Имеем в нашем скромном городе:
------------------------------
Цена бензина - 18 руб/л
Цена газа - 8.7 руб/л
++++++++++++++++++++++++++++++
Считаем расходы:
----------------
Ссылка на данные о теплотворной способности газа:
http://www.auto-gas.ru/mode.73244-article.73431-type.html
Пропан-бутан летняя смесь 1,19л эквивалентно 1л бензина.
Пропан-бутан зимняя смесь 1,25л эквивалентно 1л бензина.
Берем среднее значение (1.19+1.25)/2=1.22
-------------------------------------------
!!!!!!!!!! 1) Теплотворная способность 1 л газа в среднем меньше теплотворной способности 1 л бензина на 22%, то и расход газа принимаем пока что (корректирующие поправки - после) на 22% больше чем бензина. Это объясняется законами физики - чтобы разогнать тело до определенной скорости, нужно ему придать энергию определенного значения (в нашем случае энергия - это тепло).
----------
!!!!!!!!!! 2) Масса автомобиля за счет массы ГБО увеличивается на 78 кг (берем 65 кг чистого веса оборудования в рассчете на 65 л баллон - редуктор - трубы + вес газового топлива (будем считать что 5 литров у нас заначка, в 65 л баллон влезает 55 л газа, но мы берем среднее значение остатка газа в баке) (5+(55-5)/2)*.43=13 л). Итого имеем 65+13 = 78 кг.
Учтем уменьшение массы бензина (ведь постоянно возить с собой полный бак теперь вовсе не обязательно!). В данном случае "заначку" мы считаем = 5 л, поэтому правильно принять значение количества бензина в баке = 5 л + 1/4 от количества литров газа в баллоне с поправкой на перерасход относительно бензина. Придется составить сложную систему уравнений.
Нда... что-то уж больно сложно все стало... тем более что для инжекторной машины учет фактора увеличения КПД двигателя за счет использования других карт зажигания усложняет задачу и придется все рассчитывать для карбюратора и впрыска по-разному.
Давайте облегчим задачу, приняв количество литров бензина в баке 5+10=15 л (среднее значение - 10 л)
Сколько весит 10 л бензина?
Литр бензина весит примерно 830 гр. Значит, 10 л весит 8.3 кг.
Окончательный результат:
78+8=86 кг
У 10ки емкость бака - 43 л. Опять же учитывая "заначку" в 5 л, возьмем среднее значение количества топлива в баке при условии заправки машины полностью.
5+(43-5)/2=24 л В пересчете на массу имеем 24*0.83=20 кг
----------
При контроле заполненности баллона, полученного на пункте приема и выдачи баллонов, учитывают, что масса 1 л технического пропана равна 0.425 кг технического бутана - 0.438 кг.
Высчитываем массу 1 л ЛЕТНЕЙ (50х50) пропан-бутановой смеси: (0.425+0.438)/2=431.5 кг.
Высчитываем массу 1 л ЗИМНЕЙ (90х10) пропан-бутановой смеси: (0.425*9+0.438)/10=426.3 кг.
Считаем средниюю массу пропан-бутановой смеси: (431.5+426.3)/2=428.9 кг. примерно = 43 (0.43 - это коэффициент, на который умножаем средний литраж)
В зависимости от комплектации, масса ГБО может меняться. Источник информации о весе баллона:
http://www.sngaze.lv/offer-3.htm
Имея снаряженную массу автомобиля (10ка) = 1040+20 кг, высчитаем процентное соотношение масс автомобиля с ГБО и без оного:
(1040+86)/1040+20=1.0622 т.е. 6.2%
Логично предположить что расход топлива возрастет прямо пропорционально увеличевшейся массе.
----------
!!!!!!!!!! 3) УОЗ. Очень сложный и интересный вопрос о влиянии расхода топлива при выставленном УОЗ на высокое ОЧ газа (опять же методом вычисления средней величины ОЧ на летней и зимней смесях получаем, исходя из данных что ОЧ пропана - 110, бутана - 95 единиц: (110+95)/2=102.5 (летняя) и (110*9+95)/10=108.5 (зимняя)). Среднее значение: (102.5+108.5)/2=105.5 единиц.
Но т.к. мы рассматриваем установку эжекторного ГБО на карбюраторный автомобиль, проблема не стоит острым углом, т.к. никто не станет регулировать УОЗ вручную каждый раз при переходе с бензина на газ. С инжектором все гораздо интереснее - как правило, в определенных пределах (зависит от прошивки ЭБУ) УОЗ может корректироваться по обратной связи с ДД (датчиком детонации).
Ссылка на информацию о ОЧ компонентов пропано-бутановой смеси:
http://www.sngaze.lv/offer-3.htm
Ссылка на информацию о пропорциях содержимого смеси пропана и бутана:
http://www.auto-gas.ru/mode.73244-article.73431-type.html
Ссылка на зависимость расхода топлива от ОЧ.
http://www.zr.ru/arch43323.html
Ниже привожу выдержку:
"Немецкие коллеги из журнала ?Аутобильд? тоже испытывали автомобили на разном топливе. Вот их мнение: ?Как правило, большинство моторов, выпущенных в последние 14 лет и рассчитанных на бензин ?Суперплюс? (октановое число 98), оснащены датчиком детонации. Поэтому спокойно переваривают топливо с более низким октановым числом ? ?Супер? (?95-й?) и ?Нормаль? (?92-й?). При этом расход возрастает примерно на 5%, а мощность на столько же падает. Но можно заявлять уверенно, что двигатель не выйдет из строя."
А вот ссылка на практические испытания 2-х марок моторного топлива (АИ-95 и АИ-92):
http://www.zr.ru/show_image.pl?url=/pics/4/3323/254523.jpg
Исходя из приведенной выше выдержки, составляем пропорцию:
98-92=6 соответствует уменьшению расхода топлива на 5%
105.5-98=7.5 Подсчитываем соответствие по пропорции... получаем 7.5/6*5=6.25%
6.25+5=11.25% выигрыша по расходу топлиза за счет высокого октанового числа
Все очень примерно, но не знаю как прикинуть более точно. Да, это справедливо только для инжекторных машин.
УОЗ меняется постоянно во время езды, этот процесс можно наблюдать на МК. Мы берем идеальный случай - двухрежимную прошивку с разными картами УОЗ.
Но в подсчетах внизу мы не учитываем снижение расхода от этого фактора т.к. считаем для эжекторной системы.
----------
!!!!!!!!!! 4) Согласно приведенному ниже источнику, перед тем как переключаться на газ, необходимо чтобы температура ОЖ стала 50-60 градусов по цельсио во избежание обмерзания редуктора (этот процесс очень вреден, т.к. резиночки-уплотнители могут трескаться на непрогретом редукторе даже летом).
http://www.tavil.ru/info/faq.shtm
Вот выдержка из статьи:
"12. Мой автомобиль прекрасно заводится летом на газе. Говорят, что этого не следует делать. Почему?
Действительно, когда достаточно тепло и газовое оборудование исправно, автомобиль может заводиться на газе. Однако, в первые минуты работы редуктор сильно охлаждается и ?обмерзает?. Резиновые мембраны работают в напряженном режиме до тех пор, пока охлаждающая жидкость в двигателе не нагреется до температуры 50-60 градусов. Холодный запуск приводит к преждевременному выходу мембран из строя. Потребуется замена ремкомплекта раньше положенного срока. Поэтому, даже летом, рекомендуется прогревать автомобиль на бензине."
Думаю, большинство со мной согласятся что среднее время поездки в городе составляет 20 мин, а время прогрева мотора до средней требуемой для нормальной работы ГБО температуры в 55-и градусов (когда стрелка температуры только начинает трогаться) в движении - 5 мин. Т.е. в если мы постоянно ездим в городе, то мы имеем экономию от езде на газе только 1/4 от возможной.
----------
!!!!!!!!!! 5) Затраты на обслуживание ГБО, а также возможный риск его ремонта.
Тут, собственно, будем учитывать рассчетный срок службы ГБО. Возьмем общепринятые 15 лет. Не будем считать стоимость обслуживания, т.к. оно способствует продлению жизни ГБО, а значит через 15 лет после покупки мы получим остаточную стоимость оборудования (это нам как раз не нужно чтобы правильно рассчитать расходы). Сделаем проще. Возьмем стоимость установки ГБО и поделим ее на 15, приравняв полученный результат к среднегодовому пробегу.
Здесь мы рассматриваем чисто теоретические аспекты, поэтому утверждения типа через 2 года я уже сменю автомобиль в рассчет не принимаются!:-)
----------
!!!!!!!!!! 6) ЭБУ инжекторного автомобиля можно прошить экономичной прошивкой, которая за счет использования обедненной смеси по многочисленным отзывам даст среднюю экономию 1 л/100 км. Прошивка стоит 500 руб., эту сумму мы в своих рассчетах также учтем, поделив на 15 лет предполагаемого срока службы автомобиля.
Насколько я понимаю, настроить инжекторное ГБО на обедненную смесь путем перепрограммирования контроллера - нетривиальная задача, потому как инжекторное ГБО относится к категории малоизученного оборудования. Эжекторное ГБО позволяет настроить себя на обедненную смесь, но в этом случае машина не едет, а ползет, что очень опасно на дороге при обгоне и других нештатных ситуациях. На бензиновом впрыске все прошивки ЭБУ двухзонные или адаптивные, т.е. в любой момент машина, работающая на обедненной смеси, из медленной и экономной превратится в быструю. Для этого достаточно резко нажать на педаль газа. Исходя из вышесказанного, на эжекторе разумно оставить смесь аналогичную оригинальной карбюраторной, т.е. дополнительной экономии в этом случае мы не получим.
----------
!!!!!!!!!! 7) На эжекторном ГБО нет отсечки подачи топлива при торможении на передаче. Это еще в плюс к расходу примерно 1 л/100 км (при условии очень аккуратного и рассчетливого вождения). Описываемый режим называется режимом ПХХ (принудительного холостого хода).
----------
!!!!!!!!!! 8) Мы не рассматриваем влияние работы ГБО на ресурс двигателя, т.к. по убеждению автора хорошие и плохие стороны "в рублевом эквиваленте" полностью компенсируют друг друга (не стану здесь приводить аргументы "за" и "против" т.к. это займет достаточно много места). Конечно, и это все можно рассчитать, взвесив на весах аргументы типа бОльшего износа клапанов от неоптимального температурного режима при езде на газе и более длительный срок работы масла и т.п., но аналитически получить результаты достаточно сложно, а в цифрах - просто невозможно, т.е. результаты окажутся для одних условий правдой, для других - ложью.
++++++++++
Ну а теперь... считаем! Сразу оговорюсь что мне пока неизвестен результат, он может оказаться неожиданным, а может и нет.
Считаем экономическую целесообразность перевода карбюраторного автомобиля на газовое топлива для ГЦ (городского цикла). Т.е. вопрос ставим так: насколько автомобиль с эжекторным ГБО обходится дешевле современного инжекторного при использовании его в городе со среднегодовым пробегом 25000 км.
Все остальные варианты использования, в т.ч. и с установленным инжекторным ГБО, вы можете посчитать самостоятельно, пользуясь приведенной здесь информацией. Будьте очень внимательны и учтите все вышеприведенные факторы для получения достоверных данных.
Нижеприведенный вариант интересен тем, что он наиболее правдоподобно иллюстрирует современное состояние рынка российской глубинки, т.е. городской цикл (ведь дороги в провинции - это не МКАД) и невозможность установить и обслуживать современную систему газового впрыска (просто нет таких сервисов).
Возьмем стандартные ВАЗ 2110 с двигателями карбюратор 1.5 и 1.5i-16v
Карбюратор Инжектор
Снаряж. масса 1040 1080
Расход (ГЦ) 9.1 8.8
Здесь и далее (кроме специально оговоренных случаев) мы берем заводские технические данные. У кого-то расход топлива может оказаться на пару литров больше, у кого-то на пару литров меньше и все будут правы, но нам ведь надо от чего-то отталкиваться в наших теоретических изысканиях?
Применим к карбюратору все вышеприведенные вычисления (считаем что устанавливаем эжекторное - обычное вакуумное - ГБО).
Применим к инжекторному двигателю способ снижения расхода топлива (мы имеем на это право т.к. установка ГБО - тоже способ снижения денежных расходов на топливо), прошив ЭБУ экономичной прошивкой, работающей на обедненной смеси (например от хорошо зарекомендовавшего себя автора Asmodeus). По заверениям автора, его прошивка способна снизить расход топлива на 1-2 литра на 100 км. Похожее на правду, впечатление усиливается отзывами благодарных автовладельцев:
http://www.webforum.ru/wb.php?board=24457
Итого получим расход в ГЦ на бензине: 8.8-(1+2)/2=7.3 л/100 км
Посчитаем расход газа в ГЦ: 9.1*(1.22+0.062)+1=12.66 л/100 км
Расшифровка: расход карбюраторной машины на бензине * ( коэффициент разницы в теплотворности 1 л топлива + коэффициент разницы снаряженных масс автомобилей с ГБО и без оного ) + 1 литр дополнительного расхода из-за отсутствия режима ПХХ
Стоимость установки ГБО берем за 9310 руб.
http://www.ecomobile.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=28
При езде на бензине имеем: 7.3*18=131 руб./100 км
При езде на газе имеем: 12.66*8.7=110 руб./100 км.
Теперь осталось учесть факторы 4 и 5.
4) Просто вычтем 1/4 от полученной выгоды: 131-(131-110)/4=126 руб.
5) 25000*15=375000 км 9310/375000=0.0248 руб/км Т.е. 2.48 коп/км или 2 руб. 50 коп./100 км. 126-2.5=123.5 руб./100 км
ПОЛУЧИМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Итак, на газе ездить выгоднее. На 123.5-110=13.5 руб./100 км.
Вопрос в том, стоят ли 13.5 руб./100 км дополнительного геммороя и невозможности пользоваться багажником полноценно?
А ТЕПЕРЬ ОБРАЩАЮСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ. ОЧЕНЬ ХОЧУ УСЛЫШАТЬ ОТ ВАС КОММЕНТАРИИ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ ЗАМЕТКИ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.