Бомбовоз писал(а):ни тех мы кредитовали
По разному было....
Добавлено спустя 14 минут 50 секунд:
Про эти самые долги..много буков:
Цитата:Россия в Северной Африке: капитализация успеха
Аватар пользователя кислая
Северная Африка никогда не находилась в центре российских внешнеполитических интересов. Отношение к этому региону, начиная по меньшей мере с XIX в. или даже с конца XVIII в., определялось его географической удаленностью с одной стороны и включенностью как в ближневосточную, так и в средиземноморскую подсистемы международных отношений с другой.
Будучи частью Османской империи, «арабского отечества» арабских националистов, расширенного Ближнего Востока, Северная Африка рассматривалась Москвой как пусть и своеобразное, но продолжение Западной Азии. Сюда транслировались изначально связанные скорее с Машриком представления о закономерностях социально-политического развития, потенциальных возможностях сотрудничества, вызовах и угрозах, исходящих из региона. Соответственно, и политика в отношении Северной Африки для СССР, а затем и для России становилась продолжением ближневосточной.
Вместе с тем Северная Африка может рассматриваться и как южное Средиземноморье — партнер и антипод Средиземноморья северного, превращаясь в фактор отношений Москвы с государствами Европы и Евросоюзом.
Военно-политические успехи, достигнутые Москвой в Сирии, постепенная если не стабилизация, то «рутинизация» ситуации на Ближнем Востоке при сохраняющейся негативной динамике отношений России с Западом заставляют Кремль сегодня обращать все большее внимание на Северную Африку. В ближневосточном контексте она превращается в пространство капитализации успехов, достигнутых в восточной части региона, в средиземноморском — может стать рычагом давления на Европу. На нее распространяется как общая секьюритизация ближневосточной политики России, так и характерное для нее стремление выстраивать сложные балансы, развивая отношения со всеми региональными игроками. Оставив в стороне раздираемую междоусобицами Ливию, рассмотрим отношения с четырьмя остальными странами субрегиона — Египтом, Алжиром, Марокко и Тунисом.
Модель отношений с Египтом
Египет — страна, отношения с которой стали своеобразной моделью для всей ближневосточной политики Москвы последних лет. Осторожность, неспешность, стремление к диверсификации контактов, нежелание «сжигать мосты», готовность работать с практически любыми силами при понимании хрупкости текущей ситуации — все это определило специфический стиль российской дипломатии.
Сначала, несмотря на приход к власти в стране «Братьев-мусульман», российские власти словно запамятовали вычеркнуть движение из списка экстремистских. Это досадное обстоятельство, однако, не помешало президенту В. Путину в 2013 г. дважды встретиться с его египетским коллегой Мухаммедом Мурси. Однако после прихода к власти А. ас-Сиси летом того же года это же обстоятельство стало основой для сближения двух стран — египетское руководство, разочарованное в спешно поддержавших «Братьев-мусульман» и теперь оказавшихся в растерянности США, стремилось найти новых внерегиональных партнеров. Кроме того, вернувшие себе бразды правления военные были в глазах Кремля и надежнее, и понятнее свергнутых умеренных исламистов, а особые отношения нового руководства страны с Саудовской Аравией — важным, но сложным партнером Москвы — придавали сближению с Каиром особую значимость.
Постепенная если не стабилизация, то «рутинизация» ситуации на Ближнем Востоке при сохраняющейся негативной динамике отношений России с Западом заставляют Кремль сегодня обращать все большее внимание на Северную Африку.
В. Путин посещал Египет в 2015 и 2017 гг., а президент ас-Сиси приезжал в Москву за последние четыре года три раза. За это время возник и устоялся регулярный формат двусторонних министерских встреч, способствующих прояснению позиций двух стран по ключевым региональным вопросам, прежде всего по Ливии и Палестине.
Особую значимость приобрело ВТС, реализующееся посредством созданной в марте 2015 г. Объединенной комиссии. После подписания нескольких двусторонних соглашений Москва заявляла, что готова предоставить Египту любое необходимое вооружение за исключением стратегического ядерного оружия. По доступным источникам, объем ВТС с 2014 г. достиг 3,5 млрд долл., а номенклатура поставляемых в Египет вооружений включает в себя транспортные вертолеты Ми-8МТ/Ми-17, ЗРК «Бук-М2», системы ПВО С-300ВМ, противотанковые и противокорабельные ракеты. Обсуждаются также дополнительные поставки «Мистралей».
В 2016 г. две страны провели совместные антитеррористические учения «Защитники Дружбы – 2016», участие в которых приняли 500 военных, а в 2017 г. было подписано предварительное соглашение, разрешающее российским ВКС летать в египетском воздушном пространстве и использовать военные базы страны. В случае его полной реализации Россия сможет сконцентрировать в Египте самый крупный для всех североафриканских государств иностранный военный контингент.
