Это наши просто стормозили выговор им за это, два часа он летал это непорядок конечно.
При невыполнении нарушителем и этого требования
а от пилотов корейского Боинга никто, фактически, ничего и не требовал
заблудившийся
и уже покидающий воздушное пространство СССР Боинг
Конституцией руководствуется у нас народ
192. В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя рассмотреть приближающихся к посту или к запретной границе, часовой останавливает их окриком «Стой, кто идет?». Если ответа не последовало, часовой предупреждает: «Стой, стрелять буду» — и задерживает нарушителя. О задержанном нарушителе часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост.
Есть! Несчастный корейский Боинг
Американцы тоже в этом замараны что с того.
Видели выстрелы или огни истребителя пилоты боинга или не видели это уже не наши проблемы.
Nekto
Над Камчаткой - не успели. Над Сахалином - в последний момент.
сильно мутно кто и где и вкакое время стрелял
04.51. Неопознанный самолет, приближающийся к Камчатке со стороны Берингова пролива, обнаружен оператором РЛС ПВО Камчатки. С камчатского аэродорома Елизово»;поднимаются истребители МиГ-23, однако навести их на цель не удается. Неопознанный самолет тем временем выходит из воздушного пространства СССР, продолжая полет над нейтральными водами Охотского моря в сторону советского о. Сахалин
...
05.42. Неопознанная цель, не изменившая свой курс и приближающаяся к Сахалину, вновь наблюдается на экранах радаров системы ПВО Дальнего Востока СССР. На перехват с сахалинского аэродрома «Сокол» поднимается истребитель МиГ-23
05.54. На перехват нарушителя с аэродрома «Сокол» взлетает Су-15ТМ майора Осиповича
06.11. Майор Осипович устанавливает визуальный контакт с целью и наблюдает ее на экране бортовой РЛС. По команде с земли, чтобы вынудить нарушителя к посадке, он пытается привлечь к себе внимание экипажа неопознанного самолета, включая аэронавигационные огни и выпуская очередь из пушечной установки, но остается незамеченным
06.15. Ничего не подозревающий экипаж KAL 007 запрашивает диспетчера УВД в Токио разрешение на увеличение высоты полета до эшелона 350 (35 000 футов, 10675 м)
06.16. Корейский «Боинг» снова входит в воздушное пространство СССР восточнее южной оконечности Сахалина
06.20. Токийский диспетчер, также находящийся не в курсе о серьезном отклонении корейского Боинга» от расчетного маршрута и вторичному его вторжении в воздушное пространство СССР, дает «добро» на занятие рейсом KAL 007 эшелона 350
06.22. Корейский «Боинг» начинает набор высоты, при этом его скорость падает, и сопровождающий его перехватчик Су-15 «проскакивает» вперед. Майор Осипович получает команду сбить нарушителя (на командном пункте советской ПВО почти уверены, что имеют дело с американским самолетом-разведчиком RC-135), для чего вынужден выполнить серию маневров для занятия позиции для атаки
06.23. Экипаж KAL 007 докладывает токийскому диспетчеру о занятии эшелона 350
06.24 На командном пункте советской ПВО понимают, что нарушитель совсем скоро снова выйдет из воздушного пространства СССР и требуют от находящихся в воздухе пилотов перехватчиков ускорить атаку. Майор Осипович занимает позицию для атаки цели и производит ее захват
06.26. С расстояния около 8 км до цели с интервалом в 2 секунды майор Осипович запускает по нему две штатные для Су-15ТМ ракеты средней дальности (Р-98Р и Р-98Т), видит вспышку и докладывает об уничтожении нарушителя.
асав ты нас пытаешься убедить что ПВО страны стерегшие тебя 9 лет а меня 8 лет оказались не правы сбив потенцеально возможную опасность?
еле-еле смогшей сбить пассажирский самолёт?
Я не знаю какие там правила предупреждения
Они 2 часа не могли сбить (хотя очень хотели) обычный гражданский самолет с самой лучшей заметностью для локаторов, которая, наверное, вообще существует. Этот бардак и непрофессионализм привели к тому, что они ФАКТИЧЕСКИ не выполнили (выполнили «на от.бись») приказы собственных командиров - убедиться, что самолет не гражданский,
asaw
и че? ты недоволен что пускай не на пять а на три но твое небо охраняли?
