Страница 1 из 7
Координатор
Всем привет!
Недавно решил таки разобраться в тормозной системе. А начал с заднего тормозного цилиндра (ГТЦ) потому что на тазиках именно задние тормоза работают - мягко говоря - не очень! Конечно основную долю таинственности и мистики выдает Распределитель тормозных усилий он же пресловутый "Колдун", но и то что происходит под барабаном покрыто если не мраком то изрядной пеленой домыслов.
Выбирая объект для первоначального исследования я было обратил внимание на Колдун, но одумался: с одной стороны, Колдун вещь серьезная и его нахрапом не возьмешь. С другой стороны, не смотря на всю свою крутизну и злокозненность Колдун все таки является промежуточным звеном. Тут я вспомнил совет Козьмы Пруткова "Зри в корень!" и подумал что в нашем случае на должность корня более подходят задние тормоза и решил начать с них.
Итак задние барабанные тормоза: похожи на кастрюлю с крышкой в которой что то варится и иногда даже выходит. Причем на роль поварешек претендуют сразу два объекта: 1. ЗТЦ 2. Стояночный тормоз. Вот они то и обеспечивают (или не обеспечивают) работу бессловесных (или голосистых) трудяг-колодок.
Ну а поскольку стояночный тормоз прост, понятен и буквально прозрачен - в отличие от тихушника-ГТЦ то с последним я буду разбираться.
На правило был взят ЗТЦ от ВиС



и первым делом разобран до основания. Экспересс-аутопсия показала следующее: 1. очень много грязи - производителю явно не знакомо слово "гигиена". 2. посторонние включения в виде кусочков алюминия количеством до полудюжины. на фото можно разглядеть 2шт самые крупные.



И если грязь еще можно игнорировать, то куски алюминия непосредственно под и вокруг манжеты вызывают подозрения во вредительстве. Сразу вспомнился случай когда у меня потек почти новый ЗДЦ именно из-за поврежденной манжеты. Да сего дня я наивно полагал что дело в несоблюдении технологии изготовления резины, но теперь склоняюсь к тому что, добрые заводчане в пароксизме человеколюбия и туда сыпанули щедрой рукой дорогостоящий цветной метал, который быстро уконтропупил манжету.
Ну да ладно. Сделав для себя вывод что чистота залог не только моего здоровья но и долгого ресурса техники я перешел собственно к конструкции...
Как известно, особо много нареканий наши тормоза имеют за крайнюю чувствительность к состоянию стояночного тормоза, но насколько я понял, дело тут - как ни странно - не в ручнике, а исключительно в неадекватной конструкции. Вот устройство ЗТЦ:



обратите внимание на деталь под цифрой 9 - упорное кольцо, точнее 2 упорных кольца по одному на поршень. По идее эти кольца ограничивают обратный ход поршня когда водитель отпустил педаль и пружины отводят колодки от барабанов. Все так и происходит, вопрос только в том насколько пружины могут отвести колодки?
Тут каждый лишний не то что миллиметр, а даже десятая миллиметра, это лишние метры тормозного пути. Все знают что у тормозной педали есть свободный ход и пока его не выбрать торможения не будет. у кого то он меньше, у кого то больше, но откуда он берется? А в основном (если не брать воздух в системе) именно из чрезмерного зазора между колодками и барабаном. Зазор же определяют две вещи: 1. стояночный тормоз, т.е. насколько щелчков натянут ручник. 2. обратный ход поршней до упорных колец.
Но дело в том что ручник не предназначен для такой работы. По-сути это вспомогательная система с весьма скромными возможностями. Разумеется если подтягивать ручник минимум раз в месяц то колодки будут находится вплотную к барабанам и вы будете иметь меньший тормозной путь. Но! Есть очень большое "НО". Для регулировки ручника нужна эстакада, яма или подъемник. Да и чтобы нормально крутить гайки понадобится или снять резонатор, или запастись спец ключом. Кроме того придется периодически менять распорные планки и собственно тросик.
Но почему это происходит? Почему не поршни ЗДЦ увиливают от своих прямых обязанностей?
Постараюсь объяснить:
Вот тут показан поршень в момент торможения: он максимально отошел от упорного кольца.