Взаимодействие, однако, не ограничивается ВТС. Если в 2015 г. двусторонняя торговля резко упала в связи с понижением цен на нефть, то в последующие годы наблюдался постоянный рост. В 2017 г. он достиг 61,73% — общий товарооборот составил 6,73 млрд долл., из них 6,2 млрд приходились на российский экспорт в Египет, состоявший в основном из злаков, углеводородов и черных металлов. Россия в тот год продала египтянам 6,7 млн т пшеницы, при том что весь совокупный импорт пшеницы в страну составил 11,2 млн т. В результате Египет вошел в первую двадцатку экономических партнеров России и стал крупнейшим импортером российских сельскохозяйственных товаров, обогнав КНР. В то же время объем египетского экспорта в России не превосходил 500 млн долл.
Если в 2015 г. двусторонняя торговля резко упала в связи с понижением цен на нефть, то в последующие годы наблюдался постоянный рост.
Другая важная сфера сотрудничества — энергетика и промышленность. В 2015 г. было заключено долгожданное, обсуждавшееся еще при Х. Мубараке соглашение о строительстве в Египте АЭС мощностью 1200 мВт. Два года спустя сделку закрепили долгосрочным контрактом на обслуживание станции. Тогда же, в октябре 2017 г. «Роснефть», заключив сделку с итальянской компанией Eni, купила 30% ее акций в концессии по развитию газового месторождения Зохр. Не снимается с повестки дня и план создания российской торгово-промышленной зоны в районе Порт-Саида.
Наконец, нельзя не упомянуть туризм, до 2015 г. остававшийся самой заметной сферой двустороннего взаимодействия. В 2013 г. Египет посетили 2,4 млн россиян, в 2014 г. — уже 3,1 млн. Когда общий доход Египта от туризма составлял примерно 7,3 млрд долл., российские туристы принесли около трети этой суммы — 2,5 млрд долл. После отмены прямого авиасообщения в 2015 г. число российских туристов в 2016–2017 гг. не превысило 100 тыс. человек в год. Несмотря на возобновление авиаперевозок весной 2018 г., достижение прежних объемов представляется малореальным — необходимость наземного трансфера из Каира на курорты Красного моря останется серьезным препятствием для развития сектора.
Связи с Алжиром
ВТС, торговля сельскохозяйственными товарами, сотрудничество в сфере энергетики, промышленности и туризма остаются основными сферами двустороннего взаимодействия России с другими странами Северной Африки.
Особую роль среди них играет Алжир. В 1962-1989 гг. Москва под займы предоставила Алжиру вооружений на 11 млрд долл., что составило 80% всего военного запаса страны. Затем, правда, гражданская война 1990-х гг. в Алжире и общее снижение активности России в регионе свели двусторонние отношения на нет. Возвращение началось в 2000-е гг., когда в 2006 г. Москва простила Алжиру долг размером 4,7 млрд долл., заключив одновременно договор о продаже танков, ракетных систем, боевых и учебных самолетов на сумму в 7,5 млрд долл.
В 2007–2016 гг. товарооборот Алжира с Россией вырос с 700 млн долл. до 4 млрд долл., причем две трети из этой суммы пришлись на товары военного назначения. Алжир вошел в пятерку крупнейших стран-клиентов российского ВПК, закупая у Москвы более 80% вооружений и занимая 10% в общей сумме российского оружейного экспорта.
Тесные связи с Алжиром не мешают Москве строить диалог с Рабатом, несмотря на бурные противоречия между двумя африканскими странами, прежде всего по вопросу о Западной Сахаре.
Однако в остальных сферах товарооборот между Россией и Алжиром совсем невелик и не имеет большого значения для обеих стран. Даже договор о стратегическом партнерстве, заключенный еще в 2001 г., который должен был стать «новым стимулом» для двусторонних связей, не сыграл здесь никакой роли. За первые четыре месяца 2017 г. экспорт из Алжира в Россию, состоявший в основном из фиников и некоторых промышленных товаров, не достиг и 3 млн долл. — суммы ничтожной даже в сравнении с другими странами Северной Африки. В том же году экспорт из Туниса составил 37 млн долл., а из Египта — 137 млн долл.
В энергетическом секторе сотрудничество также ограничено, несмотря на то, что в 2006 г. был ратифицирован меморандум о взаимопонимании между ОАО «Газпром» и алжирской государственной корпорацией Sonatrach, а в 2014 г. был подписан проект совместного предприятия по разведке и добыче. Тот факт, что Алжир — крупнейший в Африке производитель природного газа, третий (после Норвегии и России) поставщик газа в Европу, а его объемы нефтедобычи среди африканских стран уступают только Нигерии, делает две страны не только соперниками за европейский рынок, но и потенциальными партнерами. Подобный сценарий отчасти уже был продемонстрирован Москвой в ее отношениях с Эр-Риядом. Такая перспектива не может не нервировать европейцев.
Как и в случае с Египтом, в Алжире Россия весьма активно действует и в сфере «мирного атома». В 2017 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между Алжирской комиссией по атомной энергии (COMENA) и «Росатомом». Представители последнего заявили, что алжирцы планируют к 2025 г. построить АЭС с водяными реакторами под давлением.