Я не знаю какие там правила предупреждения
На лайнер неоднократно, в соответствии с международной практикой, передавалось радиосообщение о нарушении границ воздушного пространства СССР. Однако реакции не последовало,
Вооруженные силы обязаны защищать граждан СССР
Яшка с ментовского устава выдрал. Когда пост это ларек с пивом а в кобуре огурец.
На лайнер неоднократно, в соответствии с международной практикой, передавалось радиосообщение о нарушении границ воздушного пространства СССР. Однако реакции не последовало,
asaw
и че? ты недоволен что пускай не на пять а на три но твое небо охраняли?
Сразу же после окончания Второй Мировой войны в сентябре 1945 года начались инциденты связанные с вторжением в воздушное пространство СССР самолетов недавних союзников, причем, поначалу большая часть нарушений носила случайный характер. Но с началом «холодной войны» США и их союзники развернули против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность: в связи с разработкой планов атомных бомбардировок СССР перед американской разведкой встал вопрос об изучении эффективности советской ПВО, в результате чего нарушения воздушных границ СССР со стороны американцев стали массовыми. Также появлялись в небе СССР самолеты-нарушители из Великобритании, ФРГ, Ирана, Турции, и нейтральной Швеции. Многие случаи нарушения наших воздушных границ американцами были не только разведдеятельностью, но и откровенными провокациями и заканчивались настоящими воздушными боями.
В конце мая 1945 года, в районе Камчатки, зенитная артиллерия Тихоокеанского флота обстреляла два американских военных самолета В-24. Спустя два месяца подобная ситуация произошла в том же районе с еще одним американским самолетом Р-38. Но так как огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили.
В августе 1945 года американские самолеты военно-воздушных сил обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два советских пограничных катера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. По одной из версий, американские пилоты приняли советские судна за японские.
В 1949 году над Черным морем был сбит американский самолет В-25, который высадил трех парашютистов на советской территории, а сам пытался скрыться в нейтральных водах. Его перехватили два советских истребителя. Американский экипаж был подобран советским пограничным катером.
8 апреля 1950 г. самолет-разведчик ВМФ США типа PB4Y с авиабазы Висбаден (ФРГ) нарушил советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава на Балтике. Поднятая по тревоге четверка Ла-11 из состава 30-го ГИАП под командованием ст. лейтенанта Б. Докина перехватила этот самолет. Так как "американец" не выполнял требований советских летчиков на посадку, те открыли огонь. Американцы ответили тем же. В ходе перестрелки PB4Y был сбит и упал в море. Весь экипаж в составе 10 человек погиб.
Американцы нередко оказывали помощь «лесным братьям». Так, с августа 1951 года по май 1954 года самолеты ВВС США не менее 7 раз нарушали воздушное пространство СССР, сбросив около 20 своих агентов над Молдавией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой, Северным Кавказом.
17-18 апреля 1952 года три РБ-45, пилотировавшиеся английскими и американскими летчиками, вторглись в воздушное пространство СССР и прошли по трем маршрутам через Прибалтику, Белоруссию и Украину. Полеты проходили на высоте 12 тыс. метров и достигли рубежа Псков-Смоленск-Харьков. Советские РЛС следили за этими самолетами, но истребители и зенитная артиллерия на такой высоте не могли их сбить.
13 июня в 1952 года над Японским морем близ советских берегов исчез РБ-29. После этого Посольство США в Москве направило запрос о наличии в СССР каких-либо сведений о пропавшем самолете, но не получило ответа. Позднее стало известно, что он был сбит над советскими территориальными водами в 180 километрах южнее Владивостока самолет RB-29 советским истребителем МИГ-15.
