Цитата:МОСКВА, 10 июня. /Корр.ИТАР-ТАСС Роман Ромишевский/. Легендарному пассажирскому поезду "Красная стрела" сегодня исполняется 80 лет.
Свою историю он ведет с 10 июня 1931 года, когда впервые отправился из Москвы в Ленинград. Состав, изначально выкрашенный в синий цвет, был назван "Красным" за свою красоту, ведь внешним обликом вагонов он значительно отличался от других поездов. Да и в плане сервиса он намного опередил свое время: здесь впервые на железной дороге открылись буфеты, где можно было заказать ужин в купе. А один из вагонов оборудовали специальным переговорным пунктом, откуда во время стоянок можно было позвонить не только в столицу или Ленинград, но и в Лондон, Париж. Первые вагоны СВ также появились именно в "Красной стреле", за что поезд первым в истории железных дорог СССР стал значиться как "фирменный".
Свою привычную для современников бордово-желтую раскраску вагоны "Стрелы", совершившей за 80 лет своей работы свыше 28,5 тыс рейсов, приобрели в 1946 году.
"За все годы существования был только один перерыв в ежедневном курсировании поезда - во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы",- напомнили в компании РЖД. В последний год войны, пока сохранялась вероятность атак немецких самолетов, в составе "Красной стрелы" следовала платформа с зенитными пулеметами.
В наши дни, как и прежде, поезд курсирует ежедневно, отправляется из Санкт-Петербурга и Москвы в одно и то же время: в 23:55 мск. Говорят, что такой график 80 лет назад придумал лично Лазарь Каганович, который таким образом позаботился о командированных чиновниках, получавших суточные за лишний день.
Как передает из Санкт-Петербурга корр.ИТАР-ТАСС Лев Фролов, в городе на Неве на 80-летие первого рейса "Красной стрелы" встретятся проводники- ветераны. Также как и много лет назад, cтаренькие музейные паровозы типа "СУ" /"Сормовский усиленный"/ и "Л" /"Лебедянка"/, купейный вагон, сегодня будут в центре внимания ветеранов Октябрьской железной дороги. Старейшие работники придут в Музей железнодорожной техники, где выставлены эти раритеты, непосредственным образом связанные с историей пассажирского экспресса "Красная стрела".
В разные годы оба паровоза водили "стрелы" по привычному маршруту, уютом встречал гостей и коллекционный вагон, который, кстати, в ближайшее время решено отреставрировать, придать ему первозданный облик. В 1957 году паровозная тяга ушла в историю, и "стрелы" повели тепловозы, а затем и электровозы, обновились вагоны, окрашенные теперь в темно-вишневый цвет.
"Я прекрасно помню, как полвека назад пришла работать в службу проводников, чтобы попасть на "Красную стрелу". Несколько лет провела на других поездах, объездила всю страну, - рассказала ИТАР-ТАСС бывший проводник экспресса-юбиляра Людмила Соломина. - Мы всегда старались быть для пассажиров гостеприимными хозяйками, добрыми попутчиками. Сколько замечательных людей узнала за годы работы! Особенно мы были дружны с актерами БДТ - Кириллом Лавровым, Ефимом Копеляном, Евгением Лебедевым. После спектакля они поздно вечером уезжали в Москву на съемки. А без пяти двенадцать ночи - в обратный путь, в Ленинград. Артисты часто говорили: "Поезд-наш второй дом". Благодарили проводников за гостеприимство".
И сейчас "стрела" не потеряла "звездный статус". В числе ее постоянных и преданных пассажиров - деловые люди, известные актеры, ученые, общественные деятели.
Москвичам также можно прокатиться сегодня на "Красной стреле" - так называется фирменный состав на Сокольнической линии столичной подземки. Он был запущен пять лет назад, когда его знаменитому "тезке" исполнилось 75.