Диалог с Марокко
Тесные связи с Алжиром не мешают Москве строить диалог с Рабатом, несмотря на бурные противоречия между двумя африканскими странами, прежде всего по вопросу о Западной Сахаре. Корректировка позиции по этому конфликту и отказ от последовательной поддержки Фронта ПОЛИСАРИО в сторону «позитивного нейтралитета» стали важными факторами, позволившими заключить в 2016 г. соглашение о «глубоком стратегическом партнерстве».
Несомненный дипломатический успех Алауитского королевства, однако, не означал полного отказа Москвы от взаимодействия с «освобожденными территориями» Западной Сахары, свидетельством чему стали регулярные визиты представителей ПОЛИСАРИО в Москву.
При анализе политики России в Северной Африке, бросается в глаза сочетание в ней последовательности и диверсифицированности подходов.
Торгово-экономическое сотрудничество с Марокко кажется более сбалансированным и диверсифицированным, чем с другими странами Северной Африки. Между двумя странами были заключены соглашения по образованию, авиаперевозкам, рыбной ловле, охране окружающей среды, военному сотрудничеству, энергетике и сельскому хозяйству. Последнее особенно существенно для Рабата — экспорт из Марокко в Россию на 97% состоит из продуктов питания, составляющих, в свою очередь, около 18% всего пищевого экспорта страны. В 2016 г. королевство продало россиянам 351 тыс. т сельскохозяйственной продукции, прежде всего цитрусовых и помидоров. По помидорам и мороженной сардине оно стало крупнейшим поставщиком, по цитрусовым — вышло на второе место. В 2017 г. товарооборот между странами превысил 3 млрд долл. с положительным сальдо для России, поставляющей в королевство удобрения, серу, уголь и т. п. В 2017 г. страны начали сотрудничать еще и в ядерной сфере — Министерство энергетики, минеральных ресурсов и устойчивого развития Марокко и «Росатом» подписали меморандум о взаимопонимании по «мирному атому».
Сотрудничество с Тунисом
Наконец, нельзя не сказать и о Тунисе — стране, политическая значимость которой в регионе намного превосходит ее значимость географическую.
Исторически лидеры Туниса — и Хабиб Бургиба, и Зин аль-Абидин Бен Али — тянулись скорее не к России, а к Европе и США, а политические силы, приходившие к власти после 2011 г., несмотря на декларирование стремлений к многовектороности во внешней политике, остались верны этой традиции. В 2015 г. страна стала союзником США вне НАТО, получив тот же статус, какой имеют, например, Марокко и Иордания, и заручившись американской помощью в отражении угроз из Ливии. Москва в этих условиях, как всегда, стремилась демонстрировать готовность работать со всеми игроками — и с исламистской партией «ан-Нахда», отказавшейся от власти в 2014 г., но сейчас победившей на муниципальных выборах, и с представителями «старой» элиты — президентом Бежи Каидом ас-Себси и его партией «Нидаа Тунис». За последние годы тунисские руководители не раз встречались с российскими коллегами, обе стороны при этом регулярно декларируют развивать сотрудничество в торговле, экономике, науке, технике и безопасности. Тем не менее основой отношений остается не политика, а экономика, прежде всего туризм.
Сама природа алжирской государственности заставляет Алжир воздерживаться от излишнего сближения с Европой и особенно с Францией, постоянно подчеркивая собственную независимость от бывшей метрополии.
Тунис раньше не был особенно популярен среди российских туристов. В 2014 г., когда более 3 млн россиян посетили Турцию и более 2 млн отдохнули в Египте, Тунис выбрали всего 250 тыс. человек, причем среди российских туроператоров ходило мнение, что это страна невозвратного туризма. После того как в 2015 г. произошли теракты в курортном городе Сусс и в столичном музее Бардо, количество зарубежных гостей упало до минимума, а россиян среди них оказалось всего 50 тыс. Однако на следующий год ситуация изменилась — в списке стран, откуда в Тунис приехало больше всего отдыхающих, Россия заняла третье место, уступив Алжиру и Ливии. Основных причин две: отмена прямых рейсов в Египет и кризис в российско-турецких отношениях, последовавший за тем, как на границе Сирии и Турции был сбит российский истребитель. В результате турпоток из России в Тунис резко вырос и достиг 650 тыс. человек в 2016 г. В 2017 г. Тунис посетили 6,7 млнгостей, около 520 тыс. из них россияне; в 2018 г. их число, как ожидается, превысит 600 тыс. Учитывая тот факт, что около 8% ВВП Туниса приходятся на туристический сектор, рост турпотока из России может стать важным фактором экономического влияния Москвы.
Подходы Москвы к странам Северной Африки
При анализе политики России в Северной Африке, бросается в глаза сочетание в ней последовательности и диверсифицированности подходов. То, что с некоторых пор Москва стала рассматривать государства региона как потенциально важных экономических партнеров, вполне очевидно. Ясно и то, что она активно использует свои политические успехи в Машрике для продвижения экономических интересов в Магрибе, прежде всего в ВТС. Пока что не вполне понятно, верно ли обратное — стремится ли российское руководство к конвертации экономических связей с государствами региона в инструмент политического влияния — то, чего так не хотелось бы странам северного Средиземноморья. Соглашение об использовании египетских военных баз, прогнозируемое открытие собственной базы в Судане, многочисленные, однако не подтвержденные слухи о желании министерства обороны России обосноваться в Киренаике вроде бы намекают на это. Однако на практике все это пока остается прогнозами и слухами, причем касающимися исключительно восточной части Средиземного моря и долины Нила.
В Магрибе же дело обстоит иначе — Москва здесь пытается балансировать между Марокко и Алжиром. Если в случае с Тунисом укрепление отношений происходит как бы непроизвольно и ограничивается всего одним сектором взаимодействия, то в случае с Алжиром львиная доля торговли приходится на ВТС. В сотрудничестве с Марокко центральное место занимает сельское хозяйство, а важными участниками рынка оказываются предприятия среднего и мелкого бизнеса, что способствует формированию глубоких двусторонних отношений. При этом Россия в Алжире и Марокко воспринимается по-разному и занимает разное место во внешнеполитической архитектуре двух региональных лидеров.
Для Алжира Москва всегда была важнейшим партнером. СССР активно поддерживал алжирское национально-освободительное движение и Фронт национального освобождения в 1954–1962 гг. В советских вузах учились не только представители будущей алжирской военной элиты, но и значительная часть алжирской интеллигенции. А кто-то из них и преподавал в СССР — так, говорят, после реабилитации в правах ранее запрещенной кибернетики в качестве первых ее преподавателей советское руководство пригласило именно алжирцев. Даже сегодня достаточно зайти в Алжирский музей современного искусства (MAMA), чтобы насладиться целой коллекцией работ советских авторов или алжирских художников, живших в России.
Несмотря на то, что с советских времен много воды утекло, а последующая история двух стран отличалась некоторым параллелизмом (кризис социализма в 1980-е, неспокойные 1990-е, стабильные 2000-е гг.), особые отношения между ними остались. Тем более что сама природа алжирской государственности заставляет Алжир воздерживаться от излишнего сближения с Европой и особенно с Францией, постоянно подчеркивая собственную независимость от бывшей метрополии. С Марокко все совсем иначе. Традиционная атлантическая ориентация Рабата, активное сотрудничество с ЕС, равно как и монархическая близость к Эр-Рияду, становятся естественными ограничителями политического сближения с Москвой.
Подобный бэкграунд двусторонних отношений предполагает, что, как бы Россия ни стремилась сохранять сбалансированную позицию, в случае роста политической вовлеченности Москвы в дела региона ей придется диверсифицировать подходы к этим двум странам. В случае с Алжиром речь, по всей видимости, должна будет идти о развитии гуманитарных связей, которые помогут укрепить существующее военно-политическое взаимодействие. В случае же с Марокко — о развитии экономических связей, способных отчасти компенсировать дефицит политических форматов.
Статья представляет собой расширенную и адаптированную для российского читателя версию материала, опубликованного на сайте Carnegie.
В. Кузнецов -к.и.н., руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН
Далиа Ганем-Язбек - научный сотрудник Ближневосточного центра Карнеги
Добавлено спустя 3 минуты 29 секунд:
Цитата:Поле битвы - Африка (IV)
Россию и Африканский континент связывают несколько десятилетий политических, экономических и культурных связей. Советский Союз имел ко Дню освобождения Африки самое непосредственное отношение, поскольку на протяжении всего своего существования не только помогал отстаивать право африканских стран на обретение независимости, но и активно участвовал в их политическом и экономическом развитии.
Предпосылки для политико-экономических отношений СССР со странами Африки сформировались в конце 40-х годов прошлого столетия, когда в результате успехов национально-освободительного движения появились независимые государства континента. Так, в 1948 году было заключено первое соглашение о торговле с Египтом, далее подобные соглашения заключались в 1957-м — с Тунисом, в 1958-м — с Марокко, в 1959 году — с Ганой, Эфиопией, Гвинейской Республикой. В начале 60-х, когда на карте появилось 17 независимых африканских государств, Советский Союз одним из первых установил с ними дипломатические отношения. К концу 80-х годов у нашей страны насчитывалось более 40 государств-партнеров, с которыми были подписаны долгосрочные межправительственные соглашения о торговле, со многими из них — соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. В целом технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% общего обьема советского сотрудничества с зарубежными странами.
