Итак.... ВАЗ 21120, 1.5, 16V, выпуск - май 2004г.
После того, как прошла эйфория после покупки авто, а так же "срастания" со временем со своей машинкой, я стал замечать много различных артефактов в ее поведении, как то:
1. Иногда глохла при заводе на холодную. Машина заводилась, потом обороты понемногу падали и двигатель останавливался. При повторном заводе всё ок.
2. Плавание оборотов при прогреве.
3. При прогреве на первой или второй скорости, машина дергалась (я так думаю, следствие п.2).
4. Невозможность удержать обороты двигателя на одном месте. (На нейтралке).
5. При резком нажатии на педаль акселератора, двигатель сначала как бы захлебывался, а потом уже резко раскручивался.
6. При глубоком торможении двигателем и в дальнейшем нажатии на педаль газа был сильный толчок (я так думаю, следствие п.4). Отчетливее проявлялось на пониженных передачах.
7. Во время движения при резком отпускании педали газа сначала наблюдались толчки (от трех до шести), а только после шло плавное торможение двигателем. Отчетливее проявлялось на пониженных передачах.
8. При торможении двигателем и достижении примерно 1500 оборотов на пониженных передачах иногда появлялись сильные толчки. При выжимании и вновь отпускании сцепления (при этом не переключая скорость) толчки проходили.
9. Подвисание оборотов.
Всё это меня жутко достало, и я стал искать пути решения. Что я мог предпринять.
1. Обратиться к инжекторщику, заплатить денег и отремонтировать машину. Проконсультировавшись с несколькими специалистами из разных мастерских я понял, что многие занимаются откровенным надувательсвом (а в просторечии разводом). Я просил исправить конкретные вышеперечисленные дефекты, а получал в ответ: ?Мы посмотрим твою машинку, но никаких гарантий, что чего-то найдем. Давай 400 руб.?. Нет, ну как вам такие ответы. Естественно я говорил про себя ?Пошли в жопу? и уезжал.
2. Разобраться самому. Тем более мне было интересно (чем я и занялся).
3. Обратиться к нормальному инжекторщику. Для этого нужно было его найти, порасспрашивав на форумах. (И всё равно нужно было знать многое об ЭСУД, чтоб не чувствовать себя неуютно в общении с профи).
Я выбрал второй путь. Хоть он был более трудоемким, но? менее затратным в финансовом плане. Первым делом начал изучать матчасть взятую с различных сайтов и из форумов. Проверил датчики. Выявил осциллографом неисправность ДПДЗ. В Датчике Положения Дроссельной Заслонки был дребезг. После его замены вычеркнул из списка дефектов п.9 ? подвисание оборотов. Остальные датчики были в пределах допуска.
После того, как я пришел к выводу, что с датчиками и исполнительными механизмами было все в порядке, я решил выяснить какой Электронный Блок Управления (ЭБУ) и с какой прошивкой у меня эксплуатируется в машине, собрать в инете информацию по ним и далее обдумать дальнейшие шаги.
С матами и чертыханиями, по причине жуткого доступа к блоку управления, я снял с машины ЭБУ (для этого открутил с двух сторон нижние крышки, снял минусовую клемму с аккумулятора, отщелкнул разъем с блока управления, открутил гайки держащие ЭБУ, вытащил этот блок). Выяснил, что блок у меня Январь-5.1 (2112-1411020-41) с прошивкой J5V05L19. В инете выяснил, что эта не самая лучшая из существующих прошивок. С сайта
www.chiptuner.ru скачал последнюю заводскую прошивку J5V05N35, которую в дальнейшем планировал залить в ЭБУ. Даже если какой-то элемент и был неисправен в автомобиле, хуже от новой прошивки все равно не было бы. Но ее же нужно было каким то образом залить в ЭБУ. И я приступил к следующему этапу. Полез снова в инет).
После поисков пришел к выводу, что необходимо спаять K-line адаптер. Что я сделал: За основу мною была взята схема и печатная плата с сайта
http://ch.pp.ru/12-misc/12k-line1.htm. Взял розетку RJ45, выкинув из нее плату. К плате адаптера с одной стороны добавил DB-9 разъем и размеры этой платы сделал аналогичные размерам вытащенной из розетки платы. Таким образом я получил аккуратненькую коробочку с одной стороны которой торчит небольшой хвостик с разъемом DB-9 для подключения к COM порту компьютера, а с другой, встроенный в коробочку разъем DB-9 для подключения к нему переходников под нормы Евро-2, Евро-3, либо переходника для перепрошивки ЭБУ. (Эх? вспомнились времена сборки синклера))). Адаптер заработал практически сразу. Я перепутал анод с катодом диода по питанию))). Давненько чет в руки паяльник не брал. На исправление ушло 5 мин. Так же спаял переходники от адаптера к разъему Евро-2 и от адаптера к разъему ЭБУ.
На следующий день с кладовки достал ноут (486), залил в него первую диагностическую программу Auto2, подключил все к машине и запустил. Всё сразу заработало. После поскачивал еще кучу диагностических программ, из которых заслуживают внимание только AutoVAZ_new и MT1209. Ито? с помощью них я понял, что всё работает и что отсутствуют ошибки сохраняющиеся в ЭБУ во время эксплуатации авто.
Ну и собственно завершающий этап. Скачал с инета программу загрузки прошивок, в пятницу снял ЭБУ с авто (оставил себе субботу и воскресенье для отката), вечером перепрошил ЭБУ и заодно поигрался с программой загрузки. В субботу поставил ЭБУ на место в машину (опять же с матами), включил зажигание и ? тишина. Ну думаю, вот мол и грабли. Но всё обошлось. Не доткнул разъём в ЭБУ. А дальше?
Билин, не поверите, нарадоваться не мог. Практически все артефакты исчезли. Появилась таааакая мягкость в работе двигателя. Сейчас езжу и наслаждаюсь. А промучился 2 года!
Итоги.
1. Иногда глохла при заводе на холодную. Машина заводилась, потом обороты понемногу падали и двигатель останавливался. При повторном заводе всё ок. [color=orange]Дефект пропал. В форуме кто-то жаловался на этот дефект.[/color]
2. Плавание оборотов при прогреве. [color=orange]Дефект пропал. В форуме кто-то жаловался на этот дефект.[/color]
3. При прогреве на первой или второй скорости, машина дергалась (я так думаю, следствие п.2). [color=orange]Дефект пропал.[/color]
4. Невозможность удержать обороты двигателя на одном месте. (На нейтралке). [color=orange]Дефект пропал. В форуме кто-то жаловался на этот дефект.[/color]
5. При резком нажатии на педаль акселератора, двигатель сначала как бы захлебывался, а потом уже резко раскручивался. [color=orange]Дефект пропал. [/color]
6. При глубоком торможении двигателем и в дальнейшем нажатии на педаль газа был сильный толчок (я так думаю, следствие п.4). Отчетливее проявлялось на пониженных передачах. [color=orange]Толчка практически нет.[/color]
7. Во время движения при резком отпускании педали газа сначала наблюдались толчки (от трех до шести), а только после шло плавное торможение двигателем. Отчетливее проявлялось на пониженных передачах. [color=orange]Дефект остался, но стал управляемым. Для устранения дефекта нужно акселератор бросать не резко, а чуть с задержкой. При экстренном торможении отпускать педаль газа с одновременным выжимом сцепления. Причем интересный факт. Дефекта нет пока машина полностью не прогрета.[/color]
8. При торможении двигателем и достижении примерно 1500 оборотов на пониженных передачах иногда появлялись сильные толчки. При выжимании и вновь отпускании сцепления (при этом не переключая скорость) толчки проходили. [color=orange]Дефекта практически не наблюдается.[/color]
Ну вот и всё. Конечно, не всё было так гладко, как описано, пришлось перелопатить кучу информации, первый раз разводить утюжным методом и вытравливать плату (в этом процессе активное участие принимали супруга и дочка. Тож было до чертиков интересно, что получится), искать разъем для подключения к ЭБУ (кстати, переключатель зажигания встроил в сам разъем, а питание взял от БП компьютера через стандартный штекер. Очень аккуратно получилось) и многое другое.
Далее планировал купить коммерческую прошивку, сделать двухрежимную прошивку, но подумал, что лучшее враг хорошему и отказался от этой затеи.[img][/img]