а вот момент когда пружина отжала колодки и утопила поршень в цилиндр.



А теперь держитесь за стулья: между этими положениями дистанция в 2 миллиметра! Как? Вы не прониклись этим воистину космическим расстоянием?! Тогда умножьте его на 2: ведь второй поршень добавляет еще столько же! Но и это еще не все: дополнительное перемещение поршня обеспечивается сжатием пружины 7 и только после этого поршень полностью упрется через сухари 8 в упорное кольцо.

Таким образом мы имеем сумарный зазор в 5 миллиметров.
5 миллиметров КАРЛ!!!
Вы только представьте что у вас в тормозах зазор в 5миллимтров и вам при каждом торможении приходится его выбирать, теряя драгоценную секунду. Может чуть больше или чуть меньше. Может показаться что секунда это немного, но 1секунда на скорости 60км\ч это 15метров! Причем это самые важные 15метров. Это время когда еще ничего не решено, когда еще можно что то сделать. А вы вместо торможения выбираете зазор, гоняете воздух.
Разумеется я нарисовал наиболее неблагоприятный сценарий, наверняка у большинства ручник подтянут и зазор уменьшен на треть или даже вдвое. Значит они потеряют не 15 а 10 или даже 5метров. Но почему нас поставили в положение когда чей то конструктивный просчет ставит нас в группу риска?!
Думаю ответ очевиден. Поэтому ответив на вопрос "кто виноват?" я перейду к "что делать".
Впрочем скажу сразу: не знаю. Точнее знаю что надо как то уменьшить обратный ход... Вот тут хорошо видно какой огромный зазор между упорным винтом и сухарем по сравнению с буртиком упорного кольца.



Идеально было бы выточить упорное кольцо с более широким буртиком, но надо знать как минимум марку стали... Пока склоняюсь к самому надежному из доступного: поставить шайбу на упорный винт. Сюда можно ставить из чего угодно, главное подобрать толщину чтобы выбрать большую часть зазора. Думаю нужно уменьшить зазор на 2\3 или 4\5, что должно дать параметры свежеподтянутого ручника.
Кстати я все гадал почему на барабане такие огромные царапины?.. А теперь все понятно: при зазоре в 5миллиметров туда не то что песок камни попадают!

Спешил фор скептикс: риска никакого, разве что при совсем маленьком зазоре колодки будут не полностью отходить от барабана. Таким образом нагрев барабанов будет сигналом на увеличение зазора.

Все.

Часть 2. Готовность 50%

Итак продолжаю: прикинув орган к носу был вынужден отказаться от идеи с шайбой: и сточить до меньше миллиметра сложно да и колхоз какой то выходит. Но благодаря всестороннему рассмотрению, пришел к выводу что идеальное решение это таки проточить упорный болт. Кроме чисто технической кошерности это решение позволяет при необходимости подкладывать под сухари шайбы нужной толщины, тем самым увеличивая люфт.
Ну и бросился претворять решение партии и правительства в своем лице в жизнь! Первым делом сунулся к знакомым токарям: так мол и так, поможите люди добрые за мзду малую!..
Добрые люди посмотрели на детали, на меня, снова на детали... и сказали что во-первых сотворить такое они не могут никак, потому что станки у них не той системы, а во-вторых на этой неделе у них заказов ну просто куры не клюют.
Поняв что мне там не рады, я в расстройстве повернул оглобли домой.
Ну и пока ехал решил что не боги горшки обжигают, да и с местом произрастания рук все в порядке.
Короче делал так: обвернул резьбу болта согнутой полоской алюминия и вставил в дрель (дрель на стойке, сиречь почти сверлильный станок) и убедившись что не бьет вознес краткую молитву богу-механики.

