Всем привет!
Недавно решил таки разобраться в тормозной системе. А начал с заднего тормозного цилиндра (ГТЦ) потому что на тазиках именно задние тормоза работают - мягко говоря - не очень! Конечно основную долю таинственности и мистики выдает Распределитель тормозных усилий он же пресловутый "Колдун", но и то что происходит под барабаном покрыто если не мраком то изрядной пеленой домыслов.
Выбирая объект для первоначального исследования я было обратил внимание на Колдун, но одумался: с одной стороны, Колдун вещь серьезная и его нахрапом не возьмешь. С другой стороны, не смотря на всю свою крутизну и злокозненность Колдун все таки является промежуточным звеном. Тут я вспомнил совет Козьмы Пруткова "Зри в корень!" и подумал что в нашем случае на должность корня более подходят задние тормоза и решил начать с них.
Итак задние барабанные тормоза: похожи на кастрюлю с крышкой в которой что то варится и иногда даже выходит. Причем на роль поварешек претендуют сразу два объекта: 1. ЗТЦ 2. Стояночный тормоз. Вот они то и обеспечивают (или не обеспечивают) работу бессловесных (или голосистых) трудяг-колодок.
Ну а поскольку стояночный тормоз прост, понятен и буквально прозрачен - в отличие от тихушника-ГТЦ то с последним я буду разбираться.
На правило был взят ЗТЦ от ВиС
и первым делом разобран до основания. Экспересс-аутопсия показала следующее: 1. очень много грязи - производителю явно не знакомо слово "гигиена". 2. посторонние включения в виде кусочков алюминия количеством до полудюжины. на фото можно разглядеть 2шт самые крупные.
И если грязь еще можно игнорировать, то куски алюминия непосредственно под и вокруг манжеты вызывают подозрения во вредительстве. Сразу вспомнился случай когда у меня потек почти новый ЗДЦ именно из-за поврежденной манжеты. Да сего дня я наивно полагал что дело в несоблюдении технологии изготовления резины, но теперь склоняюсь к тому что, добрые заводчане в пароксизме человеколюбия и туда сыпанули щедрой рукой дорогостоящий цветной метал, который быстро уконтропупил манжету.
Ну да ладно. Сделав для себя вывод что чистота залог не только моего здоровья но и долгого ресурса техники я перешел собственно к конструкции...
Как известно, особо много нареканий наши тормоза имеют за крайнюю чувствительность к состоянию стояночного тормоза, но насколько я понял, дело тут - как ни странно - не в ручнике, а исключительно в неадекватной конструкции. Вот устройство ЗТЦ:
обратите внимание на деталь под цифрой 9 - упорное кольцо, точнее 2 упорных кольца по одному на поршень. По идее эти кольца ограничивают обратный ход поршня когда водитель отпустил педаль и пружины отводят колодки от барабанов. Все так и происходит, вопрос только в том насколько пружины могут отвести колодки?
Тут каждый лишний не то что миллиметр, а даже десятая миллиметра, это лишние метры тормозного пути. Все знают что у тормозной педали есть свободный ход и пока его не выбрать торможения не будет. у кого то он меньше, у кого то больше, но откуда он берется? А в основном (если не брать воздух в системе) именно из чрезмерного зазора между колодками и барабаном. Зазор же определяют две вещи: 1. стояночный тормоз, т.е. насколько щелчков натянут ручник. 2. обратный ход поршней до упорных колец.
Но дело в том что ручник не предназначен для такой работы. По-сути это вспомогательная система с весьма скромными возможностями. Разумеется если подтягивать ручник минимум раз в месяц то колодки будут находится вплотную к барабанам и вы будете иметь меньший тормозной путь. Но! Есть очень большое "НО". Для регулировки ручника нужна эстакада, яма или подъемник. Да и чтобы нормально крутить гайки понадобится или снять резонатор, или запастись спец ключом. Кроме того придется периодически менять распорные планки и собственно тросик.
Но почему это происходит? Почему не поршни ЗДЦ увиливают от своих прямых обязанностей?
Постараюсь объяснить:
Вот тут показан поршень в момент торможения: он максимально отошел от упорного кольца.
а вот момент когда пружина отжала колодки и утопила поршень в цилиндр.
А теперь держитесь за стулья: между этими положениями дистанция в 2 миллиметра! Как? Вы не прониклись этим воистину космическим расстоянием?! Тогда умножьте его на 2: ведь второй поршень добавляет еще столько же! Но и это еще не все: дополнительное перемещение поршня обеспечивается сжатием пружины 7 и только после этого поршень полностью упрется через сухари 8 в упорное кольцо.
Таким образом мы имеем сумарный зазор в 5 миллиметров.
5 миллиметров КАРЛ!!!
Вы только представьте что у вас в тормозах зазор в 5миллимтров и вам при каждом торможении приходится его выбирать, теряя драгоценную секунду. Может чуть больше или чуть меньше. Может показаться что секунда это немного, но 1секунда на скорости 60км\ч это 15метров! Причем это самые важные 15метров. Это время когда еще ничего не решено, когда еще можно что то сделать. А вы вместо торможения выбираете зазор, гоняете воздух.
Разумеется я нарисовал наиболее неблагоприятный сценарий, наверняка у большинства ручник подтянут и зазор уменьшен на треть или даже вдвое. Значит они потеряют не 15 а 10 или даже 5метров. Но почему нас поставили в положение когда чей то конструктивный просчет ставит нас в группу риска?!
Думаю ответ очевиден. Поэтому ответив на вопрос "кто виноват?" я перейду к "что делать".
Впрочем скажу сразу: не знаю. Точнее знаю что надо как то уменьшить обратный ход... Вот тут хорошо видно какой огромный зазор между упорным винтом и сухарем по сравнению с буртиком упорного кольца.
Идеально было бы выточить упорное кольцо с более широким буртиком, но надо знать как минимум марку стали... Пока склоняюсь к самому надежному из доступного: поставить шайбу на упорный винт. Сюда можно ставить из чего угодно, главное подобрать толщину чтобы выбрать большую часть зазора. Думаю нужно уменьшить зазор на 2\3 или 4\5, что должно дать параметры свежеподтянутого ручника.
Кстати я все гадал почему на барабане такие огромные царапины?.. А теперь все понятно: при зазоре в 5миллиметров туда не то что песок камни попадают!
Спешил фор скептикс: риска никакого, разве что при совсем маленьком зазоре колодки будут не полностью отходить от барабана. Таким образом нагрев барабанов будет сигналом на увеличение зазора.
Все.
Часть 2. Готовность 50%
Итак продолжаю: прикинув орган к носу был вынужден отказаться от идеи с шайбой: и сточить до меньше миллиметра сложно да и колхоз какой то выходит. Но благодаря всестороннему рассмотрению, пришел к выводу что идеальное решение это таки проточить упорный болт. Кроме чисто технической кошерности это решение позволяет при необходимости подкладывать под сухари шайбы нужной толщины, тем самым увеличивая люфт.
Ну и бросился претворять решение партии и правительства в своем лице в жизнь! Первым делом сунулся к знакомым токарям: так мол и так, поможите люди добрые за мзду малую!..
Добрые люди посмотрели на детали, на меня, снова на детали... и сказали что во-первых сотворить такое они не могут никак, потому что станки у них не той системы, а во-вторых на этой неделе у них заказов ну просто куры не клюют.
Поняв что мне там не рады, я в расстройстве повернул оглобли домой.
Ну и пока ехал решил что не боги горшки обжигают, да и с местом произрастания рук все в порядке.
Короче делал так: обвернул резьбу болта согнутой полоской алюминия и вставил в дрель (дрель на стойке, сиречь почти сверлильный станок) и убедившись что не бьет вознес краткую молитву богу-механики.
Вооружился напильником и прикладывая оный к болту быстренько сточил посадочное место сухаря до искомой толщины в +1мм.
Ну быстренько это с несколькими примерками... Сталь на болте никакая - сыромятина голимая.
Затем стал точить внутренний конус треугольным надфилем и обломком полотна ножовки. Точится болт на ура, но повозится пришлось, ибо "нет места для разбега".
Надфиль правда обломил, когда второй болт пользовал но и его закончил.
Так что один цилиндр доработан, свободный ход каждого поршня оставлен +- 1мм т.е. суммарно +-2мм
Вот пара готовых и сток для контраста:
Да - еще в поршне пришлось нарезать чуток резьбы. Риторический вопрос: вот почему завод резьбу делает с точностью до миллиметра а зазор в тормозах +- лапоть?!
Разбираюсь с тормозами. Часть 4. Готовность 100% Победа!
Итак сегодня 16.04.2016г (исторический день, однако!) это свершилось!
То что еще утром было не более чем логичной теорией, стало наконец практикой!
Установив первый цилиндр я выпустил воздух и пару раз нажал на педаль тормоза, после чего с замиранием (признаюсь уж) сердца попробовал провернуть барабан...
Ведь все придуманное и кажущееся на первый взгляд вполне реальным может не пройти проверку, разбиться о невидимые на первый взгляд камни реальности. Так и тут: вроде и поймал автотаз на очевидном косяке, вроде и придумал как его исправить а червячок сомнений тут как тут и грызет уверенность в собственных силах!..
Вот примерно с такими фоновыми чувствами я и повернул барабан... А он возьми и повернись! Причем легко-легко, только в одном месте видимо из-за овальности колодка легонько цепанула. Работает! Механизм автоматического подвода колодок от гребаного автотаза работает!
И причем не просто работает абы как, а вполне определенно показывает что даже зазор 1+1мм велик...
Кстати о зазоре: буквально сегодня я нашел каталог по 2101-03 от 1978г
где в разделе по задним тормозам черным по белому написана величина зазора, а именно 0.8мм на колодку.
Что собственно и требовалось доказать, а бредовая цифирь современного автотаза в 1.25-1.65мм на колодку является ересью! Впрочем, даже 1.25-1.65мм на бумаге легко превращаются в 2.25мм (и 4.5мм в сумме!!!) в реальном тормозном цилиндре. Страшно представить сколько народа легло в землю из-за этих миллиметров оказавшись без тормозом в неподходящий момент! Короче вредительство в чистом виде! В прежние времена за такие дела давали если не вышку то столько что мало не казалось!
Тут я обрезаю пружину тросика, ибо надоело качать правую руку. Кусачки куда то запропастились поэтому пришлось разматывать чтобы подобраться пассатижами.
Как уже можно догадаться второй барабан крутится так же.
Собрал я значит барахло, закрыл гараж и опробовал тормоза сперва во дворе а затем на дороге где еще остался кусочек асфальта. Так что могу ответственно заявить: задние тормоза появились!
Тут надо отметить что к последнему времени их уже практически не было: износ барабанов, накладок и ручник хватающий на последнем щелчке. И я специально ничего не делал, желая оценить приход чисто от установки переделанных цилиндров. Так вот приход такой как будто ручник затянут до упора. И это притом что я не прокачал контура и есть вопросы к колдуну. И даже в таком состоянии приход на грани фантастики.
Короче, щас поехал проверять по настоящему но уже и так понятно что достаточно сделать правильный зазор в автомате и получишь ПОСТОЯННО РАБОТАЮЩИЕ ТОРМОЗА! Причем это не стоит ни копейки: надо только разобрать задний цилиндр и проточить конус упорного болта!
И больше никогда не будешь зависеть от ручника!
Последний раз редактировалось: Координатор (16 Апреля 2016 16:23), всего редактировалось 4 раз(а)