Статья в Авторевю №20, 2011г.
Своего рода юбилей: десять лет назад зимние столичные дороги вместо традиционной технической соли начали обрабатывать хлоридом кальция — который якобы и экологичнее, и эффективнее. Но неблагодарные москвичи прозвали новые реагенты «соплями Лужкова». Накануне очередного сезона мы, строго следуя рецептуре, приготовили самый распространенный в столице антигололедный реагент, полили им дорогу — и... Почему так скользко?
..................
Ответ пресс-службы Департамента ЖКХ Москвы на все вопросы про ХКНж один: мол, сцепление с политой реагентами дорогой полностью соответствует ГОСТу 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Этот стандарт обязывает дорожников обеспечивать коэффициент сцепления не ниже 0,4. Каков он на самом деле, кто и как его измеряет? А вот это, похоже, никого не интересует! Потому что согласно ГОСТу 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» измерять сцепление разрешается... только при положительной температуре. А при отрицательной дороги можно поливать вообще чем угодно! Чем московские власти и занимаются.
Остается лишь вопрос — зачем? Ответ на него нашелся на сайте
www.zakupki.gov.ru. Твердые реагенты трех видов Москва закупает в равных долях, по 26—28 тысяч тонн, а жидкого — 260 тысяч тонн. Мы прикинули стоимость всех реагентов по средним оптовым ценам с учетом стоимости доставки в Москву: то, на что московские власти тратят 1,6 млрд рублей, можно закупить и доставить примерно за 1,2 миллиарда. А обычная техническая соль в этом объеме обошлась бы столице еще в шесть раз дешевле — примерно в 250 млн рублей!
А как вообще борются со льдом за рубежом — например, в Скандинавии, где климат схож с московским?
Ответы нашлись на международной конференции «Прогрессивные технологии зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования», которая недавно прошла в Москве. Выяснилось, что во всех скандинавских странах применяют песок, мелкий щебень и обыкновенную техническую соль — как в сухом, так и в смоченном виде. Хлорид кальция норвежцы не используют вовсе, а шведы и финны — только во время ледяного дождя: там на него приходится не более 10% от общего объема реагентов. По словам Яна Оландера, главного инженера дорожной администрации Швеции и одного из руководителей Всемирной дорожной ассоциации (куда Россия, кстати, не входит), в середине девяностых шведы проводили сравнительные испытания различных солей — и выяснилось, что при крошечном выигрыше в экологии рассол хлорида кальция более скользкий, вчетверо более дорогой на местном рынке и вчетверо же дольше сохнет по сравнению с раствором хлористого натрия.
Шведское и норвежское ноу-хау: там дороги, в основном за городом, посыпают горячим мокрым песком (вода составляет 30% от массы смеси). Он вплавляется в лед и повышает коэффициент сцепления в полтора-два раза: до 0,3—0,5 против 0,25—0,3 у льда, посыпанного холодным сухим песком. По такой дороге едешь, как по влажному асфальту! Длится эффект несколько дней — против нескольких часов после сухого песка!
То есть все то, что мы узнали в 2011 году после собственного эксперимента, в мире известно давным-давно!
Причем важнейшим аргументом против хлористого кальция шведы посчитали именно время высыхания. Чем дольше дороги остаются влажными, тем интенсивнее они разрушаются: вода с поверхности проникает вглубь покрытия и, замерзая по ночам, буквально разрывает асфальт! Что мы и наблюдаем в столице каждой весной.
Ян Оландер из дорожной администрации Швеции: «В последнее время разброс температур зимой в Скандинавии стал заметно больше, поэтому нам приходится увеличивать объемы используемой соли»
Кстати, несмотря на меньшую агрессивность по отношению к металлам, хлористый кальций, не давая воде испаряться, в конечном итоге гораздо больше способствует коррозии, чем NaCl, — причем это наносит вред не только автомобилям, но и дорожным сооружениям вроде мостов.
А откуда у хлорида кальция имидж более экологичного реагента? Теоретически его можно лить и сыпать со вдвое меньшим расходом, потому что он более эффективно растапливает лед. Но в Москве никогда не снижали норм расхода антигололедных реагентов! В Швеции на дороги льют от 4 до 25 г/м2, тогда как в Москве средний расход реагентов за зиму составляет 40 г/м2, а допустимый — до 150 г/м2! О какой экологии может идти речь, если за зиму на столичные дороги реагентов выливают немногим меньше, чем на всю Швецию, и втрое больше, чем на целую Финляндию?
................................
Для того чтобы не было скользко, дороги надо чистить. Во всей Скандинавии их очищают и перед тем, как обработать поверхность реагентом, и сразу после выпадения осадков. Так же поступают и после обработки песком: дороги пылесосят при первом высыхании — и никаких вам гор песка и щебня на газонах весной. Более того, при сильных оттепелях, которые не редкость и у нас, дороги в городах отмывают шампунем. А у нас — только осенью и весной, до и после сезона.
советую прочитать
полный текст статьи с результатами испытаний на торможение и т.д.
Последний раз редактировалось: Gruneherz (10 Ноября 2011 09:56), всего редактировалось 1 раз