Распад Советского Союза в 1991 году повлек за собой развал постсоветской российской внешней политики. Военно-политическое и экономическое присутствие России на Африканском континенте в начале 1990-х годов фактически оказалось свернутым (в 1992 году были закрыты девять российских посольств и три генеральных консульства в Африке, так же как и некоторые африканские представительства закрылись в России). Отказ от социалистической идеологии в самой России привел к идеологическим переменам и в большинстве некогда просоветских стран Африканского континента. Африканские политические лидеры предпочли сменить социалистическую ориентацию на строительство рыночной демократии и переориентировались на сотрудничество с США и бывшими колониальными метрополиями — Великобританией, Францией, Испанией, Италией, Португалией. В начале 2000-х активизировал свое присутствие на Черном континенте Китай, начавший первые попытки проникновения в Африку еще в 1960-е-1970-е годы. Многократно возросла активность на Африканском континенте и исламских организаций, за которыми стоят Саудовская Аравия, Катар и другие «нефтяные монархии» Персидского залива.
Тем не менее, уже с середины 90-х годов прошлого века Россия медленно, но верно возвращается в Африку и Африка перестает быть периферийным регионом российской внешней политики.
В 1994 году была утверждена первая концепция российской политики в Африке где было указано, что африканская политика России является составной частью общей концепции внешнеполитической деятельности государства и должна обеспечивать российские национальные интересы применительно к Африке с учетом специфики отдельных стран континента (последний располагает крупным потенциалом для политического и торгово-экономического сотрудничества); а так же то, что без участия африканских государств невозможна целостная система международной безопасности, при этом Россия объективно заинтересована в сотрудничестве с ними в укреплении глобальной безопасности.
Российские военные наблюдатели, представители и контингенты с середины 90-х годов стали принимать участие во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке. Так Россия как член СБ ООН в целях мирного разрешения конфликта в Анголе в 1995 году направила аэромобильный отряд сухопутных войск России для поддержки работы КМООНА III (состоял из 160 военнослужащих, 10 военных наблюдателей и авиаотряда из 7 вертолетов Ми-8). В 1996 году при помощи Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ открыла автошколу в Руанде, которая стала центром подготовки спасателей и персонала гуманитарных миссий (в частности по разминированию в Анголе и Мозамбике). В состав Миссии ООН в Сьерра- Леоне были направлены вертолетное подразделение и более 100 военнослужащих и наблюдателей из России; в Миссиях ООН в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Эритрее и Эфиопии были направлены российские военные наблюдатели.
Как мы помним, СССР принимал активное участие в развитии африканских стран, которые по данным Внешторгбанка на 1991 год остались должны $ 21 млрд, что составляло около 17 % внешнего долга развивающихся стран. Две трети африканского долга России приходились на Эфиопию, Анголу, Алжир, Мозамбик, Ливию.
Со вступлением в Парижский клуб (1997 г.) в качестве страны-кредитора у России появились новые возможности для содействия разрешению долговой проблемы. Реструктуризация задолженности, проводившаяся в соответствии с методикой Парижского клуба, со значительными льготами для африканцев может рассматриваться в качестве элемента нашей официальной помощи развитию. В 1997 году правительство России выделило в трастовый фонд МВФ около $17 млн на реализацию программы сокращения внешнего долга беднейших стран. В 2001-2002 годах были заключены межправительственные соглашения по урегулированию задолженности с десятью африканскими странами, включая Мозамбик и Эфиопию.
В 1996 году после значительного перерыва возобновилась практика предоставления государственных стипендий африканским студентам и аспирантам - началось оживление связей в сфере образования.
Примерно в это же время крупные российские нефтяные компании такие, как «Лукойл» и «ЮКОС», начали свою деятельность в странах Северной Африки, включая Египет, Тунис и Алжир.
В 2000 году президентом В. Путиным была утверждена новая концепция внешней политики России, в которой уделялось большее внимание диверсификации отношений с африканскими странами, в том числе в области экономического сотрудничества.
По оценкам экспертов, в Африке находится 12% мировых запасов нефти, 42% месторождений золота, 60% марганцевых руд, 19% урана, 48,4% хрома, 44,6% титана, 42,6% бокситов, континент обеспечивает 90% мировой потребности в платине и 52,5% - в алмазах. Здесь также добывается 36% мирового производства ванадия, 42% кобальта. Африка заинтересована в инвестициях, технологиях и возможностях подготовки квалифицированных кадров.
Африканские государства стали постепенно разворачиваться в сторону России, стремясь найти противовес американскому, китайскому, европейскому и ближневосточному влиянию - в странах южнее Сахары с 2000-х годов возобновляют работу 33 российских посольства. В конце 1990-х годов с официальными визитами Россию посещают первые лица Анголы, Намибии и ЮАР, в 2001-2002 годах - Габона, Гвинеи, Нигерии и Эфиопии, а также министры иностранных дел Анголы, Мали, Мозамбика, Чада, Эфиопии и ЮАР.
В октябре 2000 года министр иностранных дел России И. Иванов совершает официальный визит в Алжир. Это был первый визит российского министра иностранных дел за весь период российско-алжирских отношений.
