Ознакомившись с информацией размещенной, на интернетовских сайтах автомобильной тематики можно сделать вывод о том, что вопрос о контроле усилия натяжения ремня ГРМ двигателей автомобилей остается актуальным и особенно он актуален при обслуживании новых шестнадцатиклапанных двигателей, где требования к состоянию ремня очень жесткие, а его обрыв приводит к дорогостоящему ремонту. При этом проблема существует не потому, что нет методик контроля или отсутствуют технологии выполнения подобных операций. Проблема остается потому, что в сфере технического обслуживания автомобилей нет простых и дешевых приборов позволяющих быстро и качественно выполнять работы по регулировке и контролю усилия натяжения ремня. Существующие механические инструменты регистрирующие прогиб ремня при нормированном усилии не нашли широкого распространения в связи с неудобством использования и большой погрешностью получаемого результата. Этим объясняется тот факт, что основной метод который применяется на СТО в том числе и фирменных СТО ВАЗа, а также в гаражных ремонтных мастерских это метод контроля натяжения ремня рукой. Понятно, что при обслуживании современных двигателей, этот метод недопустим. В настоящее время заводы изготовители автомобилей рекомендуют при регулировании натяжения ремня ГРМ использовать частотный метод контроля усилия натяжения. Метод основан на регистрации частоты колебания ремня вызываемой легким ударом по ремню как по гитарной струне. Колебания ремня снимаются с помощью специального зонда и регистрируются электронным частотомером. Этот бесконтактный метод измерения позволяет получить результат контроля с высокой точностью и быстро и качественно выполнить работу. При использовании данного метода контроля проблема заключается в том, что для того чтобы зарегистрировать и измерить частоту колебания ремня протекающего в течение десятой доли секунды необходимо применить современный компьютеризированный частотомер способный запомнить и рассчитать параметры краткого во времени колебания. Огромный парк электронносчетных частотомеров и частотомеров на основе мультитестеров с высокой точностью измерения не способен измерять частоту кратковременного колебания. Этим можно объяснить то, что найти практическое применение частотного метода контроля натяжения ремня ГРМ в нашей сфере технического обслуживания автомобилей очень сложно, а также факт живучести метода контроля рукой. Но проблему можно и нужно решить, при этом решение может быть простым доступным и дешевым, которое позволило бы использовать при реализации метода частотомер любого типа, измеряющий частоту нижнего диапазона с точностью ?1гЦ.
Реализовать частотный метод контроля с использованием обычных частотомеров, можно разработав электронный адаптер, включаемый между зондом и частотомером. Сформулируем требования к адаптеру:
1- Из кратковременного пакета импульсов поступающих с зонда необходимо выделить один контрольный импульс, например третий по счету с тем, чтобы исключить влияние удара по ремню на собственную резонансную частоту колебания ремня.
2- Измерить длительность (период колебания Т=1/F) контрольного импульса и запомнить эту величину.
3- Используя автономный генератор организовать генерацию колебания с периодом равным периоду контрольного импульса в течение 10 секунд необходимых, для того чтобы измерить частоту колебания частотомером любого типа.
Вот и все, проведя легкий удар по ремню, мы в течение 10 секунд самым обычным частотомером проводим измерение частоты колебания генератора, частота колебания которого синхронизирована частотой колебания ремня. Устройство малогабаритно, выполнено на распространенной 555 серии микросхем.
Применение этого устройства позволяет быстро и качественно выполнить работу по регулировке усилия натяжения ремня ГРМ с соблюдением жестких требований заводов изготовителей, обеспечив при этом ремню долгую и надежную работу.
gor@unilnet.com