Вооружился напильником и прикладывая оный к болту быстренько сточил посадочное место сухаря до искомой толщины в +1мм.
Ну быстренько это с несколькими примерками... Сталь на болте никакая - сыромятина голимая.

Затем стал точить внутренний конус треугольным надфилем и обломком полотна ножовки. Точится болт на ура, но повозится пришлось, ибо "нет места для разбега".
Надфиль правда обломил, когда второй болт пользовал но и его закончил.
Так что один цилиндр доработан, свободный ход каждого поршня оставлен +- 1мм т.е. суммарно +-2мм
Вот пара готовых и сток для контраста:

Да - еще в поршне пришлось нарезать чуток резьбы. Риторический вопрос: вот почему завод резьбу делает с точностью до миллиметра а зазор в тормозах +- лапоть?!


Разбираюсь с тормозами. Часть 4. Готовность 100% Победа!

Итак сегодня 16.04.2016г (исторический день, однако!) это свершилось!
То что еще утром было не более чем логичной теорией, стало наконец практикой!

Установив первый цилиндр я выпустил воздух и пару раз нажал на педаль тормоза, после чего с замиранием (признаюсь уж) сердца попробовал провернуть барабан...





Ведь все придуманное и кажущееся на первый взгляд вполне реальным может не пройти проверку, разбиться о невидимые на первый взгляд камни реальности. Так и тут: вроде и поймал автотаз на очевидном косяке, вроде и придумал как его исправить а червячок сомнений тут как тут и грызет уверенность в собственных силах!..

Вот примерно с такими фоновыми чувствами я и повернул барабан... А он возьми и повернись! Причем легко-легко, только в одном месте видимо из-за овальности колодка легонько цепанула. Работает! Механизм автоматического подвода колодок от гребаного автотаза работает!
И причем не просто работает абы как, а вполне определенно показывает что даже зазор 1+1мм велик...

Кстати о зазоре: буквально сегодня я нашел каталог по 2101-03 от 1978г





где в разделе по задним тормозам черным по белому написана величина зазора, а именно 0.8мм на колодку.


Что собственно и требовалось доказать, а бредовая цифирь современного автотаза в 1.25-1.65мм на колодку является ересью! Впрочем, даже 1.25-1.65мм на бумаге легко превращаются в 2.25мм (и 4.5мм в сумме!!!) в реальном тормозном цилиндре. Страшно представить сколько народа легло в землю из-за этих миллиметров оказавшись без тормозом в неподходящий момент! Короче вредительство в чистом виде! В прежние времена за такие дела давали если не вышку то столько что мало не казалось!

Тут я обрезаю пружину тросика, ибо надоело качать правую руку. Кусачки куда то запропастились поэтому пришлось разматывать чтобы подобраться пассатижами.





Как уже можно догадаться второй барабан крутится так же.

Собрал я значит барахло, закрыл гараж и опробовал тормоза сперва во дворе а затем на дороге где еще остался кусочек асфальта. Так что могу ответственно заявить: задние тормоза появились!

Тут надо отметить что к последнему времени их уже практически не было: износ барабанов, накладок и ручник хватающий на последнем щелчке. И я специально ничего не делал, желая оценить приход чисто от установки переделанных цилиндров. Так вот приход такой как будто ручник затянут до упора. И это притом что я не прокачал контура и есть вопросы к колдуну. И даже в таком состоянии приход на грани фантастики.

Короче, щас поехал проверять по настоящему но уже и так понятно что достаточно сделать правильный зазор в автомате и получишь ПОСТОЯННО РАБОТАЮЩИЕ ТОРМОЗА! Причем это не стоит ни копейки: надо только разобрать задний цилиндр и проточить конус упорного болта!
И больше никогда не будешь зависеть от ручника!

