http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_2005_08_16_14_2836.html
Актер Алексей Чадов специально для "Итогов" протестировал новый российский автомобиль "Лада-Калина"
Нечасто отечественный автопром радует нас чем-то новеньким, но все же иногда это случается. И вот я пересаживаюсь со своего "баварца" BMW 325i на российскую "Калину". Что ж, прокатимся...
Знакомство
Среднеевропейский типаж - так я бы охарактеризовал внешний вид этого авто. Облик "Калины" имеет много иномарочных дизайнерских решений, есть даже отдельные черты, которые, можно сказать, слизаны у конкретных моделей. Хотя сегодня одни и те же фишки используют различные фирмы, и никто ведь не жалуется, что Audi позаимствовала у BMW сдвоенные фары или наоборот, - просто конструкция "пошла в массы". Так что если отечественный автопроизводитель решил последовать примеру своих зарубежных коллег, то что в этом плохого?.. Фары вот "хрустальные" получились очень даже симпатичные, да и обводы кузова тоже вполне гармоничны. А внешние ручки, к слову, могли бы сделать посовременнее, как на иномарках, откидывающиеся вверх.
Несмотря на довольно скромный внутренний интерьер, уселся я комфортно, руль даже регулируется. Эх, еще бы и зеркала сервоприводами снабдить. Место под джойстик уже предусмотрено - на пульте в водительской двери рядом с кнопками стеклоподъемников, - но "в базе", естественно, оно пустует, этот элемент доступен только в более дорогих комплектациях.
Недорогой пластик салона хвалить не буду, но и ругать особенно тоже, он вполне подходит классу данного авто. Зазоры между панелями, конечно, имеются, но в пределах современных норм, бардачок закрывается вполне плотно. Однако внутренние ручки открывания дверей какие-то топорные, да и хлипкие на вид. Материал салона довольно скучный, серый, с рисунком а-ля абстракционизм. Если уж делать "бюджетно", то, на мой вкус, можно было бы взять ткань в клеточку или в звездочку. Руль, наоборот, понравился, он очень "хваткий", обивочка на нем соответствующая, в руках не скользит. А вот рычаг КПП зачем-то сделали "красивым-гладким", смотрится он действительно неплохо, только вот из рук иногда выскальзывает, особенно в жаркую погоду (мне как раз повезло с такой). Ему для отделки больше подошел бы тот же самый материал, который использовали на баранке. Ну да не будем придираться.
На задних сиденьях места оказалось неожиданно много. Ради эксперимента я посадил в авто четверых ребят роста выше среднего и с более чем солидной комплекцией - охранников. И, к моему удивлению, все они уселись там очень комфортно, на тесноту не жаловались. "Похоже, и наши наконец научились чему-то", - проронили ребята, привыкшие к просторным джипам. После этого я обследовал багажник. Опять-таки, как и у современных европейских машин, его вид снаружи не соответствует внутреннему объему - кажется, что багажника у "Калины" совсем нет, а потом выясняется, что он очень даже. 380 литров, конечно, не рекорд, но сумки-чемоданы уместятся.
Поехали
Для авто В-класса объема 1,6 литра более чем достаточно - если чуток не рассчитать газ, трогается наша "Калина" под свист "отжигаемой" резины. Но есть и другой вариант: отпустить сцепление на холостых оборотах - и машина медленно поедет, мощности двигателя для этого вполне хватает, причем тянет он и на низах, и на верхах. Разгон довольно шустрый, на светофорах можно "делать" практически всех одноклассников или даже машины рангом повыше. Например, я гонялся с Volkswagen Golf-IV 1,6 и чести российского автопрома не уронил. Вот только коробка тут туговата, передачи включаются лишь посредством солидного усилия, совсем не по-иномарочному, а, наоборот, по-нашему. Даже в допотопной "классике" старая итальянская коробка куда легче.
К тормозам претензий нет. Руль оборудован электроусилителем и на месте вращается как игрушечный, а на скорости становится тугим. Только вот передаточное отношение в рейке очень большое, а потому оборотов в рулевом колесе явно многовато, иногда баранку даже приходится перехватывать. По моему мнению, тут тольяттинцы явно недоработали.
К подвеске также никаких особых претензий у меня не возникло, она вполне адекватна нашим дорогам, видно, что ее проектировали люди, знающие не понаслышке об одной из главных российских бед. Большой клиренс позволяет с легкостью залезть на любой бордюр, так что парковаться на "Калине" одно удовольствие. Но основное испытание - это наш знаменитый российский проселок. Я нашел такой надалеко от своего дома: вокруг аэропорта Внуково сейчас идет бурное строительство, и дороги там еще те - тяжелые самосвалы их раздолбили хуже некуда. Скорость держу среднюю, около 60-70 км/ч. Пробоев на кузов не чувствую, пружины и амортизаторы вроде бы справляются со своими обязанностями, шум от их работы не напрягает. Больших кренов кузова на неровностях рельефа я тоже не заметил. Хотя автомобиль и не самый приземистый, в поворотах от вертикали он не сильно отклоняется - значит стабилизатор поперечной устойчивости работает как ему положено.
Если сравнивать "Калину" с "народными" иномарками, которыми сейчас наполнен российский рынок, то, наверное, у отечественной конструкции все же есть право на жизнь. Ее козыри - это ремонтопригодность и невысокая стоимость запчастей.
А вот аэродинамика "Калины" преподнесла мне настоящий сюрприз. В ливень я случайно открыл оба передних стекла, и вода меня не залила! Я так и ехал, покуривая в открытые окна, при этом салон комфортно продувался, но ветер мне волосы не лохматил и рубашку не срывал. Не знаю, специально так сделали или это просто случайно получилось, но факт сей не могу не отметить.
Кстати, печка тут тоже тихая, я ее гонял в режиме простой вентиляции, но на больших оборотах. Дует хорошо и не жужжит.
"Аппетит" тольяттинского В-класса почти что уложился в паспортные данные - в смешанном цикле он потребляет около девяти литров. Просто нужно учесть, что я на нем не просто спокойно катался, а еще иногда зажигал, вот расход и увеличился. Ночью оценил "хрустальную" оптику - светит прилично.
Что зачем
Сегодня московские дилеры просят за "Калину" порядка 260-265 тысяч рублей, или девять с лишним тысяч долларов. Отпускная цена завода - 7,5 тысячи долларов. Почему такая сверхприбыль - 25 процентов? Руководство "АвтоВАЗа" утверждает, что до конца года завод соберет 20 тысяч машин, а это не так уж и много, то есть автосалоны сейчас зарабатывают на дефиците. За эти деньги владельцу достаются относительно мощный двигатель, руль с электроусилителем, штатные подкрылки, передние стеклоподъемники и прочее, о чем я уже говорил. Много это или мало? Да, по сравнению со всеми прочими изделиями отечественного автопрома это бесспорный шаг вперед. Только вот за 8999 долларов уже можно купить Renault Logan - иномарку. При таком соотношении "наши" могут устоять перед "ненашими" только за счет разветвленной сервисно-дилерской сети, тут французы пока особой конкуренции тольяттинцам составить не в состоянии. Ну и цены нужно снижать, вообще-то норма прибыли дилера на машинах такого класса - десять процентов, не более.
А приложить руки к машине все равно придется. Я бы сразу поменял штампованные диски на литые, поставил более "спортивную" резину, более жесткие амортизаторы для активного драйва. Уплотнения вокруг фар тоже не помешали бы, в иномарках там совсем нет зазоров и проложена резинка, а тут ее нет, сэкономили в Тольятти "пять копеек". Рукоятка КПП, о которой я уже говорил, точно на замен. Вот ручки дверей - это уже плохо, заводу нужно как-то решать данную проблему. Обивку кресел тоже можно поменять - чехлы на сиденья отечественных авто совсем недороги.
Внешность "Калины" тут же навела меня на мысль, что этот автомобиль скорее "девичий". Наверняка 90 процентов водительниц "восьмерок" и "девяток", которые не собираются пересаживаться на иномарки, остановят свой выбор именно на ней.