Мужики, если не лень читать - очень рекомендую сайт со статьями по фото:
http://photo-element.ru/.. Очень подробно все изложено от основ до изысков, куча статей. Вобщем советую!
Про диафрагму. Чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Т.е. тот участок пространства на некотором расстоянии от фотографа, в котором получится все резко, а остальное размоется. Очень хорошо это видно на портретах - частенько глаза резкие, а уши уже тонут в размытии (оно же "боке").
Пример очень маленькой ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) при открытии диафрагмы до Ф1.8:
По понятным причинам открытые диафрагмы отлично подходят для потрета, предметной съемки, съемки крупным планом, когда нужно выделить объект, избавившись от фона. По этим же причинам открытая диафрагма не катит для съемки пейзажа, архитектуры и т.п., где требуется проработка деталей по всему полю кадра. В этих случаях диафрагму прикрывают, примерно до Ф6,3-Ф9. При этих диафрагмах у большинства объективов достигается максимальная резкость по всему полю кадра, а глубина этой самой резкости возрастает.
Если закрывать диафрагму еще дальше -резкость опять начнет падать, из-за эффекта дифракции, который хорошо описан в статье по ссылке выше.
Поэтому коротко если про диафрагму - снимаем портрет, нужно размыть фон - открываем по полной, либо близко к полной. На моем Тамроне это Ф2.8. На полтиннике канона - Ф1.8. При такой дыре уже очень сложно попасть в ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), реально один глаз может быть в фокусе, а второй уже в боке.
Теперь про ИСО. Т.к. я лично в подавляющем большинстве случаев пользуюсь режимом Av (приоритет диафрагмы), то контролировать выдержку я могу только изменяя ИСО. Тут правило простое - чем меньше ИСО - тем как бы понятно дело лучше. Но, если в условиях плохой освещенности при исо 100 и фокусно расстоянии объектива, скажем, 50 мм, выдержка получается скажем 1/10 секунды - можно наверняка сказать что будет смаз. Кадр будет нерезким. Надо добиваться, чтобы выдержка при съемке в рук всегда была не короче чем 1/Фр, где Фр - фокусное расстояние объектива. Т.е. в данном случае не короче 1/50 секунды. А еще лучше - 1/100, т.е. 1/2хФр. Тогда фото наверняка получится резким, если мы вчера не бухали всю ночь и руки не трясутся.
Так вот, чтоб при данных условиях достичь нужной выдержки (фокусное 50, ИСО 100, рассчитанная аппаратом выдержка 1/10 с) мы будем поднимать ИСО.. Причем каждый шаг поднятия ИСО будет укорачивать выдержку вдвое. При ИСО 200 выдержка составит 1/20, при ИСО400 - 1/40 и т.п. Нетрудно догадаться, что нам подойдет ИСО 800 - выдердка составит 1/80 секунды, что при фокусном 50 мм даст нас снять фото без смаза. Его и стоит выбрать.
Но при сильном задирании ИСО полезут шумы. И тут у нас два выхода:
1) Использовать более светосильный объектив, т.к. каждый шаг открытия диафрагмы также как и каждый шаг поднятия ИСО укорачивает выдержку вдвое.
2) Использовать вспышку, задав нужную выдержку в режиме М.
Но это уже другая тема.
Все это гораздо лучше описано по ссылке выше в статьях более продвинутых и педагогически образованных афтарафф.