29 июля 1953 года самолет РБ-50 ВВС США, вылетевший из Иокоты (Япония) совершал полет вдоль советской границы на север от Владивостока на высоте 10 000 м. На борту самолета-разведчика было 17 человек. Советские РЛС обнаружили самолет на траверсе Владивостока. Для выяснения принадлежности самолета-нарушителя были подняты два истребителя МИГ-15. При сближении для опознания наши истребители были обстреляны самолетом-нарушителем. Американская версия противоположна советской. По свидетельству второго пилота RB-50 капитана Дж. Роче, их самолет внезапно был обстрелян советским истребителем после чего упал в море. Роче, единственный из экипажа оставшийся в живых, был подобран спасательным судном через 18 часов. Сегодня невозможно сказать, кто первый открыл огонь, к тому же обстановка тех дней на Дальнем Востоке была очень нервозной, поскольку только что (27 июля 1953г.) завершилась Корейская война.
В августе 1953 года с аэродрома Гибельштадт (ФРГ) по маршруту: ФРГ — Чехословакия — Киев — Харьков — Капустин Яр — Иран стартовала «Канберра». На пути следования самолет был неоднократно атакован советскими истребителями и обстрелян зенитной артиллерией. От зенитного огня в зоне Капустина Яра «Канберра» испытала такую вибрацию, что фотоснимки получились крайне низкого качества. Получив множество пробоин и вмятин, самолет все же дотянул до Ирана, где и приземлился. Командование ПВО СССР считало в то время самолет «Канберра» весьма трудной целью для советских истребителей-перехватчиков. Летчикам, вылетавшим на перехват, ставилась задача сбить «Канберру» любой ценой, вплоть до тарана.
28–29 апреля 1954 года три американских разведчика RB-47 с опознавательными знаками Великобритании вылетели из Англии по маршруту проходившем над Прибалтикой, Белоруссией и Украиной с целью разведке аэродромов базирования советских стратегических бомбардировщиков. Один RB-47, приближавшийся к Киеву, был встречен сильным огнем зенитной артиллерии и, опасаясь быть сбитым, повернул назад. Два других были атакованы истребителями и вынуждены были тоже повернуть назад.
8 мая 1954 года RB-47, также из Англии, вылетел на фотографирование советских военных объектов в районе Мурманск-Архангельск-Онежское озеро. В районе Мурманска американский разведчик был встречен тремя советскими МИГ-17ПФ5. Маневрируя, экипаж В-47 вынужден был отклоняться от заданного маршрута, что затрудняло выполнение задачи. Близ Архангельска на перехват воздушного разведчика были подняты уже 6 истребителей МИГ-17ПФ. Был открыт огонь на поражение и нарушитель вынужден был уйти на территорию Финляндии.
7 ноября 1954 года советские истребители сбили американский разведчик RB-29, совершивший разведывательный полет вдоль береговой черты Советского Дальнего Востока в Японском море. 10 членов экипажа выпрыгнули на парашютах и были спасены американскими аварийно-спасательными службами, один человек погиб.
В 1954 году на вооружении западных спецслужб появились автоматические дрейфующие аэростаты (АДА). Запускались АДА с военных баз в Норвегии, Германии, Италии, Франции, Турции. АДА могли достигать высоты до 30 километров. Советские МиГ-15бис, Як-25 и МиГ-17П, которые действовали на высоте до 15 километров, были не в состоянии их достать. Поэтому аэростаты успешно проводили разведку практически над всей советской территорией. Нашим ПВО не оставалось ничего другого, как только фиксировать их появление. Однако некоторые АДА все-таки были сбиты. Первый из них был уничтожен в 1954 году под Черновцами на высоте 10 километров самолетом МиГ-17П. Период наибольшей активности АДА начался в 1956 году, когда только за два месяца советские границы нарушило около 3 тысяч аэростатов. А за 20 лет было зафиксировано 4112 АДА, из которых было сбито 793.
В 1955г. на вооружение отечественного ПВО поступил зенитный комплекс С-25, способный поражать цели на высоте 18 км. В марте 1955г. три RB-45 под командованием майора Дж. Андерсона произвели разведывательный полет в ночное время с задачей установить дислокацию и возможности РЛС на территории Чехословакии, Польши и прибалтийских республик СССР. Ночь была выбрана специально, чтобы затруднить перехват разведчиков советскими истребителями. Все три RB-45 благополучно вернулись на свои базы.
