Цитата:Стоя возле ворот одного из подмосковных пунктов утилизации автомобилей, я заприметил в веренице машин, ожидающих за оградой очереди отправиться под пресс, серый седан ВАЗ-21099. Оказалось, что глаз на него положил не только я. К воротам пункта подъехала такая же, тоже серая, «девяносто девятая». Водитель отдал подошедшему к нему человеку деньги, затем перевесил номера со своей машины на «утилизированную» — и укатил. Очень интересно. Через полчаса водитель вернулся уже пешком, но с теми же номерами в руках, вновь прикрутил их к своей «первой» машине, сел за руль — и был таков.
Торговля идет бойко! И я решился.
Бинго! У меня — оранжевая «трешка»! Подумаешь, крашеная — зато мотор работает как часы, подвеска не гремит, а главное — всего за десять тысяч рублей! За пятнадцать тысяч я мог взять «девятку», а подождал бы пару дней — и уехал бы на «сорок первом» Москвиче с мотором Renault!
А ведь еще накануне в пресс-службе Минпромторга меня убеждали, что такое невозможно в принципе...
Цитата:По мнению заместителя генерального директора компании Втормет Юрия Воронцова (он занимается вопросами утилизации уже не один десяток лет), на дороги в том или ином виде возвращается не менее половины автомобилей, сданных в утиль в рамках эксперимента. Немудрено: продавать их целиком или по частям выгоднее, чем уничтожать! С каждой машины на ломе цветных и черных металлов утилизаторы могут заработать около 6500 рублей. Еще несколько сотен рублей можно получить, сдав аккумулятор, покрышки, пластик. Но это — доход, а прибыль если и появится, то за вычетом стоимости эксплуатации оборудования, зарплаты сотрудников и прочих накладных расходов. Гораздо интереснее принять машину и тут же ее продать за 10—15 тысяч рублей, не обремененных не только налогами, но и, судя по всему, ответственностью! Если и поймают за руку, то теоретически могут «пришить» незаконное предпринимательство или мошенничество. Но это вряд ли: как выяснилось, машину мне продавал бывший начальник местного ГАИ... Знал бы я об этом раньше — расспросил бы его о перспективах и цене регистрации.
Итак, за что боролись? Если половина сданного автохлама вернулась на дороги и ездит по подложным документам или вовсе без них, то это 300 тысяч автомобилей. Прибавим к ним около 200 тысяч проданных за эти два года Жигулей разработки полувековой давности — и... И поздравим Автоваз, а попутно и ИЖ-Авто, для поддержки которого в связи с переводом сюда сборки вазовской «семерки» в очередной раз продлили «утилизацию»: из карманов налогоплательщиков им перепало еще двадцать миллиардов! Не важно, напрямую или в виде простимулированного спроса. А если предположить, что с каждой машины, все же ушедшей в утиль, было снято и продано деталей хотя бы на пять тысяч рублей, то вот вам объем черного рынка опасных автомобилей и запчастей: почти четыре миллиарда рублей!
Что дальше? Согласно постановлению правительства РФ №1194, которое и запустило эксперимент, к 1 сентября 2010 года в Минпромторге должны были разработать и внести в правительство концепцию уже не экспериментальной, а реальной программы утилизации, которая работала бы вне зависимости от бюджетных миллиардов. Концепции мы пока не видели, а вместо нее нас, похоже, ждет очередной эксперимент, но на сей раз с грузовиками и автобусами — на сайте Минпромторга уже можно заполнить анкету участника.
Интересно, сколько попросят за утилизированный Икарус-«гармошку»?