Развитие искусственного интеллекта будет угрозой для офисных сотрудников, которые каждый день делают одно и то же. Самообучающиеся программы справятся с рутинной работой и не будут требовать у работодателя бонусов, отпусков и больничных. Попасть под сокращение может 50—60% всего офисного персонала.
Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект, становится реальной угрозой для существования большей части офисных работников в разных сферах человеческой деятельности. Такие прогнозы публикуют зарубежные исследователи.
«Искусственный интеллект выхолащивает экономику, вытесняя гарантированные и хорошо оплачиваемые работы негарантированными и плохо оплачиваемыми», — пишет профессор Университета Мичигана, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ Рональд Инглхарт.
«По мере того как искусственный интеллект начинает заменять людей, нерегулируемые силы рынка создают ситуацию, в которой крохотное меньшинство контролирует всю экономику, а большинство занято на непостоянной работе, прислуживая первым в качестве садовников, официантов, нянь и парикмахеров. Это будущее, которое сейчас закладывает социальная структура Кремниевой долины», — говорится в его книге «Культурная эволюция».
Офисный персонал может быть сокращен на 50—60%
Российские эксперты также считают, что уже в ближайшие три-четыре года наша жизнь радикально изменится.
«При сохранении нынешнего экономического порядка любая работа, которую можно автоматизировать, будет автоматизирована. В том числе офисная работа. При выполнении рутинных операций автомат надежнее человека, может работать круглосуточно, не нуждается в зарплате, выходных, отпусках и социальной защите. В условиях конкуренции все предприниматели хотят снизить издержки прежде, чем это сделают конкуренты. В той мере, в какой автоматы будут экономически эффективнее, они будут замещать людей», — говорит заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований ЛССИ НИУ ВШЭ Эдуард Понарин.
По мнению основателя Talkbank.io Михаила Попова, в перспективе офисный персонал может быть сокращен на 50—60%, производственный — на 10—15%.
«Текущее развитие технологий показывает, что под сокращение попадут специалисты, работающие с информацией и принимающие решение либо по шаблонам, скриптам, либо на основании нормативов или законодательства. Кроме того, под угрозой операторы механизмов, операторы кол-центров, менеджеры по поддержке, частично менеджеры отдела кадров, продавцы типовых продуктов, кассиры, водители, пилоты. Сокращения офисного персонала могут в перспективе составить до 50—60% рабочего персонала в пределах 10—15% от численности», — полагает Попов.
«Если говорить об офисных сотрудниках, которых заменят алгоритмы, то автоматизация в первую очередь коснется дистанционной поддержки — телемаркетинга, бизнес-ассистентов, секретарей, людей, работающих на простых операциях и помогающих клиентам получать те или иные услуги. Также это затронет бэк-офис: бухгалтерию, кадры, юристов на договорной работе — процессы, которые подчиняются определенным правилам и совершаются с определенной периодичностью», — считает директор по персоналу Модульбанка Алена Валовая.
Процесс сокращения сотрудников, чьи функции могут заменить алгоритмы, можно наблюдать уже сейчас. В частности, в финансовой сфере.
«Мы уже сегодня видим примеры, когда автоматизация многих процессов помогает исключить участие человека из процессов оформления финансовых документов. Например, в крупных компаниях с каждым годом сокращается число бухгалтеров, занимающихся обработкой первичной бухгалтерской документации и занесением данных в учетные системы. На смену таким бухгалтерам приходят системы сканирования документов и распознавания данных с автоматическим внесением всей информации в электронные базы. А постепенное упразднение бумажного документооборота в пользу электронного еще больше повысит уровень автоматизации и исключит участие человека даже на этапах сортировки и обработки документов», — прогнозирует руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.
Сооснователь проекта Darfchain Константин Бакулев напоминает, что уже существуют боты и программы, позволяющие в автоматическом режиме составлять простые юридические документы (запросы, иски), формировать аналитические отчеты и обзоры на естественных языках и т. п. «Сегодня даже простые пользователи, незнакомые с азами программирования, могут благодаря платформам типа IFTTT строить свои связанные алгоритмические последовательности вокруг своих аккаунтов, гаджетов и прочих «умных» предметов, все больше окружающих человека», — говорит эксперт.
Искусственный интеллект будет применяться и в креативных отраслях
Председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции», футуролог Кирилл Игнатьев обращает внимание на то, что алгоритмы смогут заменить и некоторых представителей креативных профессий. «Есть распространенное мнение, что искусственный интеллект заменит монотонный человеческий труд, где нет места креативу. Но эта точка зрения несколько односторонняя, искусственный интеллект уже в ближайшее время будет применяться и в креативных отраслях. Сейчас в мире работает несколько сот тысяч дизайнеров, я имею в виду и промышленный дизайн, веб-дизайн и дизайн интерьеров. Из этих дизайнеров только несколько тысяч человек являются уникальными авторами креатива, которые распространяют свое авторское видение, формируют стиль, моду, предлагают оригинальные решения. Остальные же — копиисты и контентщики: они копируют и соединяют разработанные первыми идеи. И такую работу искусственный интеллект сможет выполнять более качественно, так как он имеет более широкий доступ к мировому поиску, может быстро и качественно обобщать контент», — уверен Кирилл Игнатьев.
Государство будет вводить систему workfare
Вопрос в том, что будет делать государство, когда часть населения окажется выключенной из экономических процессов, говорит Константин Бакулев. «Какие скрытые ныне издержки будут нести государства, корпорации и общество в целом при высвобождении определенного объема населения из так называемого трансакционного сектора экономики (а именно к нему относится труд подавляющего числа офисных и государственных служащих, обеспечивающих управленческую, юридическую, финансовую, наконец, материально-культурную связность социального пространства)?
С какого момента некоторая масса населения, выброшенного из рутинной, но включенной в общую экономическую цепочку деятельности, становится критически атомизированной, грозящей разнести все вокруг? Значит ли это, что возникает новая потребность в дополнительной искусственной связанности (вторичный трансакционный сектор), такой как геймификация, например, или другие придуманные «маркетинговые» занятия, призванные утилизировать время, а в конечном итоге и «лишнее» население? Насколько экономия от сокращения офисных работников — помощников руководителей, юристов, бухгалтеров, нотариусов и прочего «офисного» населения планеты — будет сопоставима с затратами на их социальную «нейтрализацию», отнюдь не сводящуюся к пресловутому БОД (безусловному доходу)? И не станет ли автоматизация рутинных операций тем порогом отсечения, который разрушит и без того хрупкие сегодня социальные лифты (ведь уже нельзя будет строить карьеру с самых низов в роли «подмастерьев») и введет еще невиданную неофеодальную сословность на вполне осязаемой материально-технологической основе?» — задает вопросы Константин Бакулев.
«Возможно, государство будет вводить систему workfare (по аналогии с welfare — социальной защитой), придумывая какую-то не очень нужную работу для невостребованных людей. А возможно, будет вводить минимальный гарантированный доход для всех граждан, как уже пытаются делать в Финляндии. В государствах с долгой традицией системы социальной защиты (та же Финляндия и многие другие европейские страны) это более вероятно. Наша страна несколько отстает в процессах автоматизации в связи с относительной дешевизной рабочей силы. При этом многим начальникам, вероятно, приятнее иметь живую секретаршу, а не многофункциональное устройство. Но в конце концов мы придем к таким же проблемам, что и в передовых странах», — говорит Эдуард Понарин.
Эксперты также прогнозируют, что новые профессии будут приходить на смену старым, и те, кто не застревает в рутине, а готов обучаться новому, смогут найти себе применение в изменяющейся реальности.
«Я не верю в то, что из-за внедрения технологий и алгоритмов начнется массовая безработица. Можно вспомнить похожие исторические этапы, когда происходило внедрение новых технологий. В ХVIII веке в Англии начали активно применять паровую машину, и тот труд, которым раньше люди занимались вручную, например ткали одежду, начали выполнять машины. Движение луддитов — рабочих, которые врывались на фабрики и ломали станки, — возникло потому, что люди боялись безработицы. Но надо было добывать больше металла, производить станки, обучать людей работать на них. В результате появились новые рабочие места. Сейчас мы видим тот же самый концепт и тот же страх, что роботы заменят человеческий труд во всех отраслях экономики, а люди будут работать за чашку риса», — рассказывает основатель кадровой компании Support Partners Константин Борисов.
