Отчёт по конструкции самодельного подогревателя охлаждающей жидкости.
За основу своей конструкции подогревателя я взял из Интернета вот этот подогреватель от автомобилей ЗИЛ-130 (первый рисунок).
Но у меня всё привязывается к размерам выбранного ТЭН-а. А так как я изначально рассчитывал, что ТЭН нужно брать достаточно мощный (не менее 1 кВт), желательно сразу же с встроенным в него терморегулятором, отключающим ТЭН от сети при перегреве тосола выше заданного значения, а также легко доступным в продаже, то выбор пал на обычный ТЭН от электрического водяного подогревателя накопительного типа фирмы АРИСТОН.
Аристоновский ТЭН с терморегулятором на 1,5 Квт имеет коническую дюймовую посадочную резьбу 1 и 1/4 дюйма на своей крышке. Исходя из этого размера выбираем диаметр трубы, которая будет использована в качестве корпуса нагревателя. Это труба диаметром 57 мм и толщиной стенки 3 мм. Стандартная стальная труба, которую можно найти везде, даже у сантехников.
Длина ТЭН-а - порядка 285 - 290 мм от нижней плоскости крышки, на которую он припаян. Отсюда длина отрезка отторцованной трубы будет не менее 300 мм.
Подвод и отвод тосола в корпус будет производиться через верхнюю и нижнюю крышки, посаженные в трубу на температурной посадке. Эскиз крышек приведён на рисунке.
Верхняя крышка имеет центральное посадочное гнездо под ТЭН с конической резьбой 1 и 1/4 дюйма. Минимальная толщина стенок на ней везде не менее 3 мм. Там где посадочные резьбы - толщина стенок выбирается исходя из их посадочной толщины. Для того, чтобы не перегревать датчик терморегулятора и не образовывать застойную горячую зону верхний штуцер отбора горячего тосола посажен в верхнюю крышку на коническую дюймовую резьбу 1/4 дюйма. Штуцер стандартный от тормозной системы а/м "Волга", в магазине стоит 17-20 рублей. Покупать придётся сразу два штуцера. Один - в верхнюю крышку подогревателя, второй - в нижнюю.
На верхней крышке сверху нарезана также метрическая резьба (любая, но лучше мелкометрическая), на которую потом будет навинчиваться защитный колпак-кожух для защиты от влаги и пр. дряни головки ТЭН-а с терморегулятором. По центру этого колпака высверлено отверстие диаметром порядка 10 мм, через которое будет вводиться к ТЭНу электрический провод. Для защиты его от перегрева (корпус нагревается достаточно хорошо) в качестве защитной прокладки на провод одевается отрезок тонкой трубки, который и вставляется с натягом в колпак.
На нижней крышке подогревателя выполнен простейший шариковый обратный клапан в виде конусной поверхности внутри подогревателя и посадочного гнезда под стальной шарик диаметром 6-8 мм от обычного шарикоподшипника. Для подвода тосола к нему снизу канал ввода выполнен в виде буквы Г, один конец выходит в ценр посадочного гнезда шарика, другой - в посадочное гнездо под стандартный штуцер с конической дюймовой реьзой 1/4 дюйма.
Т.к. подогреватель монтируется на сварку ВЕРТИКАЛЬНО на кронштейне клаксона с левой стороны радиатора (рядом с крышкой радиатора) , а сам клаксон перемещён под декоративную облицовку радиатора впереди него, то для надёжной работы обратного шарикового клапана не требуется никаких дополнительных крышек и ограничителей сверху. Шарик при отсутствии давления тосола снизу скатывается по конусной поверхности в своё посадочное гнездо и запирает движение горячего тосола (при работающем двигателе!) в нижнее сливное отверстие на рубашке картера. Если Вам покажется, что клапан срабатывает слишком часто или не работает вообще, то Вы легко можете заменить шарик на больший по массе и по диаметру. Для этого его надо будет вытащить через посадочное гнездо ТЭН-а обычным магнитом на спице (не снимая корпуса подогревателя с автомобиля). Для более плотного прилегания шарика к поверхности гнезда при его монтаже следует хорошо ударить через шарик молотком по посадочному гнезду.
Вот в приципе и вся конструкция моего подогревателя. Остальные размеры я выбирал по месту.
Работает нагреватель просто. При включении ТЭН-а нагретый тосол из корпуса подогревателя выдавливается через верхний штуцер в головку двигателя (в самодельный штуцер-тройник, посаженный вместо родного датчика температуры охлаждающей жидкости ТМ-106). Т.к. там ему деваться некуда, то нагретый тосол выдавливает через штуцер, посаженный вместо сливной пробки в рубашке картера холодный тосол в нижний шланг, подающий тосол к нижней крышке подогревателя. Штуцер взял тоже стандартный от карбюратора той же "Волги", он имеет дюймовую коническую резьбу, точно такую же как и стандартный винт-заглушка. А далее тосол, отжимая шарик обратного клапана вверх, поступает в корпус подогревателя, где расположен работающий ТЭН. Вертикальное положение корпуса подогревателя облегчает разогрев холодного тосола, т.е ускоряет термосифонную циркуляцию его по малому кругу. И упрощает конструкцию обратного шарикового клапана до предела.
На задатчике терморегулятора для начала выставляется значение срабатывания порядка 60 градусов Цельсия. Далее можно откорректировать температуру отключения по ходу работы подогревателя.
Т.к. корпус подогревателя раполагается слева от радиатора, то гофрированный алюминиевый защитный рукав для проводки может иметь длину менее 0,5 м. Через него к разъёму под левой панелью переднего бампера выводится электрический провод. А уж от разъёма до розетки 220 В выводится "по улице" обычный шнур удлинителя необходимой длины.
Т.к. у меня в дальнейшем на следующую зиму есть мысль установить на автомобиль импульсное зарядное устройство для подзарядки и разогрева аккумалятора, электрический воздушный подогреватель салона и таймер их подключения подключения к сети (чтобы я вечером просто воткнул вилку в розетку на стоянке, выставил таймер запуска на нужное время и ушёл спать), то я пока шнур в гофре вывел по кругу обечайки крыльев в отсек прямо на монтажным щитком. В него и сворачиваю шнур удлинителя и складываю его в полиэтиленовый кулёк.
По ходу дела возникла мысль в нижнюю крышку подогревателя врезать стандартный краник слива тосола из системы, который продают в любом магазине по цене 40-50 рублей (т.к. конструктивно этот узел оказался самой нижней точкой в системе охлаждения). То есть при его монтаже я смогу присоединить к выходному патрубку краника резиновый шланг и аккуратно вывести его в поддон, после чего просто открою краник. И никаких брызг и никаких отсоединений хомутов. А жидкость, оставшуюся в корпусе подогревателя на шариком обратного клапана после выворачивания ТЭН-а можно будет слить, отодвинув шарик из гнезда обычной спицей.
Фотографии сделаю позже, т.к. нужно будет взять цифровой фотоаппарат.
[/img]http://foto.mail.ru/mail/alex_kovin/1/i-4.jpg[img]
[/img]http://foto.mail.ru/mail/alex_kovin/1/i-3.jpg[/img]