В апреле - мае 1955 года четыре RB-47Е, оборудованные 100-дюймовыми длиннофокусными фотоаппаратами, выполняли разведывательные полеты над районами Северной и Восточной Сибири. Они действовали с авиабазы на Аляске. Главная задача этих полетов состояла в том, чтобы разведать систему ПВО и ВВС на северном, главном для стратегической авиации США, маршруте, кратчайшим путем выводящем в глубинные военно-промышленные районы СССР.
В марте - мае 1956 года в течение 7 недель самолеты-разведчики RB-47E и RB-47H, действуя через Северный полюс, вылетали на задания практически ежедневно и вели разведку северных районов СССР от Кольского полуострова до Берингова пролива. Их обслуживали две эскадрильи самолетов-заправщиков КС-97. Полеты производились с авиабазы Туле (Гренландия). В ходе полетов удалось получить фотографии советского ядерного полигона на Новой Земле, установить, что радиолокационные станции на севере СССР немногочисленны и удалены друг от друга на значительные расстояния, аэродромная сеть недостаточно развита и не обеспечивает базирования необходимого количества перехватчиков. За все время операции только в трех или четырех случаях RB-47 приходилось уходить от преследования советских истребителей.
Отсутствие эффективной ПВО на севере СССР позволило американцам перейти к более активным действиям. 6 и 7 мая 1956 года, по шесть RB-47, взлетев с аэродрома Туле, пересекли Северный полюс и вторглись в светлое время суток в воздушное пространство Советского Союза в районе г. Амбарчик. Им удалось беспрепятственно сфотографировать территорию от Анадыря до Берингова пролива, после чего приземлиться на авиабазе Айельсон (Аляска). Всего из Туле за этот период было совершено 156 разведывательных полетов. 14 мая посолу США в Москве была вручена нота протеста, а 28 мая на совещании по поводу советской ноты руководства вооруженных сил США и ЦРУ было решено прекратить полеты воздушных разведчиков на севере СССР. На следующий день госдепартамент вручил советскому послу в Вашингтоне заявление, в котором говорилось, что если нарушения воздушного пространства СССР и были только по причине навигационных трудностей полетов в Арктике.
Оновные неприятности СССР приносили самолеты-разведчики: английские Canberra и американские U-2, RB-57. Англичане на «Канберрах» действовали с баз в Англии и Германии и прорывали систему ПВО на высотах, недоступных для перехвата. Только в период с 4 по 9 июля 1956 года высотными разведчиками было осуществлено 5 прорывов глубиной до 150-350 км по маршрутам: Гродно-Минск Вильнюс-Каунас-Калининград; Брест-Пинск-Барановичи-Каунас-Калининград.
В 1956 г. в арсенале «высотников» появился печально известный Lockheed U-2, который для наших ПВО стал «мучителем № 1». Первый полет U-2 над СССР был совершен 4 июля 1956 г. с авиабазы Висбаден (ФРГ), по маршруту Ленинград-Москва. С 1956 г. по 1960 г., эти самолеты совершили около 50 разведполетов в советское воздушное пространство. «Локхиды» появлялись практически над всей территорией СССР - и все безнаказанно. В числе подробно отснятых U-2 объектов оказались ракетный полигон Капустин Яр, Байконур, полигон ПВО в Сары-Шагане.
В 1957 году Canberra беспрепятственно долетела до Баку, в 1958 г. разведчики этого же типа «заполонили» небо Украины, появляясь над многими городами. Проникали и в Московскую зону ПВО, при этом ПВО-шники лишь наблюдали их в родном небе, т.к. пресечь их было попросту нечем.
В 1957 г. над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП пытались «достать» U-2, но безуспешно. В том же году на границе с Узбекистаном летчик 9-го ГИАП на МиГ-17 попробовал перехватить все тот же U-2, но когда его МиГ был уже на потолке (17 000 м), до нарушителя оставалось «всего» 3000 м. Стреляли по U-2 и первыми зенитными ракетами, но также безрезультатно.
Увы, но в СССР на тот момент не было эффективного оружия против высотной техники. Возможность бороться с ней появилась только осенью 1959 г., когда на вооружение войск ПВО поступил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) типа С-75 «Десна».
Летом 1958 года большой переполох в Вашингтоне вызвал инцидент с самолетом C-118. 27 июня он совершал перелет из Висбадена (ФРГ) на аэродром Пешавар (Пакистан), имея на борту девять офицеров и солдат, трое из которых были сотрудниками ЦРУ. При них были секретные документы. При перелете из Аданы (Турция) в Тегеран самолет нарушил границу СССР над территорией Армении. Поднятая на перехват пара истребителей Як-25 вышла на цель и опознала американский военно-транспортный самолет, который на сигналы «следуй за мной на посадку» не реагировал и стремится уйти в Турцию. Летчик запросил КП – что делать? Ответ был - действуйте по обстановке. Тогда Иванов принял решение: сбить. C-118 загорелся и начал снижение. Часть экипажа выбросилась с парашютом, но пилот сбил пламя и сопровождаемый истребителями посадил самолет на военный полевой аэродром Гиндарх (Армения). В самолете находились еще четыре человека, все имели удостоверения военнослужащих ВВС США. Согласно их версии, самолет выполнял обычный рейс по обслуживанию американского посольства в Иране и следовал в Тегеран. Обходя грозовой фронт, пилот принял озеро Севан в Армении за находившееся в Турции озеро Ван. Экипаж самолета С-118 был передан на советско-иранской границе представителям США. Только много лет спустя выяснилось, что это был самолет ЦРУ, на котором летели в Пешавар три его сотрудника. Полковник Д. Бреннер и майор Б. Шуп в 90-х годах рассказали, что они успели во время захода на посадку уничтожить важные документы по предстоящим разведывательным полетам U-2.
2 сентября, в том же районе произошел новый инцидент. Американский самолет-разведчик С-130, имея на борту 17 человек, оказался в воздушном пространстве СССР. Четыре МИГ-17 поднятые на перехват подавали ему сигнал «следуй за нами», но он уходил от них к границе. Ст. лейтенант Лопатков после предупредительной очереди, на которую нарушитель не отреагировал, открыл огонь на поражение. Самолет загорелся и упал в районе Мастара, 20 км. юго-восточнее Ленинакана. На месте падения найдены останки семи тел. Из них смогли опознать только четырех. Государственный департамент США опубликовал заявление в котором утверждалось, что американский военный самолет будто бы был «перехвачен и атакован советскими истребителями в районе советско-турецкой границы, близ Карса (Турция), что вызвало его гибель в Советской Армении». В подтверждение госдепартамент ссылался на запись радиопереговоров между летчиками советских истребителей, которые сбили С-130. Советская сторона естественно эти домыслы опровергала, а запись радиопереговоров назвала сфабрикованной. После этих случаев американские самолеты радиотехнической разведки стали действовать более осторожно при полетах вдоль советских границ, но операции U-2 продолжались с прежней интенсивностью.
Интенсивность американской воздушной разведки с каждым годом нарастала. К середине 50-х годов более 100 самолетов-разведчиков привлекалось к решению этих задач, расширялась и география полетов. Долгое время на средне-азиатском юге страны почти не случалось эксцессов, т.к. Иран и Пакистан не имели достаточно мощной авиации, а Афганистан относился к числу друзей. Но к середине 50-х американцы, наладив отношения с иранским руководством, получили возможность использовать территорию этой страны для базирования своей разведывательной авиации. Таким образом, у южных границ довольно быстро возникла мощная авиационная группировка, которая грозила весьма ощутимо беспокоить советскую ПВО. Количество разведывательных полетов возросло с 1000 в начале до 3000 в конце 50-х годов.