В декабре 2001 года И.С. Иванов с официальным визитом посещает страны Африки, где проводит переговоры с руководителями Анголы, Намибии и Танзании.
В 2002 году наносит первый визит в Африку председатель правительства РФ М. Касьянов, посетивший Эфиопию, Танзанию и ЮАР.
В нулевые годы российско-африканские отношения обретают второе дыхание - делегации различных уровней и официальные лица постоянно обмениваются визитами, результатом которых становятся различные соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а российский бизнес активно вкладывается в африканские активы (скажем, по данным российских компаний, их прямые инвестиции в Африке на 2012 год составляли порядка $9 млрд.). Хотя приоритетными для африканской политики России традиционно остаются страны Северной Африки, тем не менее Россия стремится активизировать свои отношения со странами южнее Сахары.
Если говорить о торговом сотрудничестве в этот период, то необходимо отметить постоянный рост товарооборота между Россией и Африкой:
1995 г. - $930 млн; 2000 г.- $1,7 млрд; 2005 г.- $ 3,5 млрд (80% российского экспорта шло в Африку); 2009 г. - $ 7 млрд; 2014 г. - $10 млрд
Настоящий прорыв в российско-африканских отношениях происходит в 2006 году, во время официального визита главы РФ В. picture.jpgПутина в ЮАР . Это первое в истории посещение руководителем российского государства Африки к югу от Сахары. В.Путин и сопровождавшие его лица приехали туда не с пустыми руками, а с обьемным портфелем предложений, что, по сути, и означало полномасштабное возвращение нашей страны в Африку, конечно, не на идеологизированной основе (как в советскую эпоху, хотя СССР дипломатических отношений с ЮАР не имел), а на основе современного экономического партнерства с учетом взаимовыгодных интересов и долгосрочных перспектив. В ходе визита были подписаны Договор о дружбе и партнерстве между Россией и ЮАР и ряд межправительственных соглашений. Последствием этих встреч стала активизация российского бизнеса на африканском континенте.
Следом за ЮАР президент России посетил Марокко, страну с которой Россию связывают долгие и прочные экономические отношения.
Летом 2009 года состоялось большое африканское турне Дмитрия Медведева, в ходе которого он посетил Египет, Нигерию, Намибию и Анголу, в ходе визита состоялось подписание ряда документов и контрактов по линии российских и африканских компаний: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества, документы об образовании совместного предприятия между ОАО «Газпром» и Нигерийской нефтяной корпорацией и о создании ангольской национальной системы космической связи и вещания «АНГОСАТ». В 2007 - 2009 годах Россия с космодрома Байконур запустила своими ракетами несколько южноафриканских спутников для зондирования Земли и телекоммуникаций.
Развивается сотрудничество с Суданом (эксплуатация нефтегазовых месторождений), Мавританией (рыболовство), Анголой (военное, финансово-экономическое сотрудничество), Намибией (разработка месторождений природных ископаемых, рыболовство), Нигерией (разведка энергетических и минеральных ресурсов, развитие торговых связей, военно-техническое сотрудничество), Гвинеей (торгово экономическое и технико-экономическое сотрудничество), Эфиопией, Габоном, Сенегалом, Ганой, Ботсваной, Мали, Мадагаскаром, Танзанией, Бенином и Камеруном.
В 2006 – 2007 годах совместно с обществом ЮАР Pitsara Seschaba российский холдинг «Ренова» основал компанию United Manganese of Kalahari (UMK). «Ренова» вложила в предприятие около 1 миллиарда долларов (в апреле 2011 году Ренова запустила в эксплуатацию свой первый крупный марганцевый рудник в районе Калахари (ЮАР)), и сегодня производство марганцевой руды достигает 2 – 2,5 миллиона тонн. Ренова инвестировала 200 миллионов долларов в предприятие по производству силикономарганца.
Российский горно-металлургический гигант в производстве никеля, палладия и платины ОАО «Норильский никель» в 2006 году купил 50% акций южноафриканского предприятия по добыче никеля – Nkomati в 300 км к востоку от Йоханнесбурга. Фабрика производит до 5,5 тыс. тонн товарного никеля в концентрате ежегодно, а также платину, палладий и медь. Еще 50% акций этой фабрики принадлежит компании African Rainbow Minerals (ARM).
Российская объединённая компания «Русал» занимает доминирующие позиции в добыче бокситов в Гвинее. Объём инвестиций компании оценивается в 1 – 1,5 миллиарда долларов. Гвинейские бокситы обеспечивают до 60% потребностей «РУСАЛа» в этом сырье.
Имеет активы в Африке и крупнейшая российская металлургическая компания «Северсталь». Подконтрольные ей структуры действуют в ЮАР, Габоне, Конго. В Гвинее и Буркина-Фасо они добывают золото в объёме 20 – 23 тонны в год.
Группа компаний "Алроса" с 1992 г. сотрудничает с Анголой в сфере добычи алмазов и гидроэнергетики - в 2008 году компания построила в Анголе крупнейшую гидроэлектростанцию «Шикапа», а затем занялась реализацией аналогичного проекта в Намибии. Ей принадлежит 32,8% акций горнорудного объединения "Катока". Месторождение Катока является крупнейшей в Анголе кимберлитовой трубкой, 4-м в мире месторождением по объемам залежей и добыче алмазов. "Катока" ежегодно добывает и реализует около 6,8 млн карат алмазов. Ежегодная прибыль "Алросы" от проекта составляет $30 млн. В 2015 г. "Алроса" достигла соглашения с государственной ангольской компанией "Эндиама" о совместной разработке новых месторождений Луаши и Чиузо. Их ввод в эксплуатацию потребует инвестиций в размере около $1 млрд. При этом ожидаемые объемы производства составляют около 12,5 млн каратов алмазов в год.
В сентябре 2014 г. было объявлено о создании совместного российско-зимбабвийского предприятия Great Dyke Investments (Private) Limited, владеющего лицензией на разработку платины месторождения Дарвендейл. Российская доля в предприятии составляет 50%, из которых 40% принадлежит консорциуму в составе государственной корпорации "Ростехнологии", Внешэкономбанка, а также инвестиционно-промышленной группы "Ви Холдинг", еще 10% - Центру делового сотрудничества с зарубежными странами.
Подтвержденные запасы платины Дарвендейла, считающегося вторым по запасам месторождением платины в мире, составляют 19 тонн, ресурсы - 755 тонн с учетом других металлов (платина, палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину. Работы по его строительству, которые планируется завершить к 2018 г., требуют инвестиций в размере $500 млн. Общее количество инвестиций в разработку до 2055 г. оценивается в $3 млрд.
В 2008 году Россия ввела беспошлинный порядок ввоза продовольственной продукции из ряда развивающихся стран, в том числе африканских. Российские компании стали проявлять интерес к агрокомплексу Африки — к примеру Холдинг "Объединенные кондитеры" стал владельцем плантаций какао-бобов в Кот-д'Ивуаре, который является крупнейшим в мире поставщиком сырья для производства шоколада и намерен построить там завод по их переработке.
В Марокко, Анголе, Намибии и ЮАР россияне ловят ставриду, сардинеллу, скумбрию, хека, анчоуса.
В 2011 году уральская компания «Прогноз», занимающаяся разработкой программного обеспечения в сфере бизнес-аналитики, создала портал для статистического управления Африканского банка развития. Среди крупных проектов этой компании — несколько десятков программных комплексов для статистических органов африканских государств. Компанией также заключен договор на разработку портала для «Общего рынка Восточной и Южной Африки» (КОМЕСА), объединяющего 19 африканских стран.
Финансовую поддержку российских проектов в Африке обеспечивает закрепление на континенте филиалов Внешторгбанка (ВТБ) и Внешэкономбанка (с 2007 года — Банк развития и внешнеэкономической деятельности), которые работают, в частности, в Анголе, Намибии, ЮАР.
По прогнозам Международного энергетического агентства, добыча газа в Африке к 2035 году возрастёт до 400 миллиардов кубометров. В Танзании – 900 миллиардов кубометров, в Мозамбике – 2,8 триллиона кубометров. Российский топливно-энергетический бизнес, стремящийся сохранять ключевую роль в этой области, не мог не участвовать в схватке за доступ к африканским углеводородам. Российские компании внесли значительный вклад в разведку нефтегазовых месторождений в Африке, в частности в Эфиопии, Мозамбике, Судане, Мавритании, Египте, Алжире, Гвинейском заливе.
Нефтяная компания «Лукойл» приобрела право разведки и освоения нефтяных месторождений (11 блоков) в прибрежных странах Гвинейского залива: Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Гана, Нигерия, Камерун. Общий объем инвестиций "Лукойла" в страны региона по оценкам экспертов превышает $1 млрд. По причине нерентабельности часть активов компании была выведена из проектов в Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуаре. В то же время в 2014 г. она вошла в шельфовый проект американской компании "Шеврон" (Chevron) в Нигерии, получив 45% капитала и 18% прибыли совместного предприятия, а в 2015 г. стала участником проекта по разработке участка Этинде в акватории Республики Камерун (доля "Лукойла" составила 30%).
Корпорация "Газпром", помимо разведки и освоения газовых и нефтяных месторождений, участвует в сооружении газопроводов и др. транспортной инфраструктуры. В частности, "Газпром" проявлял заинтересованность в участии в проекте строительства транссахарского газопровода Нигерия - Алжир, а в 2010 г. достиг договоренностей с госкомпанией Намибии Namcor и британской фирмой Tullow Oil о совместном освоении газового месторождения Куду (запас - 28 млрд куб.м). Объем инвестиций "Газпрома" в страны Африки по оценкам экспертов превышает $500 млн.
Возрастает интерес к Африке и у «Роснефти», которая реализует ряд проектов в Алжире, в частности в строительстве нефтепродуктовода из Мозамбика (порт Бейра) через Замбию, Малави и Ботсвану в Зимбабве. Стоимость первого этапа реализации проекта составит $700 млн. В начале 2017 года Национальная нефтяная корпорация Ливии и российская госкомпания "Роснефть" подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, открывающее возможности для инвестиций в нефтяной сектор Ливии.
Россия так же включается в реализацию проектов строительства АЭС в Африке. Государственная корпорация по атомной энергии 429fae0132b20ebe55962d5445460.jpg?resize"Росатом" предлагает африканским странам свои услуги по строительству АЭС, а также проводит разведку и добычу урановой руды.
19 ноября 2015 года в Каире было подписано российско-египетское межправительственное соглашение о сооружении в Египте атомной станции в составе четырех энергоблоков мощностью 1,2 тысячи МВт каждый. Тогда же стороны заключили соглашение о предоставлении Каиру государственного экспортного кредита на ее возведение, который составит $25 млрд. Строительство первой в Египте атомной станции возле города Александрия при участии России началось в 2017 году.
22 сентября 2014 года было подписано Межправительственное соглашение о стратегическом партнёрстве между Россией и ЮАР в области атомной энергетики и промышленности. Руководитель государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко заявил о готовности России принять участие в сооружении девяти энергоблоков АЭС с объёмом инвестиций $40 – 50 млрд. При этом российская компания предусматривала возможность предоставления государственного кредита в объеме 70-85% от суммы сделки, а также локализации производства на уровне 40-60%, предоставления местным предприятиям заказов на выполнение работ на $16 млрд. Однако соглашение носит рамочный характер и не ставит точку в борьбе за подписание контрактных обязательств. Главными конкурентами "Росатома" в ЮАР выступает французская корпорация Areva, а также компании КНР, Республики Корея, США и Японии.
В 2008 году по инициативе «Росатома» было создано совместное предприятие по поиску и разработке в Намибии урановых месторождений, куда вошли холдинг «Атомредметзолото», инвестиционная компания «Арлан» и «ВТБ Капитал (Намибия)». Российская компания ОАО «Техснабэкспорт» и южноафриканская компания ESCOM Holdings в августе 2010 года заключили договор на поставку российского обогащенного урана для единственной пока в Африке южноафриканской атомной электростанции «Куберг». Контракт заключен на 10 лет. Это соглашение, по мнению Росатома, позволит России занять в 2018 года до 45% южноафриканского рынка низкообогащенного уранового топлива для АЭС.
За 2000–2013 годах Россия поставила оружия в Африку на $5,48 млрд, что составило 13% стоимости всего российского оружейного экспорта. В 2014–2015 годах российский военный экспорт в Африку составил $870 млн. Доля поставок российских вооружений в страны Африки южнее Сахары в 2011–2015 годах составила 30% и продолжает расти, несмотря на колебания нефтяного рынка.
Портфель экспортных заказов российской продукции военного назначения, приходящийся на страны Африки, в 2016 году превысил $21 млрд. Прочные военно-технические связи у "Рособоронэкспорта" сложились с Анголой, Египтом, Зимбабве, Мали, Угандой и другими странами континента. А в последние годы создан хороший задел для работы с Намибией, Нигерией, Камеруном, Мозамбиком, Танзанией и Экваториальной Гвинеей.
На протяжении многих лет самыми востребованными на африканском рынке остаются российские вертолеты, ракетно-артиллерийское вооружение, бронетехника, стрелковое оружие и средства ближнего боя, автомобильная техника, в том числе бронированная. В странах Северной Африки к этому перечню добавляются подводные лодки, танки, системы ПВО, боевые самолеты. Значительный объем поставок приходится также на средства, предназначенные для борьбы с терроризмом и организованной преступностью, для проведения миротворческих операций.
Россия наступает на рынки вооружений и военной техники в Африке
Политика РФ на африканском континенте составная часть общей концепции внешней политики, которая предусматривает развитие связей на разных уровнях. Это не только экономическое, политическое или военное сотрудничество - Россия заинтересована в укреплении глобальной безопасности, поэтому стремится участвовать в миротворчестве и урегулировании конфликтов, тем более сейчас, когда угроза международного терроризма актуальна для всего мира и Африка здесь не исключение. Активно участвует Россия и в различных гуманитарных программах и миссиях таких как Всемирная продовольственная программа, программа «Образование для всех», Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией и т.д., ежегодно выделяя млн. дол., как адресной гуманитарной помощи странам Африки, так и в общие фонды ООН и МВФ - в 2014 году только по линии системы ООН было предоставлено свыше 127 млн долларов, а общая сумма помощи России иностранным государствам по методологии Организации экономического сотрудничества и развития составила 875 млн долларов. Но самым важным событием для африканских стран стало списание Россией в 2012 году $20 млрд. долга беднейшим странам, накопленного в советское время. Тогда же Россия внесла в фонд Всемирного банка 50 миллионов долларов на развитие субсахарского региона Африки.