В тему. Извините за длинный текст, некогда заниматься выборкой.
Осень немецкого автопрома: есть ли шанс вернуть былое величие?
Немецкие автопроизводители стоят на краю обрыва и, если верить бывшему главному экономисту Bayerische Motoren Werke AG Гельмуту Беккеру (Helmut Becker), рискуют потащить за собой всю экономику Германии. Попрощайтесь с Volkswagen AG, Porsche AG и DaimlerChrysler AG (DAI)! Будущее за японскими, корейскими и китайскими автомобилестроительными компаниями, пишет Беккер в своей книге ?Перехитрили: как автомобильная индустрия ведет Германию к кризису? (?Ausgebremst: Wie die Autoindustrie Deutschland in die Krise Faehrt?). Некоторые цитаты из этой книги были опубликованы информационным агентством Bloomberg. Нужно отметить, что Беккер ? далеко не первый в Германии, кто говорит, что стакан наполовину пуст. Весьма мудрым для страны было бы обратить внимание на удручающие прогнозы продаж автомобилестроительной продукции, которые автор наглядно подкрепляет статистическими данными и анализом рынка. Книга заставляет удивляться, как этому сектору экономики все еще удается оставаться ?на плаву?, не говоря уже о том, что прямо или косвенно она обеспечивает работой каждого седьмого жителя Германии. Хотя справедливо будет отметить, что Беккер использует достаточно много материалов из газет и выступлений. По мнению Беккера, немецкие машины слишком большие, слишком дорогие и слишком сильно загрязняют окружающую среду. Хотя немецкие автопроизводители добились более значимых результатов в споре со своими американскими конкурентами, Беккер не видит в этом повода для радости. Вызов исходит совсем из других частей света. Автор книги подчеркивает, что это, прежде всего, азиатские компании, в числе которых японская Toyota Motor Corp. (TM), теснящая американский концерн General Motors (GM) на вершине мирового пьедестала, и китайские ?выскочки? Chery Automobile Co. и Geely Automobile Holdings Ltd. Беккер называет Китай полем боя, на котором будет определяться вопрос о том, кто выживет в автомобилестроительном секторе. Автор отмечает, что на текущий момент предприятия Китая уже опережают немецкие по количеству автомобилей, сходящих с китайских конвейеров. Глава, написанная руководителем китайского отделения журнала WirtschaftsWoche Франком Зиреном (Frank Sieren), прослеживает уход немецких автопроизводителей с ведущих позиций на потенциально крупнейшем мировом рынке. Китай стал ?кошмаром для любого из топ-менеджеров немецкого автопрома?, пишет Зирен. Он рисует времена, которые наступят ?рано или поздно?, когда немцы будут заказывать четырехдверные китайские машины в супермаркетах дисконтной сети Aldi Group по цене 3499 евро ($4780) за штуку. Было бы неверно перекладывать всю ответственность за сложившуюся ситуацию с руководящего состава компаний на внешние силы и условия. Беккер приводит целую череду ошибок и упущенных возможностей немецких автопроизводителей в течение последних десяти лет. В особенности это относится к Volkswagen и DaimlerChrysler. Вот лишь некоторые из них: неумело проведенные слияния, оказавшиеся непомерно дорогостоящими и нужные только для удовлетворения самолюбия топ-менеджеров; неудачные трудовые договоры о рабочем времени и его оплате; недальновидность в области, связанной с тенденцией стремления к экологичности автомобилей, приведшая к упущенным возможностям в секторе гибридных автомобилей; слишком явное внимание к ?дорогим игрушкам? для насыщенных Западных рынков вместо того, чтобы отдать предпочтение небольшим дешевым машинам, пользующимся спросом на рынках бурно развивающихся экономик Азии. Пока немецкие автопроизводители занимались разработкой ?дорогостоящих игрушек?, к ним незаметно подкрался японский Lexus, ставший самым продаваемым автомобилем повышенной комфортности в Германии. К 2006 году Toyota владела 52 предприятиями в 28 странах мира, пишет Беккер. В то же время Volkswagen производил автомобили в 18 странах, причем преимущественно в Европе. Китайская компания Brilliance China Automotive Holdings Ltd., партнер BMW в совместном предприятии, бросает вызов Volkswagen и Adam Opel, немецкому подразделению GM. Немецкие газеты уже успели окрестить автомобили Brilliance, выпускаемые под маркой Zhonghua, ?дешевым BMW? и ?Мерседесом Мао?. Впрочем, стоит отметить, что, по мнению Беккера, крах немецкой индустрии не случится в одночасье. Немецкие автопроизводители могут даже предотвратить этот кризис, если сосредоточат свое внимание на экологичных технологиях, позволяющих сократить вредные выбросы. Однако если все останется как есть, по прогнозам Беккера, можно ждать потери до 400 тыс. рабочих мест, из которых 100 тыс. ? это рабочие места автопроизводителей, а остальные ? рабочие места поставщиков. Так что Германии нужна автомобилестроительная промышленность, заключает Беккер, задавая при этом вопрос: ?А нужна ли она миру??.
Опубл?кував: finance.ua