Вот, нарыл, когда на юг собирался... Сразу скажу, мне не помогло, откупался 500-ми рублями, тут много:
"Пересечение сплошной:
По новому Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение Правил дорож-ного движения в отдельных случаях предусмотрено лишение водительского удостоверения. Так, например, без "прав" можно остаться, въехав на встречную полосу, если это запрещено ПДД. Од-нако этот случай гаишниками часто интерпретируется слишком широко, а потому неверно.
Одним из новых составов правонарушения, которого не было в старом Кодексе и за которое води-теля можно теперь лишить "прав" на срок от 2 до 4 месяцев, согласно ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, явля-ется "выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в слу-чаях, если это запрещено Правилами дорожного движения".
Формулировка статьи, надо отметить, хотя и четкая, однако понимать ее можно по-разному. Все зависит от юридической подготовленности читателя.
Некоторые инспекторы ГАИ, не обремененные хорошим знанием ПДД, трактуют вышеназванную статью КоАП по-своему, ошибочно считая, что под нее подпадает пересечение автомобилем сплошной линии разметки на дороге. Об этом говорят многочисленные случаи неоправданного применения данной статьи КоАП к нарушителям ПДД.
По мнению стражей дорожного порядка, если водитель, скажем, при обгоне пересек сплошную линию разметки и выехал на полосу встречного движения, то тем самым он уже совершил право-нарушение, предусмотренное ч.3 ст.12.15 КоАП, и у него можно сразу отобрать водительское удо-стоверение. В дальнейшем на основании составленного протокола ГАИ может принять решение о направлении дела в суд для решения вопроса о лишении права управления автомобилем либо ош-трафовать водителя на сумму от 300 до 500 рублей.
Сотрудники ГАИ данную норму права применяют неправильно, так как в ч.3 ст.12.15 КоАП четко указано, что наказание предусмотрено за выезд на сторону дороги, предназначенную для встреч-ного движения, только в тех случаях, когда это запрещено ПДД. А эти случаи оговорены в кон-кретных пунктах разделов Правил дорожного движения.
Прямо указывается на запрет выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движе-ния только в пунктах 9.2, 9.3, 9.6 и 11.5 ПДД. Если водитель нарушил требования данных пунктов, то он и в самом деле должен привлекаться к ответственности по ч.3 ст.12.15 Кодекса.
Если же водитель пересек сплошную линию разметки, то ответственность должна наступать по ст.12.16 Кодекса, где речь идет о несоблюдении требований, предписанных дорожными зна-ками или разметкой проезжей части дороги. За такое нарушение ПДД водителю предусмот-рено максимальное наказание в виде штрафа в сумме всего лишь 50 рублей. Инспекторы ГАИ по незнанию, а иногда преследуя вполне корыстные цели, свои требования могут аргументи-ровать тем, что водитель, определяясь в своем местоположении на проезжей части дороги, должен руководствоваться не только требованиями указанных выше разделов ПДД, но и указаниями зна-ков и разметки, ограничивающих в той или иной мере использование проезжей части. Однако эта аргументация с их стороны, по крайней мере, неуместна. Ведь в КоАПе четко указано: "... в случа-ях, если это запрещено Правилами". Эти случаи перечислены в ПДД. Двусмысленности здесь быть не должно.
В заключение необходимо добавить следующее. Совершение названных правонарушений воз-можно как при наличии умысла, так и по неосторожности. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий, хотя при решении вопроса об ответственности водителя по ч.3 ст.12.15 она может учитываться.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.12.15 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судья-ми районных судов, а остальные дела - мировыми судьями.
Когда запрещается выезд на полосу, предназначенную для встречного движения
Пункт 9.2 ПДД
На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выез-жать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
Пункт 9.3 ПДД
На дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за ис-ключением разметки 1.9), из которых средняя используется в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Примечание ред.: Разметка 1.9 обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений.
Пункт 11.5 ПДД
Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на пере-крестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прице-па и разрешенного обгона справа);
на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
на железнодорожных переходах и ближе чем за 100 м перед ними;
транспортного средства, производящего обгон или объезд;
в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречно-го движения.
Правилами дорожного движения и ГОСТ предусмотрено применение белых сплошных линий разметки четырех типов.
ЛИНИЯ 1.1 (Одиночная сплошная) применяется в следующих случаях:
- разделяет транспортные потоки противоположных направлений только на дорогах, имею-щих по одной полосе движения для каждого направления. На таких дорогах движение раз-решается только на одной правой полосе (см. пункт 1.4 и пункт 9.1 ПДД РФ). На левую (встречную) полосу Правила разрешают выезжать для остановки и стоянки на левой сторо-не дороги в населенных пунктах, для объезда препятствия и для обгона. Однако обгон в конце подъем, при ограниченной видимости, в районе перекрестков, ж/д переездов и дру-гих опасных участков запрещен пунктом 11.5 ПДД РФ. На таких участках пересечение ли-нии разметки расценивается, как выезд на сторону проезжей части дороги, предназначен-ную для встречного движения, в случаях, когда это запрещено Правила-ми.Административная ответственность за данный вид нарушения предусмотрена статьей 12.15 частью 3 КоАП РФ и включает лишение прав управления. На других участках, где обгон запрещен знаком 3.20 и (или) линией разметки 1.1 по иным причинам, ответствен-ность предусмотрена только в виде штрафа в соответствии со статьей 12.16 КоАП РФ.
- - делит на полосы часть проезжей части, предназначенную для движения в одном направ-лении на подходах к перекресткам, пешеходным переходам и другим опасным участкам для запрещения маневров перестроения на соседние полосы "своего" направления. В таких случаях пересечение сплошной линии разметки попадает под статью 12.16 КоАП РФ, где лишение права управления не предусмотрено.
- - обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест. Пересечение сплошных линий в этих случаях является несоблюдением требований, предписанных разметкой. Ответственность по статье 12.16 КоАП РФ не преду-сматривающей лишения права управления.
- - обозначает резервную полосу в середине проезжей части, разделяющую потоки встреч-ных направлений. Например, на Московском шоссе. В этом случае пересечение первой сплошной линии и выезд на резервную полосу попадает под статью 12.16 КоАП РФ без лишения права управления. А пересечение второй линии и выезд на полосу встречного движения является нарушением требований пункта 9.2 ПДД РФ, ответственность за кото-рое накладывается по статье 12.15 части 3 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления.
- - делит дорогу двустороннего движения на три полосы. В таких случаях движение осуще-ствляется только по первой крайней правой полосе. Средняя полоса может использоваться только для поворота налево или разворота, объезда препятствия или обгона. В случае выез-да из правого ряда на среднюю полосу через сплошную линию лишение права управления не предусмотрено, т.к. ответственность наступает в соответствии со статьей 12.16 КоАП РФ. В случае выезда на крайнюю левую встречную полосу ответственность за нарушение требования пункта 9.3 ПДД РФ наступает в соответствии со статьей 12.15 части 3 КоАП РФ как в случае пересечения сплошной линии разметки, так и прерывистой. Следует также учесть, что на трехполосной дороге со встречным движением с помощью знаков и разметки может быть организовано движение с попеременным использованием средней полосы для движения то в одном, то в другом направлении. В таком случае сплошная линия разметки, разделяющая потоки встречных направлений запрещает обгон, связанный с выездом на по-лосу встречного движения в конце подъема и других опасных участках. Поэтому, как уже было сказано выше, в соответствии с пунктом 11.5 ПДД РФ пресечение такой линии раз-метки является нарушением, попадающим под статью 12.15 части 3 КоАП РФ.
ЛИНИЯ 1.3 (Двойная сплошная)
- разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих че-тыре полосы движения и более. В таких случаях выезд на сторону дороги, предназначен-ную для встречного движения запрещен пунктом 9.2 ПДД РФ и ответственность за её пере-сечение бесспорно предусматривает лишение права управления в соответствии со статьей 12.15 части 3 КоАП РФ.
ЛИНИЯ 1.2.1 (Широкая сплошная)
- обозначает край проезжей части, т.е. отделяет обочину или разделительную полосу. Это единственная линия, которую Правила разрешают пересекать в том случае, когда она про-ходит справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине (см. Приложе-ние 2 к ПДД РФ). Пересечение такой линии слева и выезд на разделительную полосу вле-чет только штрафные санкции в соответствии со статьей 12.16 КоАП РФ, а пересечение второй линии за разделительной полосой и выезд на проезжую часть встречного направле-ния противоречит требованию пункта 1.4 ПДД РФ, устанавливающему правостороннее движение. Данное положение Правил в полной мере соотносится с диспозициями статьи 12.15 части 3 КоАП РФ.
ЛИНИЯ 1.11 (Комбинация сплошной и прерывистой)
- разделяет потоки встречных направлений, где выезд на полосу встречного движения раз-решен только из полосы одного направления. Выезд на полосу встречного движения со сто-роны сплошной линии рассмотрен выше, является нарушением требований пункта 11.5 ПДД РФ и предусматривает лишение права управления в соответствии со статьей 12.15 части 3 КоАП РФ.
- разделяет потоки попутного направления, на участках, где перестроение разрешено только из одной полосы. Пересечение разметки со стороны сплошной линии является нарушением требований, предписанных разметкой и попадает под статью 12.16 КоАП РФ.
- обозначает места, предназначенные для разворота, въезда, выезда и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону. Пересечение разметки с противоположной стороны также является невыполнением её требований и попадает под статью 12.16 КоАП РФ без лишения прав управления.
Если касаться последней упомянутой мной части проблемы, то я искренне убежден, что ответ-ственность по ст.12.15-3 наступает ишь тогда, когда (в соответствии с текстом статьи) выезд на полосу встречного движения прямо запрещен ПДД. Таких запретов в тексте ПДД я вижу три:
- п.9.2 - при > 4=х полосах движения;
- п.9.3 - при наличии средней полосы для движения в обоих направлениях и
- п.11.5 - при обгоне на регулируемых перекрестках и на участках дорог с ограниченной ви-димостью.
Можно еще, пожалуй, за уши притянуть п.9.6 - выезд на трамвайные пути встречного направ-ления.
Чем я мотивирую.
При составлении протокола, ИДПС обязан указать в нем п. ПДД, который нарушил водитель. Какой пункт он внесет при пересечении сплошной? П.1.3 ПДД? Приложение 2? Извольте, где в этих пунктах говорится о запрете выезде на встречку, как того требует ст.12.15-3? А вот пере-сечение двойной уже означает нарушение п.9.2. ПДД и может потянуть на лишение ВУ.
А за пересечение сплошной КоАП предусмотрено наказание совсем по другой статье: "Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги"
Думается, что с подобной логикой можно отстоять свою правоту, если не на уровне первой ин-станции, то при кассационном обжаловании.