Ранним утром 9 апреля 1960 года РЛС Туркестанского ВО обнаружили воздушную цель в 430 км южнее г. Андижан на высоте 19 – 21 км и двигавшеюся в сторону Семипалатинска. Достигнув Семипалатинского ядерного полигона, самолет-разведчик повернул в район полигона зенитных ракетных войск (Сары-Шаган), а затем на Байконуп и ушел в Иран. Полет продолжался более 6 часов. На аэродроме ближайшего от Семипалатинска истребительного авиаполка ПВО, находились два самолета Су-9, оснащенные ракетами «воздух — воздух». Но летчики не имели специальных допусков в зону полигона. Пока летчики ждали получения необходимых допусков, нарушитель уже вышел из зоны досягаемости.
Можно было сбить нарушителя, используя ЗРК С-75, который был на полигоне. Но ракет, готовых к боевому применению, не оказалось.
Настигнуть U-2 могли истребители Су-9, которые были в ближайшем авиаполку ВВС. Но у этих Су-9 не было штатных ракет. Тогда Су-9 взлетели с ракетами от МИГ-19. Но, поскольку летчики не имели опыта полетов на Су-9, а операторы наведения не имели опыта наведения высотных самолетов, U-2 спокойно ушел от преследования.
1 мая 1960 года под Свердловском над U-2 была достигнута победа – самолет U-2, пилотируемый американским летчиком Пауэрсом был сбит ЗРК «Десна», а Пауэрс был взят в плен. После большого международного скандала президент США Эйзенхауэр временно запретил полеты U-2, и более двух лет они не появлялись в небе Советского Союза.
В июле 1960 года самолет RB-47 пересек границу в районе Архангельска. Для его перехвата был использован МиГ-19. В результате американский самолет был сбит, из 6 человек экипажа в живых осталось двое.
В 1960-61 гг. дислоцирующийся в Туркменистане отдельный корпус ПВО и 73-я Воздушная Армия были дополнены личным составом и получили новую технику - более 100 ЗРК «Десна» С-75, значительное количество новых РЛС, в том числе 12 станций П-14. В дополнение к двум имевшимся авиаполкам перехватчиков прибыло еще четыре.
30 августа 1962 года, один U-2 нарушил границу в районе Южно-Сахалинска, а пару месяцев спустя, 28 октября, в разгар Карибского кризиса, другой появился в районе Чукотки. Оба инцидента прошли для шпионов без последствий лишь потому, что они проникали на небольшую глубину (до 30 км). С появлением на вооружении войск ПВО Советского Союза новейших ЗРК, а также истребителей-перехватчиков второго поколения (Су-9, МиГ-21, Ту-128, Як-28) эра высотных и глубоких прорывов границы закончилась. Но нарушений не стало меньше: США и их союзники изменили свою стратегию, стали более осторожны, у них появились новейшие средства воздушной разведки.
Летом 1963г. двухмоторный поршневой самолет Aircommander-560 появился в воздушном пространстве СССР. На его перехват были подняты с аэродрома Мары-2 два МиГ-17П 156-го ИАП. Летчики попытались посадить нарушителя, но тот, развернувшись, стал уходить к границе. Капитану Степанову удалось подбить нарушителя. Горящий самолет упал в километре по ту сторону границы.
Летом 1964 года, еще один самолет того же типа пересек границу СССР в районе Серехса. На встречу поднялось звено истребителей 156-го ИАП к-на Печенкина. Они перехватили нарушителя и заставили совершить посадку на один из запасных аэродромов в р-не Мары. На борту была разведывательная аппаратура, которой до предела был оснащен самолет.
После этих эпизодов обстановка в данном районе на протяжении ряда лет была относительно спокойной.
В июле 1968 г., американский DC-8, имея на борту более 100 военнослужащих армии США, пересек границу в районе Курильских островов. В 9:01 по тревоге были подняты истребители ПВО, которые попытались принудить DC-8 к посадке, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам. И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков, экипаж DC-8 проявил уступчивость. Уже в 10:40 американцев посадили на один из военных аэродромов на острове Итуруп. После расследования обстоятельств происшествия самолет, экипаж и все пассажиры были выданы властям США.
К сожалению, очень мало известно о подробностях противоборства сторон в 60-е годы, т. к. «при Брежневе» все данные об инцидентах на границах СССР строго засекречивались. За период с 1967 по 1970 гг. только со стороны США имело место более 10 нарушений воздушных границ СССР. За время с 1950 по 1970г. не менее 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, 138 пропали без вести.
28 ноября 1973 года в 13.15 по московскому времени состоялся первый воздушный таран в истории реактивной авиации. В тот день в районене Муганской равнины (Азербайджанская ССР) границу нарушил самолет ВВС Ирана (учебный Т-ЗЗ). На перехват с аэродрома Вазиани (Грузия) вылетел к-н Елисеев на истребителе МиГ-21СМ. Летчику удалось настигнуть нарушителя у самой границы. С КП поступила команда пресечь полет нарушителя. По непонятной причине пилот не воспользовался пушкой, а принял решение идти на таран. Крылом своего «МиГа» летчик ударил по хвостовому оперению «иранца», произошел взрыв, и оба самолета обломками упали на землю. Елисеев погиб, а экипаж нарушителя уцелел (в составе его экипажа были иранский курсант и американский летчик-инструктор). Капитану Е. Елисееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
20 апреля 1978 года капитаном А. Босовым над Кольским полуостровом сбит пассажирский лайнер «Боинг-707», выполнявший рейс по маршруту Париж – Сеул через Северный полюс. В 21.19 «Боинг» нарушил советскую границу в районе Мурманска и стал углубляться на территорию Кольского полуострова. В воздух были подняты перехватчики Су-15. На подаваемые сигналы «Боинг» не реагировал, приказ истребителя следовать за ним на ближайший аэродром демонстративно не выполнил и стал уходить в сторону Финляндии. В 21.42 Босов выпустил по нарушителю тепловую ракету. Ракетой была оторвана левая консоль крыла, заклинило турбину на одном из четырех двигателей, самолет получил насколько пробоин от осколков. «Боинг» совершил посадку на лед озера. На борту самолета находилось 110 пассажиров (корейцы, японцы, французы, немцы). Двое из них погибли, а 13 получили ранения. Позже командир экипажа Ким Чанг Кью и штурман Ли Чын Син (бывшие военные летчики) полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР, а также подтвердили, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились им.
21 июня 1978 года четыре вертолета ВВС Ирана типа Chinook оказались над советской территорией в районе г. Душак (Туркмения). Пролетев более 100 км, они вышли к г. Ашхабад, где были перехвачены истребителями МиГ-23 с авиабазы Ак-Тепе. Один из вертолетов был сбит, экипаж погиб. Второй был подбит, и совершил вынужденную посадку. Экипаж был задержан и выдан властям Ирана. Два других вертолета, пользуясь близостью границы, ушли невредимыми. Иранская сторона заявила о потере ориентировки экипажами своих машин.
4 апреля 1983 года американцы предприняли беспрецедентную акцию: 6 самолетов А-7, поднявшихся с авианосцев "Мидуэй" и "Энтерпрайз", вторглась на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провела условное бомбометание по территории острова Зеленый в группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО, боясь ответственности, так и не поднял в воздух дежурные истребители своей.
Поскольку после этого происшествия командование дивизии получило приказ более решительно пресекать нарушения границы, а обстановка столь накалилась, что следующий нарушитель был заранее обречен. Американцы, понимая это, решили «подставить русских», и спровоцировали нарушение границы СССР южнокорейским Boeing-747 с пассажирами на борту.
1 сентября 1983 г. в воздушное пространство СССР нарушил южнокорейский Boeing-747.
Вылетевший на перехват на Су-15 майор Геннадий Осипович и не предполагал, что уходит на перехват не боевого, а гражданского самолета. В том году летчики соединения генерала Корнукова часто совершали вылеты против самолетов-разведчиков типа RC-135, очень похожих на злосчастный "Боинг". Увидев на бортовом радиолокаторе отметку цели, Осипович уверенно идентифицировал ее как RC-135, и поэтому без раздумий выполнил команду с КП части на уничтожение нарушителя. Что было потом - известно всему миру.
Частично рассекреченные в последние годы советские документы (американские и японские и по сей день закрыты), а также неофициальные расследования, проведенные некоторыми средствами массовой информации и частными лицами, поставили новые вопросы в инциденте с южнокорейским Boeing-747. Во-первых, в газетах тех лет упоминалось о самолете-разведчике, шедшем параллельно с южнокорейским лайнером, но в безопасной зоне. Иногда самолеты шли так близко, что на радарах на земле их метки временами совпадали. По мнению Осиповича, этот самолет-разведчик он и сбил, а лайнер с пассажирами уничтожили американцы, чтобы скрыть информацию о разведчике и возложить всю вину на СССР. О том, что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу же после проведения в 1983 году секретных аварийно-спасательных работ. При обследовании дна были подняты части самолета, фрагменты нескольких тел – всего не более 17 человек, старые вещи: разбитые пудреницы, рваная одежда и обувь, а также связанные в стопку паспорта! По словам Осиповича, частично ознакомившегося с результатами этих работ, складывалось впечатление, что самолет был набит просто мусором. Самой важной находкой были два бортовых «черных ящика» сбитого лайнера. Анализ самописца, фиксирующего параметры полета, показал, что сразу после взлета в Анкоридже, самолет взял неверный курс на 12 градусов правее, чем требовалось. Причем выбранным направлением лайнер следовал все время полета, а не отклонился от трассы, как утверждали американцы. При этом пилоты докладывали на землю не соответствующую действительности информацию, что проходят через точки международной трассы. Таким образом, получается, что южнокорейские пилоты (в прошлом военные) сразу ввели неверные данные в две курсовые и три навигационные системы.
В 1990 году американская газета «Новое русское слово» опубликовала выдержки из частного расследования бывшего французского моряка и летчика Мишеля Брэна. Изучив опубликованные документы, а также материалы в архивах японского парламента, сопоставив и реконструировав планы полета, проведя поиски на месте катастрофы и опросив японцев-очевидцев, он обнаружил новые факты и даже нашел некоторые части «Боинга-747», а также различную аппаратуру военного назначения. Согласно его исследованиям советский летчик- истребитель сбил военный самолет. По мнению Брэна, это был четырехмоторный самолет-разведчик военно-воздушных сил США RC-135. Военную принадлежность самолета подтверждали обломки, найденные Брэном на японских берегах. Некоторые из них были выполнены из титана и имели надписи на английском языке. Южнокорейский же лайнер был сбит американцами – ракетой, запущенной, скорее всего, с военного корабля.
В 1997 году к очередной годовщине трагических событий с сенсационными разоблачениями американских спецслужб выступил бывший сотрудник японской военной разведки Иосиро Танако. По его утверждению, которое было подтверждено фактами, американские спецслужбы специально направили южнокорейский лайнер в советское воздушное пространство, чтобы «включить» систему ПВО и выявить ее секретные объекты.
В 80-х годах долгое время терроризировали границы СССР самолетами-разведчиками SR-71, которые являются самыми быстрыми из всех серийно выпускаемых самолетов. В то время советские истребители попросту не могли превзойти их ни по высоте, ни по скорости. Однако вскоре на вооружение в СССР поступил новейший многоцелевой истребитель-перехватчик МиГ-31, который по праву считается лучшим истребителем в мире и по сей день. Особенно можно выделить огромное разнообразие воздушных целей, которые он может поразить: от вертолетов и самолетов до низколетящих спутников и стратегических ракет.
В период «развитого социализма» в войсках ПВО стали процветать перестраховка и нерешительность. Действия летчиков были зарегламентированы многочисленными приказами и указами, что не способствовало тому, чтобы брать ответственность на себя в решающие моменты боевого дежурства. В конечном счете все это и привело к многочисленным безнаказанным нарушениям в 80-е годы, апофеозом которых стала посадка на Красной площади Матиаса Руста.
..от пассажирских самолётов
Вооруженные силы обязаны защищать граждан СССР
Яшка с ментовского устава выдрал. Когда пост это ларек с пивом а в кобуре огурец.
asaw
и че? ты недоволен что пускай не на пять а на три но твое небо охраняли?
125 частота для сего существовала - диспетчера вне зоны наблюдения были
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы