Цитата:Финляндия больше не считает нужным соблюдать Парижский мирный договор. Об этом заявил начальник пресс-службы финского правительства Маркку Мантила.
Парижский мирный договор был подписан странами-победительницами Второй мировой войны в 1947 года. Те его положения, что касаются конкретно Финляндии, практически сразу стали частью Конституции этой страны. То есть, главным её законом. И ни разу за минувшие годы ни один из руководителей государства не усомнился в их правомочности.
Между тем, роль Парижского мирного договора в сегодняшней стабильности в Европе переоценить трудно. Ведь этому документу обязаны своим современным видом границы многих стран Старого света. Например, Италии. Финляндию же тогда, в 1947-м, можно сказать пожалели. Её правительство не было свергнуто, а территория, за редким исключением, не знала иностранной оккупации, как, скажем, в Германии. В благодарность за это финны обязались придерживаться нейтралитета, ограничив свои вооружённые силы и выплатив Советскому Союзу репарации в размере $ 300 000 000.
Корреспондент «СП» попросила прокомментировать скандальную ситуацию политолога Константина Крылова.
«В том, что происходит сейчас в Финляндии, для меня нет ничего удивительно, — сказал Константин Анатольевич. — Это во времена СССР наши скандинавские соседи были тихими, мирными, четко придерживались нейтралитета абсолютно по всем вопросам. В ту пору они во многом зависели от нашей страны. И не то чтобы обязаны были ей своим стремительным экономическим ростом, но добились этого во многом благодаря Союзу. Не случайно в советские времена у нас эту страну называли не иначе, как «капиталистической советской республикой».
«СП»: — Вы имеет в виду заказы, которые получали финские производители из разных министерств нашей страны?
— Да. И это были гигантские, на сотни миллионов долларов заказы. Вспомните, например, знаменитый финский сервелат. Эта колбаса слыла у нас большим деликатесом. На её производстве только для СССР поднялись несколько предприятий Суоми. А финские сапоги — мечта каждой советской женщины? А бумага, которую покупаем у них и сейчас? Примеров много.
«СП»: — Бумага, которая производится из нашего леса, вырубаемого преимущественно в Карелии, и продаваемого соседям за копейки… За это теперь, видимо, нам и «мстят».
— Они не мстят. Они всегда были такими — лояльными к сильным. Был СССР, финны предпочитали с ним дружить. Про экономику я сказал. В политике же они придерживались нейтралитета, о вступлении в НАТО даже разговоров не было. Не забывали время от времени и угождать «старшему товарищу», выдавая, например, СССР перебежчиков из числа диссидентов. После развала Советского Союза всё изменилось. Практически сразу. Ведь финны в принципе никогда не страдали таким качеством, как угрызение совести. Даже просто стыдливостью там, где затрагивались их национальные интересы. Результат налицо.
«СП»: — То есть, бесполезно требовать от них соблюдения обязательств, прописанных в Парижском мирном договоре?
— Очевидно, да. Если они во всеуслышание заявили о намерении его игнорировать, значит, получили отмашку свыше. Понятно от кого.
«СП»: — От нового для них «сильного брата» — США?
— Совершенно верно. И для нашей страны ничего хорошего ждать от этого, как вы понимаете, не приходится.