Вместо одной профессии мы будем осваивать 5—7 компетенций
«Всех сотрудников можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто не сильно задумывается о будущем, живет настоящим. Они не очень амбициозны, не особо чем-то интересуются. Это люди, привыкшие к повседневной рутине — поесть, поспать, сходить куда-то с друзьями, побыть с семьей, отсидеть на работе положенные восемь часов. Сложно предсказать, что с ними будет, когда начнутся массовые сокращения. Я думаю, на рынке начнется расцвет компаний, занимающихся профориентацией и переквалификацией. Такие компании как раз будут давать возможность выучить что-то новое и сменить квалификацию. Но для этой категории людей процесс станет крайне болезненным. Они потеряют в материальном благосостоянии из-за того, что длительное время не смогут работать, и будут находиться в тяжелом эмоциональном напряжении, потому что столкнутся с тем, от чего всегда бежали, — с изменениями, — говорит Алена Валовая. — Ко второй категории относятся люди, которые, работая на подобных должностях, очень активно интересуются своим развитием и постоянно учатся новому. Иногда они набирают навыки из совершенно разных сфер, не связанных друг с другом. На первый взгляд, эти навыки нельзя вплести в логичную цепочку их дальнейшей карьеры, но это единственно правильный путь. Эклектика совершенно разных навыков даст этим людям возможность в перспективе, когда они столкнутся с необходимостью трудоустройства, найти свое направление быстро и стать ценными сотрудниками».
«С уходом старых профессий придет в несколько раз больше новых, но и само представление о профессиях уйдет в прошлое. Человеку придется постоянно учиться, получать новые компетенции и делать это не только в юношеские годы, а на протяжении всей жизни. Вместо одной профессии мы будем осваивать 5—7 компетенций», — полагает Кирилл Игнатьев.
«Если поколение наших бабушек и дедушек могло окончить вуз и всю жизнь работать по одной специальности, наши родители несколько раз проходили переобучение или повышение квалификации, то нам предстоит пройти 4—5 циклов переобучения. Поэтому становится особенно важно инвестировать в себя, в свое здоровье и развитие», — заключает Константин Борисов.
Ну к искусственному антиллекту придется добавить снижение рождаемости ( особенно у всякой тупой биомассы) и сокращение численности населения.. Тогда проканает.
интересно, чего будут делать местные офисные крысы, когда в офисах работы не будет?
интересно, чего будут делать местные офисные крысы, когда в офисах работы не будет?
чего будут делать местные офисные крысы, когда в офисах работы не будет?
Ты реально думаешь что в кабинетах только перекладыватели бумажек сидят?
чего будут делать местные офисные крысы, когда в офисах работы не будет?
интересно, чего будут делать местные офисные крысы, когда в офисах работы не будет?
за меня партия эксперты из статьи все уже продумали
за меня партия эксперты из статьи все уже продумали
Да, я спокойно могу делать работу за 3 человек при наличии современных сервисов
может это искуственный интелект статью настрочил?
а зачем стране куча народу?
говорят, чтобы обслуживать трубу надо 15-20млн человек и все
вона говорят, что первичку уже машины могут заполнять
poliman писал(а):
вона говорят, что первичку уже машины могут заполнять
Пока не машины на стройке кирпичи кладут.
придется , но получать будите 90% от з.п.
так на заводе детали надо собирать, сырье подносить
а в офисе чего надо делать?
первичку уже машины могут заполнять
poliman писал(а):
вона говорят, что первичку уже машины могут заполнять
Пока не машины на стройке кирпичи кладут.
После внедрения цифровой экономики их в 2 раза больше надо будет pst у нас так. Вроде век компьютеров ,а бумаг в два раза больше. Где раньше один секретарь справлялся теперь их там 5 зашиваются
так речь про офисный планктон - юристы, экономисты, отдел кадров, секретари
После внедрения цифровой экономики их в 2 раза больше надо будет
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы