методика известная! с незапамятных времён
За мою долгую историю автомобилиста (ещё с советских времён) мне приходилось не раз реанимировать аккумуляторные батареи, затрачивая на это минимум средств, но много времени. Сразу оговорюсь, заниматься разборкой и перепайкой пластин я не собирался – это уже ремонт. Возраст реанимируемых батарей не превышал 3 лет. Возможно, кому-то пригодится этот опыт.
Опишу лишь пару последних случаев, самых «криминальных».
Исходные данные: имелись две батареи
1.55 А\ч импортная (малообслуживаемая)
Срок эксплуатации 3 года, после чего заморожена, до состояния распухших боковин корпуса (вздулись на 0.5-0.8 см) Напряжение на «холостом» ходу: 10,05 Вольт Плотность электролита: 1,05 т.е. практически вода
2. 40 А\ч импортная (так называемая гелевая, герметичная) Простояла в неотапливаемом гараже более 2-х лет, не трогалась ни разу Напряжение на «холостом» ходу: 10,0 Вольт
Вам понадобятся:
1.зарядное устройство, способное обеспечить Iзар.= 0 – 6А (номинальный ток заряда)
2.нагрузочное сопротивление (у меня был резистор R= 2.5 Ом и P=100 Вт), можно использовать автолампу 55 Вт
3.вода дистиллированная в необходимом объёме
4.корректирующий электролит плотностью 1,4
5.ареометр (измеритель плотности электролита)
6.желание, время этим заняться и ВЕЛИКОЕ ТЕРПЕНИЕ!
Далее (чисто из «спортивного» интереса) начата процедура:
********************************************************
даже не пытайтесь заряжать замёрзшую батарею! Испортите окончательно! Если она ещё жива.
1. приносим замерзшую батарею домой, и оттаиваем её не менее 1-х суток
2. если уровень электролита мал, доливаем воду. (Только дистиллированную воду! Ни в коем случае не кислоту! Кислота из батарей не испаряется, а переходит в состав солей PbSO4, т.е сульфатируются пластины)
3. пытаемся провести КТЦ (контрольно-тренировочный цикл):
заряжаем батарею номинальным током = 5-6 А (время заряда, соответственно ёмкости Вашей батареи)
4.измеряем по окончании заряда плотность электролита в каждой банке (у меня после 1-го КТЦ плотность поднялась до 1,15). Плотность может отличаться в разных банках на 0.1-0.2. Если в какой-то банке плотность так и осталась в районе 1 (единицы), то выход, лишь один – на помойку! Скорее всего, в этой банке КЗ (замыкание пластин) - осыпался состав, наполняющий пластины. Можно попытаться промыть дистиллированной водой и слить, вытряхивая шлам (так называется осыпавшийся состав), но думаю, смысла в этом нет.
Дальнейшую работу будем проводить строго с малыми токами заряда (я это делаю с током = 0,3-0,4 А)
1.заряжаем батарею малым током Iзар. = 0,3-0,4 А, занимает примерно 140 час (5-6 дней)
2.разряжаем батарею через резистор до напряжения (не ниже 10,5 Вольт) и засекаем время разряда
3.проделываем процедуру по п.1-2 несколько раз. Обычно хватает 3-4 раза.
В результате плотность электролита в банках должна подняться до 1,24-1,26. Скорее всего (я не химик) происходит частичное растворение солей PbSO4 (очень трудно растворимое соединение), уменьшается сульфатация пластин, задействуются более глубокие слои пластин. Более 3-4-х раз проделывать это не имеет смысла, т.к. если это происходит, то и хорошо. Если этого не произошло –
НЕ РЕАНИМИРУЕТСЯ!
4. сливаем старый электролит, разводим корректирующий электролит (1,4) до плотности 1,28 и заливаем батарею заново. Заряжаем, если нужно номинальным током.
Проводим итоговую разрядку номинальным током до напряжения не ниже 10,5 Вольт и засекаем время разряда. Ёмкость полученная = ток разряда * время разряда. Если получится 70-80 % от обозначенной на корпусе батареи, то ещё поживёт. Заряжаем и пользуемся.
По описанной процедуре, «восстановлено» около 2-х десятков аккумуляторных батарей.
Теперь о результатах «реанимации»:
1. 55 А\ч импортная (малообслуживаемая) После реанимации:Разрядка через резистор R=2,5 Ом (ток примерно=4,8 А) до напряжения 10,5 Вольт заняла чуть меньше 11 часов, т.е. батарея отдала 51 А\Ч –около 95% ёмкости
********************************************************
Теперь о «герметичной» (гелевой) батарее. От длительного времени хранения, электролит в ней усыхает. Батареи малой ёмкости (обычно до 12 А\час) действительно герметичные, а вот батареи большей ёмкости имеют отверстия из каждой банки, закрытые пробками и заклеенными пластмассовой крышкой, это зависит от производителя. Попадаются и действительно герметичные, т.е. совершенно без отверстий и вклеенной заглушки. Но это не наш случай. Здесь пробуем зарядить по процедуре с п1 по п.3 и в зависимости от результата, либо пользуем, либо выбрасываем.
Если заглушка имеется, то:
1.вскрываем заглушку, поддевая ножом за край
2.снимаем пробки
3.заливаем шприцем в каждую банку, примерно, 50-100 мЛ (50-100 грамм) дистиллированной воды
4.затыкаем пробки обратно
5.по процедуре п.1-п.3 проводим КТЦ
6.проводим итоговую разрядку номинальным током до напряжения не ниже 10,5 Вольт и засекаем время разряда. Ёмкость полученная = ток разряда * время разряда. Если получится 70-80 % от обозначенной на корпусе батареи, то ещё поживёт.
Результат:
40 А\ч импортная (так называемая гелевая, герметичная) После реанимации: Разрядка через резистор R=2,5 Ом (ток примерно=4,8 А) до напряжения 10,5 Вольт заняла чуть больше 7 часов, т.е. батарея отдала 34 А\Ч – около 85% ёмкости
проводим итоговую разрядку номинальным током до напряжения не ниже 10,5 Вольт и засекаем время разряда. Ёмкость полученная = ток разряда * время разряда. Если получится 70-80 % от обозначенной на корпусе батареи, то ещё поживёт.
Желаю успехов настойчивым и терпеливым!
Если Вы себя к этой категории не относите, то Вам – счастливого пути в магазин!
Пожелание: держите зимой батарею хорошо заряженной!!! Сильно разряженная батарея замерзает уже при температуре - 5 -7 градусов!!!
В замен замёрзшей батареи была куплена новая (езжу постоянно), а потом уже все эксперименты с ней.
[/b]