ШИМ контроллеры упр. скоростью вращения электровентиля охл. [Печать]
Выбрать сообщения с # по # FAQ
AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |

#26:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 11:25
Спасибо, сегодня соберу "ёжик", посмотрим.
А коллектор 3102 через резюк или напрямую и в качестве депера, какой резюк и кондёр поставить?

#27:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 12:02
Рена писал(а):

Спасибо, сегодня соберу "ёжик", посмотрим.
А коллектор 3102 через резюк или напрямую и в качестве депера, какой резюк и кондёр поставить?


Коллектора к питанию и земле напрямую.
В качестве демпфера предусмотри параллельно стоку и истоку кондер типа К73-17 на напряжение 160...250В и емкостью 0,22...0,47 мкф. Просто чтоб слегка завалить фронт при закрывании транзистора. Смотри осциллографом. Величина допустимого напряжения кондера пусть не пугает, но так надо ввиду допустимой переменной составляющей для этого типа конденсаторов.
ИМС должна давать уровень выходного напряжения от 0 до 10...15в. Если это тл494 и питается от бортсети непосредственно, то все будет в норме.

#28:  Автор: SinbadОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 12:07
Michail_09 писал(а):

Для напряжений ниже 50...100 в они по выгоде меняются местами. Да и дороговат IGBT и редок к тому же


Согласен, про высокое напряжение я и забыл

Вот здесь про IGBT и MOSFET
http://www.elcp.ru/index.php?state=izd&i_izd=elcomp&i_num=2000_01&i_art=16
и их драйеры
http://www.compitech.ru/html.cgi/arhiv/00_06/stat_34.htm

#29:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 12:21
В догонку. Резистор 1к с выхода имс на землю сохрани. Без него работать не будет.
#30:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 08 Июня 2006 14:03
Понял, кстати нашёл в магазине и драйвер IR2125.
Если получится на транзисторах слеплю ещё на IR2125

#31:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 09 Июня 2006 10:01
Вот соорудил схему по вашим советам, посмотрите что не так и какой резюк Rd по мощности и номиналу поставить в демпфер?

#32:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 09 Июня 2006 12:20
Да вроде все в норме, по крайней мере в силовой части. Резистор можешь вообще не ставить.
Если импульсов нет, то либо их блокирует один из операционников внутри ИМС (выводы IN), либо не генерит осциллятор (выводы 5, 6).
К сожалению рисунка с потрохами тл сейчас перед глазами нет, но чтото подсказывает, что проблема с неиспользуемым операционником 15, 16 выводы. Подключи 15 к 14, а 16 на землю. Там 2 операционника выходами объединяются через диоды, катоды(???) которых выведены на 3 вывод. Соответственно при нормальной работе на 3 выводе должно быть от 0 до Vref. И этим напряжением определяется скважность на выходе. Чем выше, тем меньше длительность импульса.
Кстати, и с включением другого явно напутано (выв 1,2). Поменяй подключение 1 и 2 выводов между собой.

#33:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 11:32
Собрал ёжик, запустил, но забыл записать что куда, но по моему ты прав на счёт перепутанных выводов.
Времени не было до конца разбираться, сегодня продолжу.
Кстати, как всё же подключить датчик? Разрывать стоковую схему или прям так подключить к датчику?
В схеме авто по моему так +12В-->индикатор на приборке-->датчик на ГБЦ, у которого с ростом температуры падает сопротивление.
И ещё по поводу драйвера на IR2125 - какую схему включения оной лучше выбрать, какие номиналы резюков выбрать:

Или

Отличия:
1. во второй схеме между 1-м и 8-м выв. диод
2. 8-й выв. посажен через кондёр на корпус
3. резистор с анода диода во 2-й схеме подаётся на 7-ю ногу м/с, а не на 6-ю как в первой

#34:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 12:34
Если с силовой частью все вроде понятно, то измерительная часть очень похожа на чью то веселую шутку - уж больно много нестыковок. Если ТД имеет обратную зависимость сопротивления от температуры, то представленная схема будет работать как простой включатель/выключатель, т.е. ШИМ никак не будет использоваться. В этом случае выводы 1, 2 подключены правильно и операционник работает не как усилитель ошибки, а как компаратор с гистерезисом, т.е. включает/отключает вентилятор.
Могу попытаться помоч, но нужны следующие данные: температурная зависимость ТД, сопротивление обмотки индикатора температуры в приборке, температура, когда должен начать вращаться карлсон и температура, когда он должен вращаться в полную силу.

#35:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 12:54
Мурзилку дома забыл, там температурная зависимость ТД, точно не помню.. врать не буду, завтра скажу + нарисую.
Но я добился путём перепайки выводов, как ты советовал, 15, 14, 16
и 1, 2, того, что вентилятор относительно плавно менял скорость вращения. В качестве ТД использовал переменный резюк на 1кОм.
А куда идёт верхний вывод переменника RL? Я его подключил пока
к +12В.

#36:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 14:37
Рена писал(а):

Мурзилку дома забыл, там температурная зависимость ТД, точно не помню.. врать не буду, завтра скажу + нарисую.
Но я добился путём перепайки выводов, как ты советовал, 15, 14, 16
и 1, 2, того, что вентилятор относительно плавно менял скорость вращения. В качестве ТД использовал переменный резюк на 1кОм.
А куда идёт верхний вывод переменника RL? Я его подключил пока
к +12В.


Рад за тебя, что оно закрутилось и скорость меняет, а также рад и за себя, видимо склероз меня пока стороной обошел (давно не общался с тл494) Laughing .
Но скорей всего работает схемка с диаметральной противоположностью - с ростом температуры вентилятор будет останавливаться. В этом можешь убедиться измерив напряжение на движке добавленного вместо ТД резистора. При меньшем напряжении вентилятор останавливается, а должно быть наоборот.
Исправить элементарно, если резистор 100к подключить к движку RL, а в качестве входа использовать вывод 1 через резистор 10к. Для уменьшения влияния помех подключить конденсаторы от вывода 1 к земле, от движка RL к земле и параллельно RH. Последний обязательно, а другие по необходимости.
Правильно подключил тот переменник к 12в. Но по хорошему его надо подключать к 12в в приборке, к цепи, куда включен индикатор температуры, а землю всей приблуды к точке ГБЦ, наиболее близкой к ТД.

#37:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 14:56
Michail_09 писал(а):

давно не общался с тл494


Я уже давно вообще с электроникой не общался.... Confused
Ну да ладно, сегодня займусь экспериментами.
Кстати что посоветуешь по драйверам, по какой схемке лучше подключать?

#38:  Автор: PaSh_ichОткуда: RUS18 Ижевск СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 15:16
Sorry за длительное молчание(командировка,дакстати и праздники) Smile
Ребят, простите конечно, но симисторы и (тиристорыв меньшей степени),давно применяются в авиастроении, и практика испытаний спец. блоков доказывают (БРН,БРЗУ), для управления всех генераторов и преобразователей частоты все это применяется,поверьте, и кто вам сказал что постоянку симисторами нельзя комутировать!?Рена
Вообщето ты молодец,настойчиво идешь к цели,так держать,я уважаю таких!!!
Сегодня дома макетку попробую собрать, щас только типу позвоню в радиомагаз насчет TL494, остальное есть.Советов пока пратических давать не буду, попробую,мож отпишу потом.
Удачи!!!

#39:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 13 Июня 2006 21:25
Рена писал(а):


Кстати что посоветуешь по драйверам, по какой схемке лучше подключать?


Если желание с драйверами пообщаться не пропало, то скачай даташит на нужный драйвер, да почитай. Как правило там все наглядно. Можно поискать еще в Application note на сайте IRF.
Советовать чего либо не хочу, т.к. плохо знаю сей предмет и сам применял только драйвер IR2101 или 2110 точно не помню. С ним все было абсолютно тупо - подключил и оно работает. А с транзисторами вместо драйверов были разработаны масса преобразователей - работают вплоть до 500 кгц - дешево и сердито.

#40:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 14 Июня 2006 07:04
Дёшево то дёшево, особенно при массовом производстве, а здесь ведь для себя делаешь.
В общем нагородил чёрт знает что, но работает Shocked
В кач-ве датчика температуры использовал эквивалент - переменный резистор 1кОм.
По мурзилке сопротивление ДТ:
- начало белой шкалы 640-1320 Ом;
- начало красной шкалы 77-89 Ом;
- конец красной шкалы 40-50 Ом.
Вот схема по которой работает, слышно как пищит ШИМ,
- ~95 Ом максимальные обороты;
- ~350 Ом остановка-начало старта.
Если есть замечания - всегда рады, 6-м чувством чую ещё что-то не то....

Вот внутренняя схема TL494

Или проще использовать вот это устройство
NM4511 ? Регулятор яркости ламп накаливания12В/50A

Только вместо переменника R2 приспособить ДТ..

#41:  Автор: Michail_09Откуда: Самара СообщениеДобавлено: 14 Июня 2006 23:43
По схеме.
Резистор RL замени на 1 ком и отцепи от его движка все что подключено. К его верхнему выводу подключи резистор 1 ком, другой конец которого цепляй к 12в (лучше в приборке). К движку RL подключи вывод резистора 100 ком, который сидит сейчас на земле.
Вывод резистора 10 ком, который сидит на движке эквивалента будешь цеплять прямо к выводу ТД. Вся приблуда на показания градусника повлиять не должна.
По номиналам резистора, который 100 ком и RH.
Учитывая, что в мануале приведен какой то дикий разброс на сопротивления ТД, предлагаю следующее. Тестером, лучше цифровым, измерить напряжения на контакте ТД при температурах (см градусник на панели), которые ты сам считаешь наилучшими для начала вращения карлсона и для его максимального вращения. Далее 5 разделить на разность этих напряжений - получишь требуемый к-т усиления для неинверсного входа. Из получнного числа отнять 1 - получишь отношение RH к резистору, который в схеме 100ком (100ком это безобразие - я бы поставил 10 ком, но не меньше). Из отношения определяешь величину RH. После установки в машину резистором RL добьешься начала вращения карлсона в соответствии с выбранной тобой температурой.
На этом собственно все элементарное заканчивается и начинается искусство - правильное подключение силовых и сигнальных цепей чтобы избежать влияние помех.

#42:  Автор: D_GarryОткуда: Петербург СообщениеДобавлено: 20 Июня 2006 16:15
Рена
Ну как дела, довел до ума конструкцию?

#43:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 21 Июня 2006 06:28
Пока нет - у нас ливни, борюсь с лужами в салоне Сыро под ковриком пассажира
Сделаю обязательно, подсоеденю к датчику но испытывать буду на вентиляторе печки поезжу так с пару недель.

#44:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Августа 2008 10:43
В общем купил набор ШИМ регулятора BM4511.

Попробую замутить вместо переменного резистора R2 датчик температуры (ДТ) или ещё что-нибудь для
плавной регулировки оборотов вентилятора охлаждения и/или печки.

#45:  Автор: Рена СообщениеДобавлено: 18 Августа 2008 18:46
Интересует напряжение на ДТОЖ при 177 Ом и при 100700 Ом.
Кто в курсе?
Надо для настройки на температуру вкл. вентилятора и и т.п.

#46:  Автор: Andy_AVCОткуда: Екатеринбург СообщениеДобавлено: 31 Августа 2008 09:17
Рена писал(а):

На МАХ всё зашибись, но вентилятор похоже будет "молотить" постоянно, хотя если поколдовать со смещением на полевом...
Про датчики ОЖ в авто я вообще "0", т.е. не знаю из чего они и их параметры.



Приветствую всех!

Смещение на полевом транзисторе не в коем случае нельзя подавать, иначе он будет сильно греться. Изначально он должен работать в ключевом режиме. а что касается плавного запуска, у меня всё работает уже 1.5 года, начальный уровень ШИМа нужно делать процентов 30.

#47:  Автор: Andy_AVCОткуда: Екатеринбург СообщениеДобавлено: 31 Августа 2008 09:24
PaSh_ich писал(а):

1. Не переоценивайте МОСФЕТЫ - их тоже надо охлаждать, и при рабочем токе 20А придется очень сильно для этого постараться.
2. Помех в машине много - из-за этого схема окажется раза в три больше....
3. С применением МАХ-микросхем и работ по доводке схемы и т.д. цена изготовления окажется в разы больше, чем "СиличЪ" - если, конечно, речь идет не об охлаждении вентилятором процессора видеокарты
4. В интернете инфу надо сильно фильтровать - очень много "ценных" идей и схем вынесено только для привлечения на сайты рекламодателей, причем схемы взяты либо из журнала "для детей и школьников" Радио, Юный техник, Радиолюбитель и т.п..., либо нарисованы "за одну минуту" журналистом-админом...



Про схемы правильно подмечено, они либо плохо работают, либо не работают вообще.
СилычЪ очень дорогой, у меня своя система сделана, себестоимость 500 рублей (тестовый экземпляр). А транзистор должен работать в ключевом режиме, тогда и требования к охлаждения сильно снижаються.

#48:  Автор: Andy_AVCОткуда: Екатеринбург СообщениеДобавлено: 31 Августа 2008 09:35
И еще, у меня датчик тампературы вкручен в головку блока, под термостатом, точность поддержания температуры около 2 градусов, стрелка стоит как вкопанная. Насчёт схемы, у меня стоит контроллер ATTINY13 (30 руб) драйвер ICL6776 (40 руб) и комплект полевой транзистор и диод (200 руб) Датчик температуры DS18B20 (100 руб)
Вот собственно основная цена на детали. Ещё сюда нужно добавить стоимость корпуса, платы и проводов.




AUTOLADA.RU -> Семейство "Самара" |
Страница 2 из 2
Часовой пояс: GMT + 4
AUTOLADA.RU