Последний раз редактировалось: Координатор (16 Апреля 2016 16:23), всего редактировалось 4 раз(а)
NAUexx
Художественная сторона на высоте. Good
Но...
Апчом пост? wwow
Крик души?
Не слишком ли много таинства вокруг "колдуна"?
Все, кто хотел, с ним уже давно всё решили... тема есть тут про волшебную шаёбочку, которая все его "секреты" сразу раскрывает и заставляет работать, как надо.
Лично мне даже она не понадобилась, надо было всего лишь прокачать задок по уму, после чего отрегулировать его (колдуна) положение. Причём, всё родное... и колдун, и задние цилиндры, и барабаны, и распорки, и трос ручника... Pardon
Не нравятся барабаны? Хм... переходи на диски, тем то же вагон... Pardon
Вопрос желания, финансовых возможностей и религии... Wink
LAVik
NAUexx
да не... чувак дело говорит Good
я тоже проблему большого отхода колодок пытался решить методом
замены здоровенющей верхней пружины на нжнюю.
стало лучше, но у меня там комплекс действий был,(колдун заменанастройка,зтц-замена,ручник)
так чта в след раз буду разбирать зтц и .... ченибудь придумаю
ннада сделать обратный ход, где то по 0.5- 0.7 мм с каждой стороны цылиндра...

Добавлено спустя 7 минут 41 секунду:

Координатор писал(а):

разве что при совсем маленьком зазоре колодки будут не полностью отходить от барабана


не... норм будет, спереди вообще нет никаких возвратных механизмов...

Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:

Координатор
ты там давай... точи, потом чертеж сюды и предлагаю доработку в фак Drinks or Beer
NAUexx
LAVik писал(а):

чувак дело говорит


А разве я сказал, что "не дело"? wwow
Беда с большим ходом у тазобарабанных тормозов - bboyan bboyan bboyan

LAVik писал(а):

ченибудь придумаю


Всё придумано уже задолго до тебя: следить нуна за ручником и регулярно подтягивать.
Не нравится? ЗДТ Вам в помощь! Фсё! Pardon

Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:

LAVik писал(а):

спереди вообще нет никаких возвратных механизмов...


Ошибаешься. Wink
Координатор
LAVik писал(а):


не... норм будет, спереди вообще нет никаких возвратных механизмов...



спереди уплотнительная резинка поршень отводит. ну и дисковый тормоз куда более точный механизм чем барабан где все болтается и зазоры +- лапоть.

пока рассматриваю 2 варианта: привлечь токаря чтобы проточил упорный винт, чтобы сухари сели глубже. или просто шайбу сделать 14мм ширины и 12мм внутри, толщина ~1.5мм
LAVik
NAUexx
дисковые канеш заипись Good но хочется штатного нормального дешового Pardon
ну да, подтяжка ручника выбирает зазор, но зайпала ужо.

Добавлено спустя 4 минуты 56 секунд:

Координатор писал(а):

уплотнительная резинка поршень отводит


я конечно не дэбил, по крайней мере себя таковым не считаю, но требую разъяснений- как уплотнительная резинка поршень обратно отводит? http://vazclub.com/images/samara2/remont/tormoznaya-sistema/razborka-sborka-tormoznogo-mehanizma-perednego-kolesa-1.jpg
Alexandr008
Подпишусь
NAUexx
LAVik писал(а):

как уплотнительная резинка поршень обратно отводит?


Очень просто... На твоей картинке деталь поз.№3... Поршень в ней может проскальзывать, таким образом выбирается зазор, образующийся по мере износа колодок. А в момент работы эта резинка изгибается, когда усилие с педали сняли, то резинка возвращаясь в исходное положения отодвигает от диска и поршень с колодкой.
LAVik
ладно, примерно понял отодвигает он поршень примерно на 0.3мм как то так?
но все равно, зтц нужно допиливать.
подпишусь.
Andrey163
может есть у кого ЗТЦ TRW на разбор к примеру, что бы начинку глянуть? Pardon
NAUexx
LAVik писал(а):

но все равно, зтц нужно допиливать.


Чего Вы там допиливать/точить/шаёбы вставлять то собрались, самоубийцы?
Уж не вот от этого ли избавляться:
Координатор писал(а):

А теперь держитесь за стулья: между этими положениями дистанция в 2 миллиметра!

?
Дык это конструктивно заложенный зазор, в пределах которого поршень и должен свободно перемещаться! lol1
Цитата:

– после сборки проверьте перемещение каждого поршня в корпусе цилиндра лада самара 2. Они должны легко перемещаться в пределах 1,25–1,65 мм.


Это цитата из инструкции по замене ЗТЦ.
LAVik, если не поленишься, то там же, откуда ты выдернул картинку передних тормозов, найдёшь и картинку задних, там есть разрез цилиндра. Так вот, этот самый конструктивный зазор, в пределах которого поршень обязан легко перемещаться - это зазор между деталями поз.6 (опорная тарелка) и поз.9 (упорное кольцо). Именно на это растояние и должна отводится колодка пружинами при снятии тормозного усилия! lol1
А про перёд вот эту картинку глянь. Там в увеличении поз.9 - уплотнительная резинка (кольцо на поршне), поз.8 - поршень.
Левое увеличение - педаль нажали, слева давка; правое увеличение - педаль отпустили, колодки отошли от диска. Видишь, как эту резинку изгибает?

Последний раз редактировалось: NAUexx (15 Марта 2016 12:41), всего редактировалось 1 раз
Координатор
Andrey163 писал(а):

может есть у кого ЗТЦ TRW на разбор к примеру, что бы начинку глянуть? Pardon



Тоже интересно. согласен даже на чертеж.

Нашел чертеж регулятора который стоял на 2103 и судя по всему там колодки отходили от барабанов минимально: на зазор между штоком 1 и втулки 7, т.е. примерно на 0.5мм

Ну а потом автотаз внедрил инновацию которая имеет нас до сих пор. Скорее всего увеличенный зазор возник либо случайно когда чертеж передирали, либо намеренно чтобы наши косорукие токаря укладывались в допуски.

Кстати механизм 2103 мне нравится, разве что перекручивать его на новые колодки проблематично, учитывая как там все ржавеет. Короче все как всегда если есть рабочий механизм автоваз его испортит, либо заменит криво работающей поделкой.
NAUexx
facepalm
Наши и "классические" ЗТЦ одинаковые!
Какая там инновация тебя "имеет"? facepalm
Andrey163
NAUexx писал(а):

facepalm
Наши и "классические" ЗТЦ одинаковые!
Какая там инновация тебя "имеет"? facepalm


http://zapavto.com/index.php/store/product/view/64/4034 ну в принципе да hehe
Координатор
Учитывая возможную неосведомленность отдельных экспертов в мат. части выкладываю ЗТЦ 2101



Также напоминаю экспертам что регулировка положения колодок на 2101 была в виде эксцентриков, т.к. механизм в ЗТЦ отсутствовал.

а вот задние тормоза 2103: ГТЦ 2101 и колодки с механизмом

LAVik
NAUexx писал(а):

самоубийцы?


эт те кто вместо колдуна тройники ставят supercool
NAUexx
Координатор
Картинку твою увидеть не могу, но знаю точно, что ЗТЦ 05-07 такие же, что и 08-10-ые, глянь в мой профиль... имею и ту, и ту машинку. Wink
За 01-й ЗТЦ говорить не буду, такой раритет не ковырял, но вроде да они размером по больше будут... видел гдей-то когдай-то краем глаза...
Шибко сомневаюсь. что их устройство принципиально отличается от наших. Pardon
Если есть таки непреодолимое желание уменьшить этот зазор, то, имхо, надо шлифануть торец сухарей поз.7 и, возможно, чутка подрезать резьбу упорного винта поз.10. вот по этой картинке.

