Привет всем, ну вот я и вернулся!
Отписываюсь по итогам установки термостата 21082 на свою ВАЗ 21086, 1.3 л. НП.
Сливаем тосол, откручиваем все патрубки от термостата, оба патрубка от печки (для этого пришлось нырять в яму, защиту не снимал), снимаем термостат, откручиваем две гайки головкой на 13, и снимаем железяку с головки, к которой подсоединялся термостат и входной патрубок печки. Аккумулятор не снимал.
Снимаем с саксофона шланг обратки подогрева дросселя в карбюраторе, и шланг обратки печки. Если установлена растяжка между стаканами, ее надо снять, так как саксофон иначе не открутишь. Далее взял накидной ключ на 10, и сверху из-под капота открутил два болта крепления саксофона. Из-за длинной трубки обратки печки, которая приварена почти у самого основания саксофона, долго мучался, выкручивая верхний болт крепления саксофона. Откручиваем гайку от планки крепления, которая приварена к середине саксофона ? у меня ее не было, у кого есть - тем придется тяжелее, т.к. там очень неудобно подлазить к гайке, откручиваем саму пластинку и пока не выкидываем. Вытаскиваем саксофон в сторону аккумулятора, пока не выбрасываем.
Очищаем посадочное место саксофона, берем новую прокладочку, я смазал ее белым герметиком, но так, чтобы она была только липкая (терпеть не могу, когда из каждого стыка торчит герметик толщиной в мизинец). Приклеиваем ее к саксофону, проталкиваем его на свое место опять же со стороны аккумулятора, прикручиваем его обратно ? теперь оба болта легко крутить, т.к. нет этой трубки обратки печки. У нового саксофона 2112 планка крепления приварена в другом месте (дальше от места крепления к помпе), но это очень удобно, так как теперь он фиксируется на крайней гайке выпускного коллектора 4-го цилиндра. Берем снятую планку от старого саксофона, пропиливаем в ней новый паз (у меня межцентровое расстояние от гайки коллектора до болта на саксофоне получилось 40 мм.), отпиливаем лишний кусок планки, накидываем ее на шпильки и прикручиваем гайками.
Накручиваем две гайки на верхнюю шпильку крепления термостата, которая ближе к коллекторам, с помощью двух ключиков на 13 выкручиваем ее и выбрасываем. Берем новую шпильку (шпилька карбюратора от классики ? так она в магазине называлась), с помощью двух гаек и ключей вкручиваем ее в головку. Смотрим, чтобы часть с резьбой, которая вкручивается в ГБЦ была не короче, чем на старой шпильке.
Вкручиваем в термостат ключом на 19 датчик температуры от 16 клапанной десятки (я ничего подходящего не смог найти, чтобы заглушить это отверстие). Берем кусок шланга (не более 5 см.) диаметром, как шланг подогрева дросселя карбюратора. С одной стороны вставляем подходящий болт, другой стороной одеваем на штуцер подогрева дросселя в новом термостате, затягиваем оба конца хомутами диаметром, как на топливный шланг. Я все это делал когда термостат уже был прикручен и подключен, но ИМХО, на снятом это сделать проще.
Очищаем посадочное место термостата от старой прокладки. Затем смазываем герметиком прокладку термостата (чтобы она стала липкой и не более), одеваем ого на место и прикручиваем гайками (естественно с шайбой и гравером).
Откручиваем от радиатора нижний патрубок, нам нужно будет из него сделать патрубок в форме буквы ?Г? для соединения термостата и саксофона. Примеряем, отрезаем лишние куски, одеваем на саксофон и на термостат, затягиваем хомутами.
Подсоединяем к саксофону шланг обратки от подогрева дросселя карбюратора. Одеваем на термостат верхний патрубок радиатора, затягиваем хомут. Берем новый нижний патрубок радиатора, соединяем им термостат и радиатор, затягиваем хомутами. Не знаю, у кого его не хватало, у меня его длины хватило, а вот длины старого не хватало, поэтому из него и сделал уголок, так как найти в продаже такой уголок трудно, а нижний патрубок радиатора 2108 намного легче.
Берем армированный шланг диаметром 18 мм, примеряем от патрубков печки до термостата, так, чтобы не было перегибов. Они легко одеваются на штуцера крана печки из-под капота со стороны аккумулятора. У меня был ровно 1 метр шланга, получилось ровно пополам, шланги встали как будто они там и были. Тот штуцер, который перекрывается краником ? подсоединяем к тому штуцеру термостата, который ближе к ГБЦ. Второй шланг от печки подсоединяем к штуцеру термостата, который ближе к аккумулятору, все затягиваем хомутами. Чтобы затянуть хомуты на кране печки ? опять пришлось нырять в яму.
Расширительный бачок ? его подключаем к штуцеру на саксофоне. Я взял один из маленьких (из стандартного набора) патрубков отопителя, одел его на саксофон так, что второй его конец смотрел прямо на штуцер расширительного бачка. Берем саксофон и отпиливаем от него штуцер обратки печки (диаметр 18 мм) ? нужно сантиметров 5, подравниваем кромку, вставляем в тот патрубок, который мы одели на саксофон, на второй конец этой соединительной трубки надеваем отрезок прямого шланга, второй конец которого одеваем на расширительный бачок. Все затягиваем хомутами.
Снимаем трос привода крана печки. Откусываем с одной стороны трос, вытаскиваем его и из оболочки, отрезаем кусок оболочки длиной сантиметров 5, убираем заусенцы с торца оболочки, где ее отрезали. Вставляем трос, отмериваем нужную длину, откусываем лишнее, и загибаем его за оболочку. Вставляем в кран печки стандартный конец троса, и защелкиваем защелкой на кране этот отрезок так, чтобы кран печки был всегда открыт.
Проверяем затянутость сливных пробок в блоке и в радиаторе. Заливаем тосол. Запускаем двигатель, прогреваем, контролируем уровень тосола. Желательно поднять морду автомобиля вверх, чтобы выгнать воздух. Когда двигатель прогреется и выйдет весь воздух, доливаем тосол до нужного уровня. Все!
Расходы:
1. Термостат 450 руб. (брал заводской ? он гладкий, видны следы от обработки облоя напильником, есть еще Прамо ? тот поблескивает, как будто покрашен серебрянкой, все стыки ровные, следов обработки нет, стоит тоже 450 руб. ? но у него несменный термоэлемент, поэтому я его не взял).
2. Шланг диаметром 18 мм. ? 1 метр, 65 рублей.
3. Датчик температуры от 16 клапанной десятки ? 100 руб.
4. Хомуты (по необходимости) я брал 5 шт. ? 60 руб.
5. Прокладки: под термостат и под саксофон ? 10 руб.
6. Шпилька термостата ? 15 руб.
7. Тосол 1,5 л. 70 руб.
8. Саксофон 2112 ? 200 руб.
9. Нижний патрубок радиатора 2108 ? 85 руб.
Итого: 1055 руб.
Впечатления: Через пять минут работы двигателя (у нас сегодня как раз -17) из печки уже дует теплый воздух. У меня до работы 5 км., на стоковом термостате (он был рабочий) я грел машину 10 минут, доезжал до работы (печка работала на 1 скорости) ? температура двигателя не поднималась выше 70 градусов, в салоне было холодно, хотя на улице было не ниже 12 градусов (картонки перед радиатором нет, двигатель укрыт фуфайкой).
Сегодня прогревал 10 минут, доехал до работы ? температура двигателя держится четко 90, печка на второй скорости, в салоне тепло. Самое главное - температура воздуха из печки НЕ МЕНЯЕТСЯ в зависимости от скорости печки и оборотов двигателя, если на ХХ включена печка на 3-ей скорости, то из нее дует достаточно горячий воздух. Раньше на третьей скорости даже при езде дул очень холодный воздух. При работе печки на 3-й скорости температура двигателя не уменьшается (еще раз напомню, что сегодня у нас -17).
То есть все теоретические догадки подтвердились опытным путем. Первое: из-за дроссельного отверстия скорость тосола через радиатор отопителя повысилась. Второе: из-за подключения обратки печки к термостату терморежим двигателя стал стабильнее, температура двигателя теперь не падает от работы отопителя, так как термостат учитывает охлажденный отопителем тосол. Ну и эстетически: меньше хомутов, крепче конструкция, для замены термостата не надо снимать все патрубки и сливать весь тосол.