XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось:
активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу;
появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли;
ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.
Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 — 70-х гг
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России, вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Значительно выросли ряды интеллигенции. Её духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, поднимали тиражи газет и журналов. На этой волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Яркий отпечаток на них накладывал свободолюбивый дух этой эпохи
С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.
Образование и просвещение.
В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наиболее известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне.
Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.
Образование
Периодика.
XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а.затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др.
Периодика
Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны,
Наука.
Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в: интенсивном накоплении фактического материала,
новых теоретических разработок и
в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий.
Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность.
Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение:
Математика. Настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; П.Л. Чернышёв открыл закон больших чисел; С.В. Ковалевская – первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889 г. ) – исследования в области математического анализа
Физика. Б.С. Якоби сконструировал электромотор; А.Г. Столетов осуществил фундаментальные исследования в области магнетизма и фотоэлектрических явлений; П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу (1876 г.); А.Н. Лодыгин – лампу накаливания; А.С. Попов изобрёл радиотелеграф (1897 г.)
Химия. Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; А.М. Бутлеров основал теорию химического строения вещества
Биология. И.М. Сеченов создал школу физиологии; И.И. Мечников – один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии (организовал в Одессе частную лабораторию, затем (1886, совместно с Н. Ф. Гамалеей) вторую в мире и первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями ), лауреат Нобелевской премии в 1908 г.; В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, разработал учение о географических зонах, научную классификацию почв; К.А. Тимирязев раскрыл закономерности фотосинтеза
История. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие,историки XIX в., как Н.М. Карамзин («История государства Российског»), С.М. Соловьев (29 томов «Истории России с древнейших времён», В.О. Ключевский («Курс русской истории»)создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.
География. П.П. Семёнов Тян-Шанский исследовал Тянь-Шань; Н.Н. Миклухо-Маклай изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе Новой Гвинеи; Н.М. Пржевальский осуществил экспедицию в Уссурийский край, Центральную Азию
Литература.
XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.
Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист — А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др.
Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.
Литература
Живопись.
Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Утверждение реалистического направления в живописи проходило в борьбе с закосневшими уже академическими формами и канонамии: в ноябре 1863 г. 13 выпускников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и покинули Академию. В 1870 г. часть из них образовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский.). Они устроили около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70 – 80-е годы. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.) в разных жанрах:
Живопись
Музыка.
Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» (название дал критик В.В. Стасов). Её основателем и руководителем стал М.А. Балакирев, членами были:
М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»),
Н.А. Римский-Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»),
А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»
Ц.А. Кюи (14 опер, среди них «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок»)
Мировое признание получил П.И. Чайковский, создавший жанр русской лирико-драматической симфонии. Ему принадлежит семь симфоний, три балета («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), семь опер (среди них «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички»), более 100 романсов и много других произведений, проникнутых тонким лиризмом и обладающих редкой силой эмоционального воздействия.
1859 г. – братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейн основали в Санкт-Петербурге Русское музыкальное общество
В 1862 г. в Санкт-Петербурге и в 1866 г. в Москве были открыты первые консерватории
Архитектура.
В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Йсаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д.
В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это,
во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению нового типа зданий,
с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея в Москве (В.А. Шервуд), «Спас на Крови» в Петербурге (А.А. Парланд и И.В. Макаров), Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др.
В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.
Скульптура
Театр
Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.
Культура народов России во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в., культура народов России достигла значительного развития. Украинская культура переживала те же процессы, что и русская культура. Демократические традиции творчества Тараса Шевченко развили и продолжили такие замечательные украинские писатели, как Марко Вовчок, И. Я. Франко, Панас Мирный и другие.
Марко Вовчок псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович (1834-1907). Прекрасное знание быта и нравов украинских крестьян, их устного творчества, тонкое чувство языка сделали ее блестящей украинской писательницей. Ее рассказы из народного быта, рисовавшие тяжелую жизнь крестьян, и особенно крестьянок, их борьбу за свободу, стали широко известны среди украинского народа. «Украинские народные рассказы» Вовчок переведены на русский язык И. С. Тургеневым. Писательница была близка к революционным кругам и в своем творчестве отразила революционно-демократические взгляды. Марко Вовчок оказала большое влияние на развитие украинской литературы.
Дорого украинскому народу имя замечательного писателя, ученого и общественного деятеля Ивана Яковлевича Франко (1856-1916). Родился он в Галиции, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю, в семье деревенского кузнеца. С юношеских лет принимая участие в освободительном движении, Франко выступал активным борцом за уничтожение австро-венгерского гнета. За это он неоднократно отбывал тюремные наказания. Творчество И. Я. Франко было разносторонне. Это был крупный поэт, замечательный романист и драматург, произведения которого пронизаны любовью к своему народуу раздумьем над его судьбой, глубоким пониманием его интересов. В своих книгах писатель выдвигал идею сближения всех славянских народов. Франко был крупным ученым-фольклористом, историком литературы и литературным критиком. Он перевел на украинский язык многие выдающиеся произведения русских и западноевропейских писателей, отдельные работы Маркса и Энгельса. Его творчество получило самую высокую оценку великого пролетарского писателя Максима Горького.
Крупным писателем революционно-демократического направления был Панас Мирный (1849-1920), создатель украинского реалистического романа. В своих романах он показал жизнь народа в период утверждения капитализма на Украине.
Больших высот во второй половине XIX в. достигло музыкальное искусство Украины, любимое всеми народами нашей страны. Выдающийся вклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор Н. В. Лысенко (1842-1912). На основе глубокого изучения дородной музыки он создал удивительно мелодичные, жизнерадостные произведения. Его оперы, особенно «Наталка Полтавка», до сего времени исполняются в наших театрах.
В тесном взаимодействии с русской культурой развивалась культура белорусского народа. Демократический подъем второй половины века вызвал к жизни расцвет белорусской поэзии. Замечательные белорусские поэты Ф. Богушевич и И. Неслуховский создали прекрасные произведения на русском и белорусском языках.
На формирование демократических взглядов Богушевич а большое влияние оказало учение Чернышевского, поэзия Некрасова и Шевченко. Широкую известность в Белоруссии получили сборники стихов Богушевича «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский». В своих произведениях пот выступал страстным защитником обездоленного и угнетенного белорусского крестьянина.
Янка Лучина (И. Неслуховский) по образованию был инженер. Он окончил Петербургский технологический институт. Работая в железнодорожных мастерских, он близко познакомился с жизнью рабочих. В своих стихах Лучина воспевал труд, выражал ненависть к угнетению.
Значительного развития достигает культура прибалтийских народов. В конце века начинают свою деятельность великий латышский поэт Ян Райнис, литовская писательница Ю. Жемайте, эстонский писатель Э. Вильде.
Новый подъем во второй половине XIX столетия переживают древние культуры народов Закавказья. Культура народов Грузии, Армении, Азербайджана развивалась своими особыми путями, но общность исторических судеб этих народов, могучее воздействие передовой русской культуры привели к тому, что их культура стала близкой и понятной всем народам нашей страны.
Грузинский народ выдвинул таких замечательных писателей, как И. Чавчавадзе и А. Церетели.
Илья Григорьевич Чавчавадзе (1837-1907) — выдающийся писатель, общественный деятель и патриот своей родины. Образование он получил в Петербургском университете, где принимал активное участие в студенческом движении начала 60-х годов. Он испытал глубокое и благотворное влияние русского освободительного движения и явился основоположником критического реализма в грузинской литературе. Его произведения, правдиво отражающие жизнь, служили борьбе за освобождение народа от классового и национального гнета. Чавчавадзе прекрасно понимал значение русской культуры для развития культуры грузинского народа. Он писал: «Русская культура оказала большое, руководящее влияние на путь нашего развития, оказала воздействие на то, что составляет нашу духовную силу, наше сознание, нашу мысль… Нет среди нас ни одного общественного и литературного деятеля, не носящего в себе воздействие русской литературы».
Соратником Чавчавадзе был превосходный грузинский поэт Акакий Ростомович Церетели (1840-1915). Его поэмы, стихотворения, повести проникнуты глубокой любовью к своему народу Церетели был одним из основоположников новой грузинской литературы.
Во второй половине XIX столетия продолжал свою деятельность замечательный писатель и мыслитель Мирза Фатали Ахундов — основоположник реализма в азербайджанской литературе. Он внес выдающийся вклад в развитие культуры азербайджанского народа, в борьбу против суеверий, невежества, религиозного фанатизма. Блестяще образованный человек, крупный мыслитель-материалист, он оказал огромное влияние на развитие литературы и общественной мысли народов Востока. Он был горячим поборником дружбы народов, сближения азербайджанского народа с русским народом.
Большое значение в развитии армянской культуры и культуры народов Закавказья имела деятельность М. Налбандяна. Он был близок к А. И. Герцену, разделял его революционные и просветительские воззрения. Его борьба против церкви и феодальной ограниченности — важная веха в становлении национальной армянской культуры.
Для становления культуры казахского народа исключительно важна деятельность великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева (1845-1904). Кунанбаез является основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество — это энциклопедия жизни казахов конца XIX в. Он неустанно боролся против невежества, косности, феодально-байских пережитков в быту и в сознании людей. Его призыв к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. «Помни,- писал он,- что главное — научиться русской науке… Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза».
Передовая, прогрессивная культура разных народов России развивалась в тесном взаимодействии друг с другом. Попытки национальной буржуазии оторвать культуру того или иного народа от русской культуры, посеять вражду, недоверие к русскому народу успеха не имели. Национальная культура народов нашей страны развивалась под благотворным воздействием передовой русской культуры, которая впитывала в себя лучшие достижения культуры других народов России. Именно поэтому русская культура была близка и понятна всем народам нашей страны.
https://i100rik.com.ua/vklad-rossiyskoy-kulturyi-xix-v-v-mirovuyu-kulturu/