Добавлено спустя 5 минут 40 секунд:

Координатор писал(а):

Также напоминаю экспертам что регулировка положения колодок на 2101 была в виде эксцентриков


Теперь прикинь вес этой неподрессоренной массы и подумай, почему от всей этой байды отказались ещё на шахе. Wink
Координатор
Щас погуглил на задние тормоза наших "партнеров" и оказалось что в основном ставили ЗТЦ как на 2101 а регулировали раздвижной планкой как на москвичах. Автоматические регуляторы пока нашел только внешние, хз как работают.

Даже интересно - может наш механизм в цилиндре чисто автовазовский?!

Добавлено спустя 13 минут 49 секунд:

Вот пример типичных тормозов инотазов Hyundai Getz - http://avtorial.ru/Hyundai2/Getz-89.html

Натяг осуществляется подпружиненной планкой. Конструкция использует принцип клина: при торможении колодки раздвигаются а на обратном ходе упираются в клин. Все просто и хз чего наши извращаются! весь регулятор гнутая железяка, ось и пружина.
NAUexx
Координатор писал(а):

Автоматические регуляторы пока нашел только внешние, хз как работают.


Такой хочешь?
Координатор
NAUexx писал(а):

Такой хочешь?



К нам это неприменимо, к сожалению.
NAUexx
Имхо, если очень постараться, то можно вот такого зверя внедрить. Pardon
Судя по адресу картинки - от Ларгуса.
Координатор
NAUexx писал(а):

Имхо, если очень постараться, то можно вот такого зверя внедрить. Pardon



С этой хренью все переделывать надо: смысла нет! у нас свой механизм есть и даже работает - нужно только зазор выставить. Вон у буржуев винты стоят и можно зазор регулировать а наши адиеты все в цилиндр упихали а про регулировку не подумали. Как обычно: "ну не шмогла я, не шмогла!"
NAUexx
Координатор писал(а):

К нам это неприменимо, к сожалению.


Ну почему же.... Если всё целиком брать и чутка "поработать напильником"... Smile
Тут вон в соседней теме про кузовной ремонт ТС собирается инокоробас к тазомотору "прикрутить", а тут всего то колодки да рычаг с распорной автоматической планкой подогнать под тазобарабан. Wink
Координатор
Одной планкой не обойтись, тем более не факт что она по длинее подойдет так еще пружину куда то девать. у нас пружина с планкой стоит между цилиндром и ступицей с небольшим зазором.

Да и чего колхозить то? Щас шайбы сделаю, переберу цилиндры и все станет ясно.

Я ж говорю - нам надо просто зазор поймать оптимальный и потом ваще ничего делать не надо, тока ручник подтягивать. Smile
-Viewer-
NAUexx писал(а):

в соседней теме про кузовной ремонт ТС собирается инокоробас к тазомотору "прикрутить"


Это самый крайний вариант, который делать ну очень неохота ввиду сильного головняка Smile. И попытка его осуществления будет только в том случае, если "последняя серия" тазокомплектующих окажется таким же дерьмом как и прошлая. Следовательно, других вариантов "ездить нормально", кроме как "замена в сборе на нечто другое" просто не останется.

P.S. Что же до модернизации цилиндров, о которой здесь идёт речь - ерунда. Не в смысле "вы все дураки и не лечитесь" (с), а "из гамна конфетка не получится". Конструкция идиотская, детали корявые - работать на уровне "чтоб не клевало мозга" это дело всё равно не будет.
Поэтому усилия логичнее направить на установку конструктивно работающих тормозов (вариантов много, от инобарабанов до дисков).
И конечно же если цилиндры допиливаются чисто ради технического онанизма: "я таки смог заставить их работать" Smile, то тут могу только пожелать удачи.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 7
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы