http://www.autostat.ru/news.asp?t=1&n=4282
Цитата:Для выхода АВТОВАЗа из кризиса нужна консолидация здравых сил
Главная причина всех неудач АВТОВАЗа на протяжении последних нескольких лет кроется в «неэффективном собственнике», а точнее группе собственников, которые имеют совершенно разные интересы. К такой вывод делают специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ», проведя анализ ситуации вокруг АВТОВАЗа и подготовив на эту тему специальный отчет.
Аналитики констатируют, что французской компании Renault нужен российский рынок и совершенно неинтересны проблемы города и завода. Компания «Тройка Диалог» вообще не проявляет интереса к своему активу, а государство в лице «Ростехнологий» окончательно запуталось со своей стратегией по отношению к АВТОВАЗу.
Как итог – отсутствие общих целей и задач, кадровая «чехарда», постоянно меняющиеся противоречивые решения, невозможность сформировать команду из компетентных управленцев и полное непонимание на «среднем уровне» вазовского руководства, что и как нужно делать.
По мнению директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова выход в сложившейся ситуации один - в консолидации тех здравых сил, которые существуют на АВТОВАЗе и вокруг него. Необходимо поставить единые цели и задачи, «прорисовать» четкое видение перспектив и сформировать профессиональную управленческую команду. При этом нужен "расклад сил", в котором необходимы три составляющие (эффективная команда менеджеров, государство и иностранный партнер), каждая из которых должна выполнять свою функцию.
Эффективная управляющая должна быть сформирована из профессиональных менеджеров, имеющих большой опыт в области автопрома. При этом можно использовать внутризаводской кадровый потенциал, а также привлечь «старые кадры» и сторонних менеджеров, в том числе иностранных. Главная задача этой команды – быстрый вывод предприятия на уровень операционной безубыточности за счет агрессивной маркетинговой политики (аналитики «АВТОСТАТ» в отчете формулируют основные её принципы), сокращения затрат и других внутренних резервов. Последующие задачи связаны с развитием предприятия.
Задача государства - в создании благоприятных условий для вывода АВТОВАЗа из кризиса. При этом напрямую давать деньги АВТОВАЗу ни в коем случае нельзя. Необходимо на время существенно снизить налоговую нагрузку, обеспечить завод госзаказами примерно на 15-20% объема выпускаемой продукции, договориться с основными кредиторами (Сбербанк и ВТБ) о долгосрочной пролонгации кредитных договоров и субсидировать процентные ставки по ним. Кроме того, в рамках общей концепции развития автопрома России более активно стимулировать спрос на отечественные автомобили и создать условия для развития автокомпонентной индустрии.
Задача иностранного партнера в совместной разработке долгосрочной стратегии развития и постепенном процессе интеграции с АВТОВАЗом. При этом на первом этапе модельный ряд иностранного партнера должен не замещать модельный ряд АВТОВАЗа (как это предусмотрено в стратегии Renault), а дополнять его. В перспективе должна быть разработана совместная общая платформа, с последующим её масштабированием до объемов, выгодных для глобальных поставщиков.
По мнению Сергея Целикова, при реализации такого сценария уже в 2010 году АВТОВАЗ мог бы освободиться от прямых вливаний со стороны государства и перейти на нормальный режим работы с планомерной модернизацией производства и построением новой бизнес-модели. При этом, город Тольятти нужно развивать именно как столицу российского автопрома, привлекая сюда другие сборочные предприятия, считает аналитик. Потенциально к 2015 году на «тольятинской площадке» можно было бы собирать до 1,5 млн. автомобилей разных марок. А это стало бы катализатором формирования в Тольятти (в т.ч. в нескольких ОЭЗ) новой автокомпонентной индустрии, превратив регион из депрессивного в один из самых перспективных для развития бизнеса.
Очень правильная мысль о том, что у всех совладельцев свои интересы. И это правительству необходимо учитывать. Вот сейчас пытаются навязать "Рено" увеличение доли до контрольного пакета. Естественно, французов настораживает просьба вваливать деньги не под конкретные задачи, а в "бездонную бочку". Ведь для "Рено" совсем не интересен существующий модельный ряд ВАЗа, проект Low Cost и проект С - их интересует только собственная платформа В0.
ИМХО все же желательно было бы с помощью дочерних предприятий разделить на конкретные задачи с конкретными исполнителями.
1. "Рено-Ниссан" с использованием производственных мощностей ВАЗа создает производство моделей на базе платформы В0. Деньги французов вкладываются только в этот конкретный проект. Ответственный - французский менеджер в ранге вице-президента ВАЗа.
2. Существующая производственная программа ВАЗа, ее модернизация и решение вопросов по сокращению численности персонала и выхода на безубыточный уровень. Этим должна занимться команда Комарова с привлечением госсредств в виде беспроцентных кредитов для выплаты досрочных пенсий и выходных пособий.
Но, главное, в рамках повышения качества автомобилей и комплектующих, необходимо проанализировать выпускаемый модельный ряд на наличие слабых мест, и разобраться в их причинах: конструкторская недоработка, устаревшая или нарушаемая технология, человеческий фактор. И с привлечением кредитных госсредств под низкие проценты решить проблемы качества в части устаревших технологий и изношенного оборудования, делая основной упор на поставщиках комплектующих.
Ну, например, стойки СААЗ в общем-то устраивают среднего потребителя по характеристикам, но не устраивают нестабильным качеством. Делается анализ, что надо поправить в производстве, какое оборудование установить, чтобы улучшить качество, можно с привлечением на консультацию за деньги производителей более качественных изделий, например SS20 или "Плазы", или именитых иностранных.
К электроусилителям сейчас претензий нет, к шаровым опорам и рулевым наконечникам тоже. А вот КПП - спросить, что нужно для производства качественной МКПП конструкторов и технологов, обновить оборудование и т.п.
3. Проект бюджетного авто Low Cost на базе Калины.
На п.п. 2 и 3 использовать обещанные Путиным 55 млрд. руб. но ТОЛЬКО под КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ программы, с назначением персонально ответственных, составлением календарных графиков с контрольными промежуточными этапами и проверкой на этих промежуточных этапах что сделано/не сделано/почему/кто виноват. А то иначе деньги пропадут/уйдут на бонусы/швейцарские часы/Тойоты и т.п. У нас в "Пензенской горэлектросети" при подключении объекта к электросети взимается плата в зависимости от потребляемой мощности объекта за подключение в рамках инвестиционной программы. Так вот, это деньги целевые, они предназначены ТОЛЬКО для развития электросетей 10кВ, и ни на какую мебель, премии или служебные авто их нельзя пустить, их использование подлежит строгому отчету.
4. Тройка-Диалог и Ростехнологии на основе полученных с "Рено" 660 млн. евро за 25% акций ВАЗа создают производство разработанного проекта-С, не привлекая к финансированию и не затрагивая при этом интересов партнеров из "Рено-Ниссан", которым производство проекта-С неинтересно. Конечно, все это возможно только при желании президента и премьера не на публику, а реально выяснить у Ростехнологий и Тройки-Диалог, куда делись пресловутые 660 млн. евро. Ну, Генпрокуратура им в помощь
Не согласен с Сергеем Целиковым в одном - бесполезно ждать инвестиций иностранцев в создание альтернативных поставщиков комплектующих в России. ИМХО не будут они в РФ вкладывать, им выгоднее это делать в ЮВА и Южной Америке. Это доказывает практически полное отсутствие инвестиций в производство комплектующих в докризисные годы, когда шло массовое создание сборочных производств и когда авторынок России стал вторым в Европе, а уж теперь-то с нашим пятым местом и надеятся нечего.
ИМХО вся надежда только на модернизацию производства традиционных отечественных производителей автокомплектующих, и здесь без господдержки не обойтись. Не придут добреньгие заграничные дяди с Запада и не создадут нам производство комплектующих - им Китай более интересен. Так что надежда только на своих.mr1 писал(а): ничего ему не дали и ещё ВАЗ остался им должен за некие технологии,
Не, ну вроде, слава Богу, не взяли пока кредит на лицензию на двигатели и платформу во французском банке. хотя 55 млн. евро отдать реношникам успели.
mr1 писал(а):В любом случае у Рено только один интерес на ВАЗе - угробить конкурента.
Ну может, не совсем так. Их интересует выпуск на ВАЗе моделей на своей платформе В0 и локализация производства комплектующих для "Логана". А вот существующий модельный ряд и, особенно, новые разработки ВАЗа их не интересуют и даже мешают. Думаю, французы спят и видят, как бы превратить ВАЗ в "безмозглое" производство, пользующееся разработками французкого центра, А НТЦ ВАЗа прикрыть.мим писал(а):. Уже существует положительный опыт существования одного автомобиля, сделанного на одном заводе под разными брендами.
Я лично не спорю с этим. У меня вызывает сомнение основная ставка на модель, которая будет существенно дороже существующего модельного ряда ВАЗа, которая относится к классу В, да еще в условиях обнищания населения. Ну сомневаюсь я, что тот же Логан MCV будет продаваться в больших количествах, особенно учитывая то, что собираться он будет из импортных комплектующих, закупаемых за евро. ИМХО нельзя ВАЗу бросать свои наработки.мим писал(а):Пошла информация что на базе НТЦ хотят сделать исследовательский центр НАМИ, то есть взять его под крыло государства.
Боюсь, как бы не стал он бесхозным. Уморят его, не будет нормального финансирования. А вот каждая уважающая себя автомобильная компания, работающая на перспективу, имеет СВОЙ НТЦ.мим писал(а):и позиционировать С по цене фокуса, - тоже не кажется мне блестящей.
Просто надо еще понимать, с какой ценой Фокуса сравнивать. Лады собираются преимущественно из отечественных комплектующих, их цена от курса валюты не зависит. И если проект-С будет продаваться в нише 400-500 т.р. (цена Фокуса в 2008г.) с приемлемым качеством, ИМХО Фокусу, Сиду и Астре придется несладко. Кризис слегка поменял условия. SLAVA 932 писал(а):напрямую давать деньги АВТОВАЗу ни в коем случае нельзя
А это абсолютно правильно. Надо давать заработать, а не получить. Незаработанные деньги развращают, не стимулируют к работе.мим писал(а):SLAVA 932
если ты помнишь, то С пытались сделать вместе с Магной и дешевые комплектующие там, как я слышал никак не получались...
Все относительно. В 2007-2008 г. это одно соотношение по цене с комплектующими, выпущенными в Китае и Корее (см. расцвет сборочных производств в России), в 2009 - совсем другое. Именно из-за этого Приора лидер продаж - курс валюты в кризис уходит в отрыв, и отечественные комплектующие, закупаемые за рубли, рулят. А Магна ИМХО просто нажилась на ВАЗе.SLAVA 932 писал(а):А Магна ИМХО просто нажилась на ВАЗе.
Не без этого наверное...мим писал(а):реконструкция одной из старейших ниток сборки и 75 процентов ее стоимости вроде как возьмут рено и ниссан
Откуда инфа? Пока Эстев заявляет только технологии, денег - нетtdk писал(а):Скорее всего французы начнут с ОПП делать свои поделки - прошла инфа, что оно закрыватеся для спецсерий АвтоВАЗа. .
Прошла инфа, вроде как озвученная Комаровым, что на территории ОПП будут располагаться новые фирмы "Реформинг" и "Перспектива"mr1 писал(а):С Рено вообще не надо было связываться. Вышло, что французы получили долю в ВАЗе, ничего ему не дали и ещё ВАЗ остался им должен за некие технологии, которых, повторяю, никто не видел.
В любом случае у Рено только один интерес на ВАЗе - угробить конкурента.
ЧТо значит ничего не дали? А 1,3 миллиарда баксов за 25% акций, это фигня чтоль какая то?
По теме: единственный выход - стать сборочным предприятием или на крайняк продать все скопившиеся запасы авто и купить сборочную лини второго гольфа.Skiff писал(а): А 1,3 миллиарда баксов за 25% акций
660 млн. евро это не 1,3 млрд. баксов
Sipe писал(а):только вот для того, чтобы это все реализовать, ВАЗ, в его нынешнем виде, нужно банкротить, ибо ни один вменяемый совладелец выводить активы из принадлежащего, пусть и частично, предприятия не даст
Не, ну как понять выводить - пусть "Рено-Ниссан" в счет своей доли используют нитку конвейера классики, модернизировав ее. ИМХО это гораздо лучше, знать, что твои деньги пойдут на производство нужных тебе машин, а не вваливать бабло в одно общее аморфное понятие "завод" и в итоге получить только обновление автопарка топ-менеджеров ВАЗа. А под проект-С "Ростехнологии" и "Тройка-Диалог" пусть создают отдельное сборочное производство: или строят новый цех в Тольятти, или покупают "Ижмаш" и собирают вместо помершей "Спектры" - качество сварки сборки и окраски там вроде приемлимое.