Страница 1 из 2
antoshkin2115
На оригинальность не претендую.
У меня сигнализация с автозапуском по таймеру, по температуре - в салоне стоит датчик температуры, как только она понизилась до определенной величины - мотор заводится. Ну так вот. Чтобы салон прогревался, надо оставить вентилятор печки включенным. НО:
1. Зачем его крутить, когда двигатель холодный.
2. Зачем его включать сразу? Ведь он берет не особо малый ток, а если аккумулятор чуть-чуть подсаженный, то машина не заведется.
Для сигналки - это первая причина.
Езжу всегда с включенными фарами и вентилятором печки. И каждый раз выключать все потребители энергии при запуске движка как-то напрягает. Это вторая причина. Вот и задался я целью сделать задержку включения. Чтобы мощные потребители могли включаться только при заведенном движке. Например, чтоб выключатель печки был всегда включенным.
Ну про фары - это отдельная видимо схема будет (примерно такая же), а про печку- вот что я придумал и хочу обсудить. Еще не тестил. Т.е. это только теория. Схема вот:

Выводы 1 и 2 включаем в разрыв провода, приносящего 12В бортсети на выключатель вентилятора печки.
Вывод, который обозначен "на лампу зарядки" включаем на третий провод генератора, который тонкий (где-нибудь в ЧЯ или в панели приборов).
Как работает:
При включении зажигания плюс 12В пошел на вывод 1 сразу. Но на вентилятор не идет, т.к. релюшка не работает.
Также 12В идут на лампу зарядки и через нее на третий провод генератора. В этот момент лампа зарядки горит в полнакала, т.к. на втором ее выводе около 6 В. (в эту точку включен еще резистор на массу). Эти 6В и идут на вход моей схемы, но т.к. стабилитрон отсекает 12В (КС512), то на резисторе R моей схемы просто 0В в этот момент и схема не работает. Как только двигатель завелся, лампочка заряда гаснет (теперь на ее второй вывод приходит 13-14 В с генератора) -> через стабилитрон пошел ток. И конденсатор через резистор R начинает заряжаться. Время регулируется подбором номиналов R и C.
Как только кондесатор зарядился до напряжения 0.6-0.7В, открывается транзистор, реле срабатывает и вентилятор печки начинает крутиться.
Вопрос к спецам. Может эта схема претендовать на жизнь? Или надо будет придумывать что-то более сложное?
И как просчитать номиналы резистора и конденсатора? (я в этом не силен, электроника для меня - только хобби).
Резистор, думаю, надо ставить не менее 10Ком, чтоб схема не влияла на работу генератора никоим образом. Ну а конденсатор - где-нибудь 1-2 мкф. Хотя может быть многовато.
Ну и стабилитрон - тоже под вопросом.
anatolyutkin1
Мне кажется, что это очень хорошая идея--различать работающий и неработающий двигатель по напряжению на "третьем проводе". Этот третий провод, я так понял, это место соединения дополнительного диодного моста, обмотки возбуждения, и цепи контрольной лампы. Я бы померял для начала напряжение от-но массы на этом проводе (это вывод 61 гены или провод, ведущий из гены в гену) при работающем и неработающем двигателе. Если при неработающем двигле там действительно 6 вольт, то можно просто между этим местом и массой включить любое автомобильное реле. При 6 вольтах оно не включится, а после запуска будет питаться 13 вольтами с дополнительного диодного моста и сработает. Если сопротивление обмотки этого реле много больше, чем сопротивление обмотки возбуждения, то оно на работу регулятора напряжения вроде не влияет. Насчет Вашей схемы--вроде нормально, только нужно базу через резистор большого номинала соединить с +, а то мощные транзисторы не любят неподключенной базы. Но, IMHO, сложновато. Одна единственная релюха проще, а чем проще, тем лучше.
Anjey454
Если обязательно нужна задержка, то:

VD1 - выкинуть, подсоеденив вывод к замку зажигания к +12В, появляющимся при вкл. зажигания, или к реле зажигания под панелью.
C* - 220.0x25В; R* - 5.1k(1-2сек., если нуна больше, то сопротивление больше);
Базу транзистора лучше подключить через R - 3.9к и 1.5к на землю.

Если задержка не нужна, то всё проще...
antoshkin2115
Ну не то, чтоб действительно 6В. Это я предполагаю, потому что лампочка светится в полнакала. Ну в принципе это неважно, самое главное, что там не 12В. С одной релюхой, может быть и проще. Но изначально идея была, чтоб была именно задержка, на минуту, две. Может пять. Пока движок нагреется чуть-чуть.
Еще там в схеме можно нижний конец релюхи пустить через вторую группу контактов на корпус. Чтобы работала как триггер. Т.е. завел - время прошло - щелкнула и всё. Ведь может порваться ремень гены...
Насчет высокоомного резистора на базу - так включают транзисторы в усилителях звука, чтобы создать начальное открытие транзистора. Мне кажется. А здесь-то он работает как обычный ключ.
На всякий случай привожу схему включения гены:
antoshkin2115
Anjey454 писал(а):

Если обязательно нужна задержка, то:

VD1 - выкинуть, подсоеденив вывод к замку зажигания к +12В, появляющимся при вкл. зажигания, или к реле зажигания под панелью.
C* - 220.0x25В; R* - 5.1k(1-2сек., если нуна больше, то сопротивление больше);
Базу транзистора лучше подключить через R - 3.9к и 1.5к на землю.

Если задержка не нужна, то всё проще...


Да, но задержка нужна именно ПОСЛЕ запуска движка. Ведь можно включить зажигание и пойти под капот что-нибудь проверять, а там включится вентилятор...
Это во-первых. Во-вторых на выводе 1 всей схемы как раз и будет 12В при включении зажигания.
anatolyutkin1
Ну, если нужна задержка, то резисторов-транзисторов, конечно, не обойтись. Но все таки надо напругу на 61 выводе померять. Это ведь ключевой момент. Именно от разницы напряжений на 61 при работающем и неработающем двигле зависит в принципе, будет ли это работать. Если эта разница хотя бы раза в два, то все просто, и можно даже без стабилитрона обойтись, а если 1-2 вольт--то надо думать.
Anjey454
Ну можно ещё так:
- исходим, что U на входе при не раб. двигателе - 12.8 и ниже, а U при раб. двигателе - 13.2 и выше, в зав-ти от состояния бортовой сети...
Берём R*-7.5k, параллельно С* - резистор 75к*, и добиваемся подбором этого резистора, чтобы транзистор открывался при напряжении 13.5В, т.е. при заведёном движке...
antoshkin2115
Ну когда лампа гаснет - там точно 13-14 В. А для этого как раз и стоит стабилитрон. Т.е. если меньше 12 (сколько именно - не принципиально) - всё, релюха не включится. Логически там точно меньше 12 В при незаведенном движке. Т.к. с аккумулятора идет 12.6В на лампочку. И она светится. Не ярко, но светится. Значит на другом ее конце - явно меньше этих 12.6В. Пусть даже 11 (хотя я сомневаюсь, что 12 вольтовая лампочка будет светить от 1.6В). Стабилитрон уже не пустит ничего.
Но померить конечно надо.
Вопрос к Anjey454.
Зачем ставить делитель 3.9к и 1.5к к базе? Задавать начальный ток открытия? (я не спорю, просто для информации)
И откуда эти цифры: 5.1к, 220мкф, 3.9к, 1.5к?
antoshkin2115
Да. И еще. Упростить схему путем включения релюхи тупо на 61 вывод гены не получится. Потому что, какая бы она ни была релюха, а сопротивление имеет -> будет оказывать влияние на этот 61-ой вывод -> изменится напряжение на выходе генератора -> неизвестно, что там будет с зарядом АКБ.
Да и лампочка будет по-первых светиться ярче, во-вторых, начальное напряжение возбуждения генератора будет уже не тем.
А я хочу, чтоб приблуда моя никоим образом не влияла на штатную работу.
Anjey454
Номиналы взяты из моих уже давно работающих устройств...
Вообще решений много, смотря что надо в итоге - простота или точность срабатывания. Smile
antoshkin2115
Ответ про делитель деликатно замял... Laughing
UAU
Ребята данная схема роботоспособна --- но к сожалению только чисто теоритически.
Для того чтобы получить задержку включения в 1секунду при емкости конденцатора в 10мкф нужен резистор сопротивлением 1МОм при этом ток протекающий в базу транзистора будет около 0.6мкА.
Транзисторы средней мощности имеют коэффициент усиления в пределах от 50-150---отсюда ток протекающий через релюху будет
примерно 30-90 мкА-----ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ РЕЛЮХУ СРАБАТЫВАЮЩУЮ ОТ ТАКОГО ТОКА?????????????????
И задержку которую хотел олучить автор данной схемы 1-5 минут реализовать в данной схеме к сожалению невозможно.
AlexVic
antoshkin2115 писал(а):

Да. И еще. Упростить схему путем включения релюхи тупо на 61 вывод гены не получится. Потому что, какая бы она ни была релюха, а сопротивление имеет -> будет оказывать влияние на этот 61-ой вывод -> изменится напряжение на выходе генератора -> неизвестно, что там будет с зарядом АКБ.


Куча народа(в том числе и я) катается с релюхой защиты стартера которая не оказывает никакого влияния на штатную работу зарядки аккумулятора. Если тебе нужно организовать блокировку моторчика печки только до пуска двигателя то тут и думать нечего - простая пятиконтактная релюшка за 30 рублей решит все проблемы. Кстати в системе автозапуска такая релюшка по умолчанию должна быть или нечто подобное ей, нужно только внимательней глянуть куда подцепиться.
antoshkin2115
UAU писал(а):

...включения в 1секунду при емкости конденцатора в 10мкф нужен резистор сопротивлением 1МОм при этом ток протекающий в базу транзистора будет около 0.6мкА.


Скажи, как ты эти цифры получил?
antoshkin2115
AlexVic писал(а):


Куча народа(в том числе и я) катается с релюхой защиты стартера которая не оказывает никакого влияния на штатную работу зарядки аккумулятора. Если тебе нужно организовать блокировку моторчика печки только до пуска двигателя то тут и думать нечего - простая пятиконтактная релюшка за 30 рублей решит все проблемы.


А куда она цепляется? прямо в ту точку, о которой я говорил?
Criogen
AlexVic писал(а):

antoshkin2115 писал(а):

Да. И еще. Упростить схему путем включения релюхи тупо на 61 вывод гены не получится. Потому что, какая бы она ни была релюха, а сопротивление имеет -> будет оказывать влияние на этот 61-ой вывод -> изменится напряжение на выходе генератора -> неизвестно, что там будет с зарядом АКБ.


Куча народа(в том числе и я) катается с релюхой защиты стартера которая не оказывает никакого влияния на штатную работу зарядки аккумулятора. Если тебе нужно организовать блокировку моторчика печки только до пуска двигателя то тут и думать нечего - простая пятиконтактная релюшка за 30 рублей решит все проблемы. Кстати в системе автозапуска такая релюшка по умолчанию должна быть или нечто подобное ей, нужно только внимательней глянуть куда подцепиться.


1. Для справки: реле (например, пяти- или четырехконтактное 904.3747) имеет сопротивление 80 Ом и срабатывает при токе 130-140 мА.
2. Резистор в цепи обмотки генератора (к D(61) в блоке 4) = 50 Ом.
3. Сделать задержку в 1 минуту на одном биполярном транзисторе не удастся. Можно подумать о полевом транзисторе. Или о цифровых микросхемах.
4. Чтобы реле не дребезжало при подобном включении (транзистор с конденсатором в цепи базы и медленном нарастании тока на коллекторе) - схема должна содержать что-либо "защелкивающее", например, триггер Шмидта.
5. Стабильность подобной схемы на 1 транзисторе будет нулевая: на морозе НИКОГДА не сработает, на солнце - сработает сразу же.
6. "...Тут и думать нечего - простая пятиконтактная релюшка за 30 рублей решит все проблемы ... нужно только внимательней глянуть куда подцепиться." - ГЕНИАЛЬНО! Но это кто-то уже говорил: "Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир!"
7. Если подсоединить реле параллельно резистору в блоке 4 (см. схему), то ток потечет не на обмотку возбуждения генератора (к D16), а только через лампочку. На ХХ и в момент заводки двигателя генератор не будет выдавать напряжение - начнет работать только при больших оборотах. Лампочка в блоке 4 (см. схему) не только освещает панель приборов, но и подает ток на генератор (возбуждение) при низких оборотах или для начала работы генератора. Т.к. лампа включена последовательно с резистором 50 Ом, она светит в полнакала при незаведенном двигателе, при заведенном двигателе - гаснет, т.к. генератор выдает напряжение и диод запирается.

Заключение:
Я бы не лез в эту схему с низкоомными нагрузками, типа реле и т.п.
nbb2108
Давным-давно в моделисте-конструкторе видел решение подобной задачи: надо было блокировать печку пока двигатель холодный. Так вот, там вместо датчика на радиаторе для карлсона ввертывался тройник в который соответственно старый датчик и новый срабатывающий при 40-50 град. Он и замыкал цепь питания на моторчик печки.
Мне кажется это сделать проще, да и по надежности оно лучше. К томуже можно и клавишу на панель вкл или выкл енту штуку.
antoshkin2115
2 fellow
Именно по причине пункта 7 я и фантазирую.
По пункту 5 согласен, поэтому и запостил сюда, чтоб либо паять, либо думать заново. Smile
Неужели надо будет городить что-то более сложное?
Я имею в виду цифровые ИМС. Ведь есть же схемы триггеров на транзисторах.
О! А если вместо транзистора поставить тиристор? К примеру КУ112 (ессно с другой схемой открытия).Он же открывается резко. И схема будет как раз работать как триггер. Если релюха щелкнула, то выключится она только при снятии 12В с вывода 1 схемы.
Вот только как по стабильности?
Michail_09
Я думаю, что здесь может быть два решения: простое лаконичное типа одного реле без всяких задержек и серьезное, тщательно продуманное, соответственно более сложное.
Одно могу сказать точно - задержку на 1-2 минуты организовать на RC цепи не получится. Тут необходим генератор на десятки сотни гц (для лучшей температурной стабильности - килогерцы) и счетчик-делитель частоты до нужного интервала. Если автор темы дружит с паяльником, то собрать подобное труда не представит. Если между реле и клеммой 61 гены появляется какое либо электронное устройство, то без проблем можно организовать и схему не оказывающую никакого влияния на эту цепь.
Насколько я помню, реле омыва заднего стекла имеет задержку отключения. Если как следует с ним разобраться, то может быть его можно как то использовать для решения этой задачи.
antoshkin2115
Автор-то с паяльником дружит.
Просто изначально как-то не подумал, что есть еще температура.
Генератор-то собрать - элементарно, хоть герцы, хоть мегагерцы. Для этого понадобится одна ЛА7 всего. Но делить-то надо мастырить уже из более сложных вещей типа ИРок... Да плюс еще триггер, да ключ... Получается довольно громоздкая схема...
Неужели нельзя придумать что-то более простое, но в то же время отвечающее условиям задачи?
Fridrich
antoshkin2115 писал(а):

Автор-то с паяльником дружит.
Просто изначально как-то не подумал, что есть еще температура.
Генератор-то собрать - элементарно, хоть герцы, хоть мегагерцы. Для этого понадобится одна ЛА7 всего. Но делить-то надо мастырить уже из более сложных вещей типа ИРок... Да плюс еще триггер, да ключ... Получается довольно громоздкая схема...
Неужели нельзя придумать что-то более простое, но в то же время отвечающее условиям задачи?


Самое печальное, что есть не только температура, но и помехи. А их в авто столько, что схема, да еще и простая, на Ла7-ИР, будет жить своей жизнью! У меня схема контроллера стеклоочистителя (пауза от скорости), пока начала работать без сбоев, прошла "воду, огонь и медные трубы"! Простое нажатие кнопочки "Рециркуляция" - и дворники джик-джик! Сейчас это побеждено, но как! Сколько терпения! А уж сколько было разработок устройств для промышленного и автомобильного применения!
Попробуй, для начала, простейшую схему, типа мигалки светодиодиков с питанием от прикуривателя - чтоб понять влияние помех, росы, температуры, бросков напряжения. Только потом - вмешивайся в узлы авто, да и то - подумай!
Fridrich
antoshkin2115 писал(а):

2 fellow
Именно по причине пункта 7 я и фантазирую.
По пункту 5 согласен, поэтому и запостил сюда, чтоб либо паять, либо думать заново. Smile
Неужели надо будет городить что-то более сложное?
Я имею в виду цифровые ИМС. Ведь есть же схемы триггеров на транзисторах.
О! А если вместо транзистора поставить тиристор? К примеру КУ112 (ессно с другой схемой открытия).Он же открывается резко. И схема будет как раз работать как триггер. Если релюха щелкнула, то выключится она только при снятии 12В с вывода 1 схемы.
Вот только как по стабильности?


Тиристор на постоянном токе? А зачем? Чтобы включить реле? Так реле может само себя заблокировать - самоблокировка.
Или схема должна быть простейшей - с использованием чего-то типа термостата (термореле, как для включения вентилятора), мех. реле времени, электронного промышленного реле времени, или, если электронная, то на полном серьезе.
AlexVic
fellow писал(а):

7. Если подсоединить реле параллельно резистору в блоке 4 (см. схему), то ток потечет не на обмотку возбуждения генератора (к D16), а только через лампочку. На ХХ и в момент заводки двигателя генератор не будет выдавать напряжение - начнет работать только при больших оборотах. Лампочка в блоке 4 (см. схему) не только освещает панель приборов, но и подает ток на генератор (возбуждение) при низких оборотах или для начала работы генератора. Т.к. лампа включена последовательно с резистором 50 Ом, она светит в полнакала при незаведенном двигателе, при заведенном двигателе - гаснет, т.к. генератор выдает напряжение и диод запирается.
Заключение:
Я бы не лез в эту схему с низкоомными нагрузками, типа реле и т.п.


Зачем нести такую ерунду? Обмотка реле включается параллельно не резистору а лампочке АКБ - и никаких проблем. Только так и надо включать его - тогда оно, во первых, срабатывает только ДО пуска двигателя, а ПОСЛЕ пуска на обоих концах обмотки 12 вольт и реле просто не оказывает никакого влияния ни на что. Во вторых, вы не получите проблему с горящей во время работы двигателя вполнакала лампой тормозухи на европанели.
Все гениальное на самом деле просто, с силовыми цепями реле думаю не проблема разобраться. Кстати о ПЯТИКОНТАКНОМ реле я не просто так сказал.
Criogen
AlexVic писал(а):

fellow писал(а):

7. Если подсоединить реле параллельно резистору в блоке 4 (см. схему), то ток потечет не на обмотку возбуждения генератора (к D16), а только через лампочку. На ХХ и в момент заводки двигателя генератор не будет выдавать напряжение - начнет работать только при больших оборотах. Лампочка в блоке 4 (см. схему) не только освещает панель приборов, но и подает ток на генератор (возбуждение) при низких оборотах или для начала работы генератора. Т.к. лампа включена последовательно с резистором 50 Ом, она светит в полнакала при незаведенном двигателе, при заведенном двигателе - гаснет, т.к. генератор выдает напряжение и диод запирается.
Заключение:
Я бы не лез в эту схему с низкоомными нагрузками, типа реле и т.п.


Зачем нести такую ерунду? Обмотка реле включается параллельно не резистору а лампочке АКБ - и никаких проблем. Только так и надо включать его - тогда оно, во первых, срабатывает только ДО пуска двигателя, а ПОСЛЕ пуска на обоих концах обмотки 12 вольт и реле просто не оказывает никакого влияния ни на что. Во вторых, вы не получите проблему с горящей во время работы двигателя вполнакала лампой тормозухи на европанели.
Все гениальное на самом деле просто, с силовыми цепями реле думаю не проблема разобраться. Кстати о ПЯТИКОНТАКНОМ реле я не просто так сказал.


Это что, рекбусы-кроксворды для нас? Чтоб мы разбирались? А попробовать самому? Некогда было? Типа, я - умный, а вы - разбирайтесь в моих намеках?
Если не секрет, какое напряжение на лампочке при незаведенном моторе? Если не секрет, зачем стоит именно лампочка, а не просто перемычка? Если лампу закоротить - она вообще не будет беспокоить своим светом! И почему именно 50 Ом резистор, а не 100 или 10?
Хотя, куча ... (народу) ездит на машинах, которые глохнут постоянно, пыхтят-пердят-не тянут, не заводятся, не заряжают... Не от того ли, что "...Все гениальное просто"? Метод "научного тыка" - это гениальный метод!
nbb2108
Для antoshkin2115
А чего ты не хочешь как я сказал сделать? По моему проще уже некуда. Датчик этот в разрыв питания печки воткнул и все. Ну параллельно ему кнопку для отключения этой опции. Как никак 1 деталь все же надежнее.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 2
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы