Цитата:
"По работе мне довольно часто приходится летать в командировки. И каждый раз, прилетая в один из городов, я искренне удивляюсь: почему самолет совершает посадку в маленьком старом аэропорту, построенном ещё в 30-х годах прошлого века, когда рядом стоит новый комплекс, гораздо более вместительный и удобный. Но почему-то не работающий.
С новым аэропортом оказалась связана история поучительная, долгая и печальная. Привычная, в общем-то.
В начале 90-х в городе существовало целых три аэропорта. Но возможности для расширения двух из них были очень ограничены из-за того, что находились они в черте города. В случае же с третьим из-за протестов местных жителей было принято решение не расширять и его. Между тем, пассажиропоток рос, и предпринимать какие-то действия было необходимо.
Поэтому тогда же была озвучена весьма здравая идея – объединить все три аэропорта, построив один, по пропускной способности превосходящий существующие. К тому же вынести его за пределы города для возможного расширения в будущем.
Однако, как это часто бывает, от рождения идеи до ее воплощения может пройти не один день и даже не один год. В нашем же случае процесс проектирования занял (я не шучу!) 15 лет. За это время у аэропорта сменилась предполагаемая форма собственности. Изначально планировалось, что оператором аэропорта будет частная компания, но потом от этой идеи решили отказаться. Выплатив при этом двум частным компаниям, участвовавшим в конкурсе по 2 млрд рублей. За разработку собственных проектов и непосредственно участие в конкурсе. После этого аэропорт перешел в полную собственность федеральных и региональных властей.
Наконец, в сентябре 2006 года было начато строительство. Стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей ($ 2 млрд). Дата открытия была намечена 31 октября 2011 года.
Но, разумеется, это было только начало истории. Потому что уже в 2010 году стало понятно, что в срок аэропорт сдать не удастся. Поэтому дату открытия перенесли на 3 июня 2012. Для того, чтобы не оставить город без воздушного сообщения, была запланирована грандиозная акция по демонтажу и перевозке оборудования из двух других аэропортов (третий к тому моменту уже благополучно закрыли). С перекрытием дорог для перевозки, сотнями грузовиков с оборудованием и репортажами в режиме онлайн с места событий.
Но примерно за месяц до начала этого грандиозного действа выяснилось следующее: компания-проектировщик при разработке нарушила требования законодательства в части обеспечения противопожарной безопасности (собственно, выяснилось это во время обязательной проверки при приемке здания в эксплуатацию). Поэтому ни о каком открытии аэропорта в срок не могло быть и речи. И дату снова перенесли – на весну 2013 года. Во что уже, понятно, мало кто верил.
И чуда не случилось. Зимой 2012 года было объявлено о продлении сроков работ до октября 2013-го. «Зенит-Арена». Дежавю.
Между тем весной 2013-го сроки сдачи аэропорта перенесли на 2014 год. Месяц благоразумно решили не называть, видимо, чтобы сохранить себе пространство для маневра. Однако некоторые говорят скорее уже о следующем, 2015 годе. И то, если повезет.
В этой истории было еще много всего интересного. Было и оригинальное предложение усовершенствовать систему противопожарной безопасности, введя в штат дополнительно 700 сотрудников, которые бы следили за ситуацией в аэропорту (эту идею почему-то не одобрили). И концептуальная находка выводить дым во время возможного пожара по трубам, проложенным под землей, несмотря на то, что, как мы знаем из уроков физики, нагретый воздух имеет свойство подниматься вверх, а не вниз. И вентиляционные шахты, расположенные таким образом, что в них могла заливаться дождевая вода с западной стороны фасада здания.
Отдельного внимания заслуживает стоимость проекта. Первоначальная смета выросла почти в три раза, с 60 млрд рублей ($ 2 млрд) до 171 млрд рублей ($ 5,7 млрд). И после последней отсрочки эта сумма явно увеличится из-за расходов на строительство, поддержание здания в рабочем состоянии, необходимости эксплуатировать два старых аэропорта и упущенной выгоды. Сказать, сколько же в конечном итоге будет стоить строительство, не берется никто.