в форуме.
А если кто-то решит повторить на 6-ке?
Вопрос повторяемости не из последних.
PAHHA писал(а):

Кстати никто не мешает поставить сие на каждую фару, тогда можно опираться на результаты измерений с одной лампой.

Это правильный подход - кроме меньшей "просадки" ещё и элемент автономности получаем!
PAHHA писал(а):

У терморезисторов слишком большой ТКС, в мороз -25 по сравнению с +25 сопротивление вырастет в 2-5 раз,

Не понял!.... wwow
ТКС есть какой есть. Это как рассматривать в данном случае, т.е. при одном и том же диапазоне изменения температур в зависимости от величины номинала (скажем 100 кОм или 1 кОм) при одном и том ТКС, будем получать различное изменение величины сопротивления.
Довольно просто это дело подбирается (или расчитывается).
А что мешает терморезистор подключить параллельно штатному номиналу? Кроме уменьшения диапазона изменения сопротивления терморезистора, получаешь ещё и гораздо лучшую общую характеристику (значительно более линейную) в пределе изменений.......
PAHHA писал(а):

4. Буду ждать пробоя, до тех пор это слишком дорого по сравнению со стоимость самой схемы.

Ну....... напрасно иронизируешь.......
Скажем имею(л) антенну на высоте почти 50 метров, так в сильную сухую и жаркую погоду такая статика скапливается, что периодически слышны щелчки пробоя на батарею отопления (считай "земля"), на промежутке до 10 мм порой!
Ну это когда антенна отключена конечно.
К чему это я - входные полевики приёмника не держат. И это несмотря на то, что вход не то, что диодами шунтирован (и диодами кстати тоже), а напрямую несколькими витками входной катушки контура - условно считай прямое закорачивание (шунтирование).
И что?
Нет-нет, а всёравно выходят из строя.
Применив же обычные биполярные транзисторы, ничего уже по входу не выходит из строя.
Теперь решай сам вопрос теории и практики!.......
PAHHA
Rezo писал(а):

Не понял!.... wwow
ТКС есть какой есть. Это как рассматривать в данном случае, т.е. при одном и том же диапазоне изменения температур в зависимости от величины номинала (скажем 100 кОм или 1 кОм) при одном и том ТКС, будем получать различное изменение величины сопротивления.
Довольно просто это дело подбирается (или расчитывается).



Да нет просто паспортный разброс ТКС скажем у того же ММТ1 от 2,5 до 5,5 %/С, т.е. больше чем в 2 раза и минимальный ТКС таков что зимой в -25 задержка будет минимум в 2 раза больше, что может оказаться неприемлемо.

Rezo писал(а):

А что мешает терморезистор подключить параллельно штатному номиналу? Кроме уменьшения диапазона изменения сопротивления терморезистора, получаешь ещё и гораздо лучшую общую характеристику (значительно более линейную) в пределе изменений.......


Вот, спасибо за подсказку! Умная мысля у меня не соизволила придти сразу Drinks or Beer
Bart2
А плавное отключение? Это неактуально?
Rezo
PAHHA писал(а):

Да нет просто паспортный разброс ТКС скажем у того же ММТ1 от 2,5 до 5,5 %/С, т.е. больше чем в 2 раза и минимальный ТКС таков что зимой в -25 задержка будет минимум в 2 раза больше, что может оказаться неприемлемо.

Теперь понятно, что ты имел ввиду....
Bart2 писал(а):

А плавное отключение? Это неактуально?

Вопрос имеет место быть, но это не актуально, т.к. в основном разрушение нити происходит при интенсивно-резком нагреве, а не при охлаждении, потому как в такой же степени как нагрев, охлаждение не может (многие элементы и сама лампа ещё очень горячие).
А если подходить уж совсем скурпулёзно, то реализация сего вопроса указанная "Helg-001" снимает все актуальности.
Не просто же так я отметил, что данный подход разумный!.... supercool
Bart2
Кстати, меня больше всего напрягают не галогенки, а остальные фонари. Перегоревшую галогенку сразу видно.
Так вот если остальные лампочки так защищать?
Rezo
Bart2 писал(а):

Кстати, меня больше всего напрягают не галогенки, а остальные фонари.

?????....... Напрасно!...
Bart2 писал(а):

Так вот если остальные лампочки так защищать?

Лишено какого-либо практически-логического смысла, ну.... если только защитить стояночный и заднего хода фонари.
Почему?
Да потому, что стоп-сигналы чем быстрее засветяться на полную, тем меньше шансов получить удар сзади!
Что касается поворотных - так в этом случае они уже не будут так резко контрастировать по причине более плавного перехода состояний и как следствие думаю то же понятно......
А какие ещё лампы ну ОЧЕНЬ желательно "подстраховать", уж не в панели приборов ли?... 102
Bart2
Rezo писал(а):

Лишено какого-либо практически-логического смысла


Периодически езжу с одним стопаком. Потому как не знаю, что перегорел. Так что смысл есть. У меня давно руки чешутся на светодиодах замутить, но! Те поделки, что вижу на прилавке и дорогах, остужают энтузиазм.
Вот сгорят лампочки стопаков и? Вероятность получить удар гораздо выше, чем если бы они бережно загорались. Впрочем согласен, лучше, чтоб стопаки раньше загорались.
Наверно подогревать нить малым током лучшее решение.
Rezo писал(а):

Лишено какого-либо практически-логического смысла

Очень странно слышать такое. Логика высказывания неясна.

Rezo писал(а):

Bart2 писал(а):Кстати, меня больше всего напрягают не галогенки, а остальные фонари.
?????....... Напрасно!...



Галогенки у меня выходят из сторя настолько редко, что меня это совершенно не беспокоит.
В крайнем случае протянуть до магазина можно и на одной фаре. Нормально все видно. Ехал так пару раз (сгорали предохранители hehe )
К тому же на шахе аж 4 фары. Такое резервирование придает обоснованную уверенность.

А вот уверенности в том, что у меня горят оба стопака, увы нет! Посути это единственные лампы, которые трудно контроллировать.

задний ход - ночью прекрасно диагностируется состояние ламп. А днем их состояние некритично.
габариты - их целостность важна ночью без включенных фар. Периодически легко контролируются на "автомате", когда ходишь вокруг машины по разным поводам: на заправке, когда оставляешь машину "на минуточку" и т.д.
поворотники - единственная цепь с заводской диагностикой. Плюс ко всему они загораются и тухнут плавно. И это те лампы которые реже всего перегорают.
Противотуманка - аналогично заднему ходу. У мну ее ваще нет! lol1

А вот со стопарями совсем ахтунг! Это проблема получила государственный статус - добавили третий стопарь. На 2115 их вообще 5!
Helg-001
Для стопарей можно собрать электронную схемку, которая будет определять уменьшение тока в цепи и сигнализировать об этом.
Еще вариант. Было время, для такого использовали реле поворотов (не электронные, как сейчас, а тепловые), только регулировкой добивались, чтобы они не размыкали основную цепь (не мигали). При прохождении тока от двух 20 ватных лампочек, контрольная лампочка «исправности» системы загорается при нажатии на педаль тормоза, а если одна из лампочек перегорела, то контролька, молчит.
Bart2
Helg-001 писал(а):

контрольная лампочка «исправности» системы загорается при нажатии на педаль тормоза


Наверно проще наоборот. Каждую лампу через релюху зажигать, и с каждой лампы брать логический 0 в моменты, кода тормоз не нажат.
Helg-001
Ну тут вариантов много, кому как нравится. Был момент, по крайней мере, в наших краях, что считалось прикольным, чтобы при нажатии на тормоз зажигалась контрольная лампочка, вот и совмещали приятное с полезным. Часто делал такое знакомым дальнобойщикам, ну это понятно, а то ГАИ одно время очень любило стопаки проверять, а тут водитель в курсе. Лично себе правда, ничего такого не делал, просто не вижу смысла. У меня за последние лет 10 ни разу не перегорела, ни одна лампочка стоп сигнала, разве что на квадрике, но там я ее, скорее всего, просто стряхнул.
ALEX_69
Bart2
Проще контрольку через геркон пустить, а ток на стопаки будет идти через несколько витков провода вокруг геркона(подбирается экспериментально).
Helg-001
Хорошая идея, только провод, пожалуй не вокруг, а со стороны «срабатывания». Надо будет попробовать.
ALEX_69
Helg-001 писал(а):

только провод, пожалуй не вокруг


Почему не вокруг, нормальное положение геркона внутри катушки.
Bart2
С герконом оригинально и может неплохо получиться.
Алгоритм такой надо. ИМХО.
Вкл. зажигание.
Нажал на тормоз.
Если одна из ламп перегорела, то на приборке загорится лампочка.
И будет гореть пока не выключишь зажигание.

2 геркона впараллель на каждую лампу (или 3 на доп.)
герконы НЗ, т.е. должны разомкнуться если есть ток через лампу.
Если неразомкнется один из герконов, то ток пойдет на релюху, которая замкнется и останется в таком положении до выкл. зажигания.

Повторитель проще, но постоянно зажигаться будет. Ну его нафиг.
Владимирыч
Это называется "токовое реле" на герконе Smile Ток срабатывания регулируется не только количеством витков вокруг геркона, но ещё и задвиганием полоски жести между корпусом геркона и обмоткой (витками провода). После регулировки порога срабатывания всё заливается мастикой в какой-нибудь корпус, остаются только выводы.
Rezo
С герконами в принципе всё просто, но не слишком ли?........
Всё же ток почти в 4 Ампера!
Герконы с током коммутации такой величины.....
Да и несколько витков вокруг геркона вряд ли хватит для создания эл.магнитного поля для сильноточного геркона (не миниатюрный же ставить нужно).
Владимирыч писал(а):

Это называется "токовое реле" на герконе Ток срабатывания регулируется не только количеством витков вокруг геркона, но ещё и задвиганием полоски жести между корпусом геркона и обмоткой (витками провода).

Или сдвигом обмотки вдоль геркона.
Bart2 писал(а):

2 геркона впараллель на каждую лампу (или 3 на доп.)

Полностью одновременно не разомкнуться на одном уровне, значит один из них будет подгорать (контакт).
Вообще-то таким образом коммутация (в первую очередь механического принципа) для повышения "мощности" (нагрузочной способности) не делается.
Да и вообще..... чем с герконами "париться" (там и другие побочные "грабли" вылезут), лучше всё же на логике - компаратор!
И удобнее и несравнимо точнее!
Helg-001 писал(а):

а то ГАИ одно время очень любило стопаки проверять, а тут водитель в курсе.

Не понял....
Ну остановили, ну увидели, что один вдруг не горит и что?....
Не помню на 100%, но по всем ПДД такое не штрафуется, потому как выехал (предположительно) вполне с рабочими всеми световыми приборами. Ну ехал не знал, сейчас на их же глазах заменю лампочку (что делается намного проще смены галогенок основного света кстати) и скажу им спасибо за заботу о безопасности на дороге.
Тем более им это предписано напрямую всякого рода документами служебного пользования....
Helg-001 писал(а):

У меня за последние лет 10 ни разу не перегорела, ни одна лампочка стоп сигнала, разве что на квадрике, но там я ее, скорее всего, просто стряхнул.

Точно так же и у меня. Мощность и температуры совершенно другие.
Я так думаю!.... supercool
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 3
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы