в общем субботу прошлую убил на это дело )) щас расскажу
машине 2 с небольшим, тосол был заводской. порыжел уже через год или даже раньше. смотреть уже больно стало, решил поменять. возле горловины бачка уже толстый слой ржавчины был.
утром слил тосол с холодной. (с радиатора и блока сливается примерно поровну, сливать с обоих мест!). что там было, жуть... густая ржавая жижа. залил воду с лимонной кислотой ( грамм 250 на систему).
поездил полчасика примерно по делам, периодически стравливая давление в системе. (там идет реакция с выделением СО2, какбы бачок не лопнул).
за это время бачок стал как новый )))) был бурый весь, хотел его отдельно снимать и отмачивать в силите.
затем жидкость слил. (в ней плавали хлопья, вся ржавая была и запах примерно как у хлорного железа).
затем стал промывать водой. процесс - грею воду кипятильником градусов, до 70-ти.. в это время двиг остывает также примерно. заливаю, гоняю до 95 градусов, подгазовывая.
так делал 5 раз обычной водой и последний дистилированой, чтобы осталась в системе именно она.
чистой вода стала в бачке только с 4-го раза.( открытие на большой круг при промывке важно имхо).
ну и потом охлаждение двига до 30-ти градусов и заливание антифриза. выбрал AGA Z42.
долго конечно, устал, может кто то посмеется что зря делал.
а пофигу )))) ибо хрен какой сервес стал бы возиться...
основное время - согласование температур двига и заливаемой воды.