Цитата: Председатель Правительства Дмитрий Медведев недавно дал поручение Минздраву проработать вопрос о целесообразности запрета рекламы лекарственных препаратов в средствах массовой информации, в том числе электронных. Проектный центр «Открытое Правительство» 27 мая провел совещание по данному вопросу. Как сообщил ведущий мероприятия Леонид Горенбург, учитывая значимость вопроса для всех участников рынка (фармпроизводителей, рекламщиков, врачей и пациентов), Экспертный совет при Правительстве РФ предложил провести мероприятие, чтобы сформировать позицию экспертного сообщества и донести ее до Правительства РФ.
Разъяснение позиции Минздрава в этом вопросе дала директор Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава Елена Максимкина. По ее словам, изучив опыт Евросоюза, специалисты министерства считают необходимым пойти по пути большинства европейских стран – разделить потоки рекламы, направленные на население и на «лиц, уполномоченных назначать препараты» (термин Евросоюза). И соответственно в рекламе, направленной на население, разрешить рекламировать только препараты, отпускаемые без рецепта. Кроме того, необходимо контролировать содержательную часть рекламы при подаче препарата на регистрацию (в регистрационном досье), считают чиновники. Контроль в содержательной части рекламы также следует разделить – то есть наделить правом контроля Росздравнадзор и ФАС каждого в части их компетенции.
По мнению директора Института экономики здравоохранения Ларисы Попович, необходимо ужесточить требования к правильному отпуску препаратов рецептурного сегмента. Контроль в этой ситуации можно было бы возложить на систему ОМС, все инструменты для этого существуют. «Самая важная система, которая позволяет управлять потреблением ЛС, может очень тонко настраивать пациента на потребление нужных препаратов и отказ от употребления других, это система лекарственного возмещения, - считает она. - Вот это нормальный управленческий инструмент, который будет исправлять ситуацию. Но начинать надо с ужесточения нормативной базы, касающейся разграничения рецептурного и безрецептурного отпуска и ужесточения порядка отпуска ЛП, относящихся к рецептурным».
Запретить рекламу нереально, здесь нужны другие подходы, высказался главный нарколог России Евгений Брюн. По его убеждению, все препараты, относимые к лекарственным, должны отпускаться только по рецепту врача. «И тогда все отрицательные последствия рекламы, какой бы она ни была, нивелируются тем, что больной рано или поздно придет за лекарством к врачу», - говорит он. Вторая точка зрения специалиста – надо ввести акциз на рекламу ЛП: «Хочешь прорекламировать прокладку – заплати Минздраву, чтобы Минздрав потом распорядился этими деньгами, например, поддержал социально незащищенных граждан».
Президент «Лиги пациентов» Александр Саверский также считает, что «глупо бороться с рекламой, поскольку реклама есть способ доведения информации до населения». Однако эксперт высказывается за введение неких критериев для препаратов и определения соответствующего уровня доступности, объема информации по ним. «По каким-то препаратам информация может быть достаточно легкомысленной, по другим - более полной, третья часть препаратов должна преподноситься предметно и объективно». Он также высказался за расширение списка рецептурных препаратов.
Исполнительный директор СПФО Олег Астафуров высказался за создание при Правительстве РФ рабочей группы, которая бы системно занималась вопросами рекламы лекарственных препаратов в СМИ.
Участники совещания также высказывались за более активное участие действующих в отрасли СРО в вопросах, связанных с рекламой лекарств.
Подводя итоги совещания, Леонид Горенбург резюмировал, что «все понимают, что главный корень зла - не в рекламе, а в контроле за обращением лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецепту». Он также сообщил, что Минздравом совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ создана рабочая группа, которая займется вопросами обращения лекарственных средств. В рамках этой группы будет продолжено обсуждение поднятых на совещании вопросов. Высказанные его участниками предложения и пожелания будут направлены в Правительство РФ.
[/b]