Цитата:На предприятиях текстильной промышленности провинции Гуаньдун существенно снизилось количество новых заказов, а склады уже переполнены товарами. Со снижением темпов роста экономики и ростом затрат Китай отдаёт свой статус фабрики мирового масштаба странам Юго-Восточной Азии.
Работницы на трикотажной фабрике в городе Хэфэй провинции Аньхой на востоке КНР, 2011 год. Для текстильной промышленности в Китае наступили тяжёлые времена. Фото: STR/AFP/Getty Images
Провинция Гуандун, на юге Китая, считается наиболее благоприятным местом для развития бизнеса в этой стране. Здесь сосредоточено много крупных предприятий, в том числе западных брендов.
«Новых заказов в этом году минимум на 30% меньше, чем в прошлом году. Цена на продукцию ниже, зато стоимость рабочей силы выше. С ростом стоимости рабочей силы на 20%, доходы значительно снизились», — говорит Чэнь, менеджер текстильной фабрики в Гуанчжоу, административном центре провинции Гуандун.
У швейной промышленности КНР происходит спад, сообщил он в интервью Великой Эпохе. Чэнь также сказал, что уровень продаж на локальном рынке тоже падает, а это в свою очередь влечёт масштабные увольнения рабочих местных фабрик.
Инфляция вызвала рост цен, и в результате ухудшила условия для производства. Экономисты считают, что такая инфляция цен на сырье и повышение заработной платы, возникли в связи с тем, что власти Китая ослабили контроль над валютной и фискальной политикой с целью преодоления финансового кризиса. Также причина в том, что КНР опирается на американский доллар.
В городке Далан провинции Гуаньдун, где наибольшее скопление фабрик производства хлопка, с трудом выдают рабочим зарплату.
«Обычно месячная зарплата простых рабочих составляет 2500 юаней ($393). Опытные специалисты и менеджеры получают по 3500 ($550) и 5000 ($787) соответственно», — говорит владелец трикотажной фабрики в Далане Сяо Цян и добавляет, что его бизнес испытывает трудные времена.
Поскольку количество заказов от западных компаний снизилось, другие фабрики области превратились в ожесточённых конкурентов. «Иногда я не хочу брать заказы потому, что цена слишком низкая, — говорит Сяо. — Много других фабрик используют цифровые станки для производства. Если ты не хочешь взять заказ, вскоре кто-то другой возьмет его».
Чтобы справиться с новыми конкурентными условиями на рынке, предприятия уменьшают зарплату и увольняют работников. На одной из старейших пошивочных фабрик в Далани «Синъе», где раньше работало 1300 рабочих, сейчас осталось только 500.
По данным государственного делового журнала China Securities Journal, в этом году количество заказов в «Синъе» снизилось на 50% по сравнению с прошлым годом — такого спада не было даже во время мирового финансового кризиса, охватившего мир в 2008 году.
Такая же ситуация наблюдается в других производственных отраслях и в других регионах Китая. Ежедневная газета «Южная столица», сравнительно независимое издание города Гуанчжоу, сообщает, что в городе Дунгуань в июле обанкротилась фабрика игрушек «Гуаньюэ». Нынешний владелец Ай Лицзю купил фабрику у самого богатого человека Азии — китайца Ли Кашина — в 2008 году.
Не только китайские бизнесмены покидают рынок. Wall Street Journal сообщает, что Adidas объявил о намерении закрыть свою фабрику в Сучжоу до конца этого года. Кроме того, ежедневная газета International Finance, подконтрольная партийной газете Жэньминь жибао, сообщила, что 300 китайских фабрик, производящих спортивные товары для известных брендов, получили сообщение, что договор о сотрудничестве с ними не будет продлён.
По данным The Daily Telegraph, в компании Adidas утверждают, что платили $130 в месяц камбоджийским рабочим, которые производили продукцию бренда на Лондонские Олимпийские игры. Эта плата гораздо ниже, чем та, что Adidas платил своим китайским рабочим в Сучжоу. Китайцы получали $472 (3000 юаней) в месяц, согласно информации Securities Daily.
Учитывая разницу в расходах, теперь такие страны как Бангладеш, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа и Индия — потенциально очень выгодные страны для производства одежды. На это уже обратили внимание крупные западные компании.
Сейчас не только западные предприятия начали перемещать своё производство. Как сообщают государственные средства массовой информации, наряду с известными западными компаниями, китайские производители одежды также переводят производство в Юго-Восточную Азию.
Генеральный директор корпорации «Одежда Лицаньчэн» Сяоюй Цзин говорит, что дешёвая рабочая сила — это главное преимущество Юго-Восточной Азии.
Она сказала, что компания платит рабочим во Вьетнаме и Камбодже четверть той суммы, которую они платили китайцам.
Дешёвая рабочая сила — не единственный плюс этого региона. Некоторое сырье, необходимое для производства, значительно дешевле в Юго-Восточной Азии. Например, в Китае стоимость хлопка составляет 19 800 юаней за тонну ($3114), что на 5000 юаней ($787) дороже, чем в регионах Юго-Восточной Азии.