Цитата:Нынешнее отключение базового шифрования стандарта GSM, замеченное еще 1 июня, — не прецедент. В 2006 году, во время саммита Большой Восьмерки, такое уже было. Но тогда, помнится, сотовые операторы отказались комментировать свои действия. Это вполне объяснимо, ведь отключили-то шифрование не по собственной инициативе, а по прямому указанию тех, о ком либо хорошо, либо лучше вообще не думать.
В этот раз, когда на дисплеях мобильных появились значки открытого замка, сотовые операторы не стали уходить в подполье. А «честно» заявили, что «проводятся профилактические работы», причем именно с 1 по 8 июня. На качество связи эти работы не повлияют, в один голос уверили в сотовых компаниях, дешифровка совсем не означает, что разговоры будут слушать спецслужбы. Позже показания поменялись и стали еще более путаными - «на время проведения экономического форума установлены особые настройки сети - в целях обеспечения безопасности». Но с тотальной прослушкой это, упаси боже, никак не связано, а уж тем более не отразится на качестве связи, словно мантру повторяют в компаниях.
Официально ни о профилактических работах, ни об особых настройках на сайтах компаний не сказано. И вряд ли большинство абонентов о дешифровке каналов вообще узнали бы, если б их не предупредили собственные аппараты. На дисплеях некоторых моделей мобильных появились открытые замочки и восклицательные знаки, однако петербуржцы отнеслись к этому известию более чем равнодушно. «Мол, мне скрывать нечего, пусть слушают».
Базовое шифрование стандарта GSM применяется для защиты от прослушивания, если его отключить, телефон фактически становится рацией, разговор по которой может прослушать каждый имеющий в своем распоряжении радиоперехватчик. Разумеется, прослушать каждый телефонный разговор ни у одной спецслужбы ушей не хватит. Но техника уже давно шагнула так далеко, что из общего потока городской болтовни можно вычленить интересующую информацию по «ключевым словам».
«Фонтанка» обратилась за комментариями к различным экспертам, в том числе и к бывшим сотрудникам спецслужб. Большинство респондентов заявили, что тотальное прослушивание миллионного города невозможно. При этом от более детальных комментариев по телефону (!) собеседники категорически отказались.