В Северский городской суд
Томской обл.
от ова А.Л.
ДОВОДЫ
по существу жалобы по делу об административном
правонарушении
Полагаю, что постановление мирового судьи о наложении адми-нистративного взыскания подлежит отмене, производство по делу следует прекратить т.к. в материалах дела отсутствуют данные о моем злостном неповиновении инспектору ДПС Лазареву А.А.
По смыслу ч.1 ст.19.3 КОаП РФ ответственность по данной статье наступает только в тех случаях, когда оказывается злост-ное неповиновение работникам милиции, которое выражается в отказе от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника милиции, либо неповинно-вение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующее о прояв-лении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок ( см.Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях под общей редакцией заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Ренова Э.П., изд-во ?НОРМА?, Москва, 2002 г., стр.590-591).
Такая правовая позиция отражена и в Бюллетене Верховного Су-да РФ ? 6, 2000 г., ? 7 2001 г. ( справочно прилагается).
Как видно из имеющихся материалов, судья не располагал фак-тами об оказании мною злостного неповиновения работнику ГИБДД.
Согласно рапорту инспектора ДПС Лазарева А.А. я подчинился его первому же требованию остановиться, безоговорочно предь-явил для досмотра багажное отделение автомобиля, незамедлите-льно предьявил комплект документов на право управления автомо-билем, на посту ДПС терпеливо ( в течении примерно 40 минут) ожидал окончания сверки по базе данных об административных правонарушениях. Вышедший из помещения поста ДПС инспектор заявил, что намерен произвести и сверку номеров и предложил мне открыть капот моторного отсека. Это требование я также вы-полнил сразу,открыл капот моторного отсека( сняв запорное уст-ройство изнутри салона, выйдя на улицу установил капот на опор-
-2- ную штангу. В моем присутствии инспектор ДПС фактически про-извел сверку с данными регистрационных документов. Таким обра-зом мною не были совершены действия выраженные в дерзкой форме либо свидетельствующее о проявлении явного неуважения к представителю органов правопорядка.
Данных, свидетельствующих о том, что я оказал злостное непо-виновение работнику ГИБДД нет, не подтверждены задолжен-ность по уплате штрафов, несоответствие номеров на агрегатах автомобиля регистрационным данным.
В постановлении судьи отсутствуют данные и об иных наруше-ниях мною Правил дорожного движения.
Следовательно, в моих действиях нет состава административ-ного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КОаП РФ.
Водитель обязан выполнять только законные требования сотрудника ГИБДД.
Перечень оснований для остановки транспортного средства, которыми руководствуются инспекторы дорожно-патрульной службы, перечислены в действующем Приказе МВД РФ 329 от 01.06.98г. "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России":
п.2. Установить, что основанием для остановки транспорт-ных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности во-дителя, пассажиров к совершению дорожно - транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также на-личие данных об использовании транспортного средства в противо-правных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоя-тельствах совершения дорожно - транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении дви-жения;
- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транс-портное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожно - патрульной службы Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
-3-
Остановку транспортных средств в иных случаях расцени-вать как нарушение служебной дисциплины.
Как видно из рапорта самого инспектора Лазарева А.А. я ос-тановил автомобиль, предьявил документы, открыл багажник. Инспектор сам в рапорте указал, что требовал от меня проследо-вать на пост для сверки данных об оплате штрафов. Между тем такого основания остановки транспортного средства норма-тивными актами не предусмотрено. В своем рапорте инспектор отметил, что я отказался проследовать на пост для сверки данных административной практики. По моему мнению этот отказ и пос-
лужил причиной конфликтной ситуации, а также мотивом для дальнейших утверждений инспектором Лазаревым А.А. ь, что я якобы отказался участвовать в сверке номеров.
Согласно п.3. приказа МВД РФ от 1 июня 1998 г. при обраще-нии к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.
После остановки моего автомобиля инспектор Лазарев А.А. конкретной причины остановки мне не назвал.
Также необходимо учитывать и следующие нормативные акты:
Приложение
к Приказу МВД России
от 20 апреля 1999 г. N 297
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО РАБОТЕ ДОРОЖНО - ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453,
от 10.09.2001 N 800)
6.5. Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:
6.5.3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно - пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения
-4-
Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>).
<*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2897).
6.5.4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
6.5.15. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения (подпункт Ж пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
-5-
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок.
13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
16.1. Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных
транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП,
а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с
использованием транспортных средств.
16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.
17. Несение службы на стационарных постах
дорожно - патрульной службы
17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на
-6-
стационарных постах ДПС, возлагается:
17.1.1. Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно - регулировочной деятельности.
17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно - сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.
17.1.4. Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений.
17.1.7. Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно - сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.
18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.
18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с
-7-
записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам
дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру
административного воздействия за совершенное правонарушение.
В данном случае остановка моего автомобиля была произве-дена без необходимости, о причине остановки я не был уведом-лен, длительный срок задерживался на посту ( а не минимально короткий), мой автомобиль без законных оснований подвергся досмотру и без составления об этом протокола. Данных о том, что на момент моего задержания в розыске находился автомо-
биль сходный с моим в деле не имеется( в частности, ориенти-ровки об угоне аналогичной машины).Никаких оснований сомне-ваться в подлинности предъявленных документов или подозре-ний о совершении мною угона автомашины у инспектора Лаза-рева не было. Инспектор явно преднамеренно затягивал проце-дуру проверки, что можно считать умышленным задержанием с использованием служебного положения. В данном случае, с уче-том времени моего нахождения на посту ДПС фактически име-ло место задержание моего автомобиля.
Задержание транспортного средства ?запрещение его экс-плуатации предусмотрено статьей 27.13 КоАП РФ.
Под задержанием транспортного средства понимается временное принудительное прекращение использования транс-портного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления админи-стративного правонарушения) помещение его на специализи ?
-8-
рованную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.
Вводится в действие ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВС РСФСР от 18.04.91 N 1027-1
18 апреля 1991 года N 1026-1
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О МИЛИЦИИ
(в ред. Законов РФ от 18.02.1993 N 4510-1, от 01.07.1993 N 5304-1; Федеральных законов от 15.06.1996 N 73-ФЗ, от 31.03.1999 N 68-ФЗ,
от 06.12.1999 N 209-ФЗ, от 25.07.2000 N 105-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 29.12.2000 N 163-ФЗ,
от 26.07.2001 N 104-ФЗ, от 04.08.2001 N 108-ФЗ,
от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Статья 11. Права милиции
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
23) запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при
-9-
подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно - строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности; осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, приостанавливать действие указанных лицензий,
аннулировать их или продлевать срок их действия; (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 68-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
В постановлении мирового судьи дана краткая ( не полная ссылка на п.23 ст.11 Закона ? О милиции? и при этом не дана правовая оценка с точки зрения наличия условий для досмотра транспортного средства, осмотра автомобиля с участием во-дителя, а именно (подозрение, что они используются в противо-правных целях).
Несоставление протокола о досмотре является прямым нарушением закона:
1) потому, что проведение досмотра без составления протокола есть прямое нарушение закона
2)потому, что отсутствие самого протокола доказывает необо-снованность таких действий.
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 15 июня 1998 г. N 711
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)
-10-
опознавательными знаками. (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)
12. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее
обязанностей имеет право:
(в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)
ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин,
послуживших основанием для такого запрещения; (пп. "ж" в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)
и) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
н) осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; (пп. "н" в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)
?...Статья 27.9 КоАП РФ . Досмотр транспортного средства
1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях
-11-
обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства...?
Итак, досмотр транспортных средств, как мера администра-тивного обеспечения, может производиться работниками ГАИ не в любом случае, а лишь при совершении административного правона-рушения или при подозрении использования этого транспортного средства в противоправных целях.
Это подозрение должно быть ОБОСНОВАННЫМ, в частности, соответствующей ориентировкой. МОТИВИРОВКА досмотра должна быть отражена в протоколе.
Этих условий досмотра в данном случае не было.
В соответствии с п.9.2 Устава Патрульно-постовой службы: в разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, те-рять самообладание и в своих действиях руководствовыться лич-ными неприязненными чувствами. Полагаю, что инспектор Лаза-рев А.А. в своих действиях руководствовался мотивом личной не-приязни ко мне, а не интересами службы. Ранее я имел общение с данным сотрудником в связи с исполнением им служебных обязан-
-12-
ностей. В 2002 г. я дважды обжаловал его действия суд, жалобы были удовлетворены. Прошу обозреть эти материалы в настоя-щем судебном заседании. Зимой 2003 г. данный инспектор пытался запретить эксплуатацию мною автомобилем, прибывшим офице-ром действия Лазарева А.А. не были одобрены.
Кроме того действия инспектора Лазарева А.А. носили малозначительный харакер .
____________лов А.Л.
?24?февраля2005 г.
Приложение справочно:
Бюллетень Верховного Суда РФ
? 6 2000 г.
6. Отсутствие данных о злостном неповиновении лица законному распоряжению или требованию работника милиции повлекло отмену постановления о наложении административного взыскания и прекращение производства по делу
По постановлению судьи Останкинского межмуниципального суда Северо-Восточного административного округа г. Москвы от 24 февраля 1999 г. Антонов подвергнут взысканию за административное правонарушение, предусмотренное ст. 165 КоАП РСФСР, в виде лишения права управления транспортными средствами на срок два года и десять месяцев.
Он привлечен к ответственности за оказание злостного неповиновения работникам милиции при исполнении ими своих служебных обязанностей по охране общественного порядка.
15 февраля 1999 г. примерно в 9 час. 40 мин. Антонов управлял технически неисправным автомобилем "Шкода-Фелиция" и был остановлен на проспекте Мира, однако пытался скрыться, чем оказал злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции.
Председатель Московского городского суда оставил без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора РФ об отмене постановления о привлечении Антонова к административной ответственности.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ 16 августа 1999 г. рассмотрел протест с приложенными к нему документами и отменил постановления судьи и председателя Московского городского суда, а производство по делу об административном правонарушении прекратил, указав следующее.
По смыслу ст. 165 КоАП РСФСР ответственность по данной статье наступает только в тех случаях, когда оказывается злостное неповиновение работникам милиции, которое выражается в отказе от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника милиции, либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующее о проявлении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок.
Как видно из имеющихся материалов, судья не располагал фактами об оказании Антоновым злостного неповиновения работнику ГИБДД.
Согласно рапортам инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС) Евтеева, Дершанского и объяснениям Антонова, последний по требованию работника ДПС Евтеева притормозил, но затем поехал, однако был остановлен через 300 м и доставлен в дежурную часть отдела внутренних дел. Данных, свидетельствующих о том, что Антонов оказал злостное неповиновение работнику ГИБДД, нет.
Судья в постановлении сослался на то, что оказание Антоновым злостного неповиновения подтверждается объяснениями свидетеля Чебоненко. Между тем Чебоненко (как и Антонов) показал, что Антонов, управляя автомашиной, остановился по первому требованию работника милиции, только когда работник ГИБДД не среагировал на него, поехал, полагая, что его остановили по ошибке.
Таким образом, в материалах дела не имеется сведений о злостном неподчинении Антонова законным требованиям работников милиции при задержании и не подтверждена техническая неисправность его автомобиля.
В постановлении судьи отсутствуют данные и об иных нарушениях Антоновым Правил дорожного движения.
-13-
Следовательно, в действиях Антонова нет состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 165 КоАП РСФСР.
Бюллетень Верховного Суда РФ ? 7 2001 г.
1. Лицо, оказавшее неповиновение незаконным требованиям
сотрудников Государственной инспекции по безопасности
дорожного движения, не несет административной
ответственности по ст. 165 КоАП РСФСР.
(Извлечение)
По постановлению судьи Рыбинского городского суда Ярославской области 1
декабря 1999 г. Рябцев подвергнут административному взысканию за
правонарушение, предусмотренное ст. 165 КоАП РСФСР, в виде штрафа в сумме
834 руб.
Он привлечен к административной ответственности за то, что 30 ноября 1999 г. в 23
час. 20 мин. на проспекте Революции в г. Рыбинске оказал неповиновение
сотрудникам Государственной инспекции по безопасности дорожного движения
(ГИБДД), не выполнил их законных требований проследовать на автомашине на
штрафную стоянку ? нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 114 КоАП РСФСР
(управление автомашиной водителем, не имеющим при себе документов,
предусмотренных Правилами дорожного движения).
Председатель Ярославского областного суда постановление судьи оставил без
изменения, протест прокурора об отмене постановления и прекращении
производства за отсутствием в действиях Рябцева состава административного
правонарушения ? без удовлетворения.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ 22 декабря 2000 г. аналогичный
протест заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворил по следующим
основаниям.
Согласно ст. 245 КоАП РСФСР водители, не имеющие при себе документов,
предусмотренных Правилами дорожного движения, подлежат отстранению от
управления транспортным средством, а транспортное средство ? задержанию до
устранения причин задержания.
Порядок задержания установлен Министерством внутренних дел Российской
Федерации. Согласно пп. 13.13 и 13.15 Наставления по работе дорожно-патрульной
службы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом
МВД России от 20 апреля 1999 г. (в ред. от 21 июня 1999 г.), транспортное средство
помещается на специально отведенное охраняемое место при невозможности
устранения причин задержания на месте.
Из объяснений Рябцева, сотрудников ГИБДД Беляева и Асмолова усматривается,
что после остановки aвмашины в связи с нарушением Рябцевым требований ч. 2 ст.
114 КоАП РСФСР был составлен протокол об отсутствии у него свидетельства о
регистрации транспортного средства.
Однако Рябцев тут же пояснил, что причина задержания может быть устранена на
месте, и через небольшой промежуток времени документы были доставлены
следовавшим с ним пассажиром. Несмотря на это, сотрудники ГИБДД настаивали
на помещении автомашины на штрафную стоянку, а затем они с применением
физической силы доставили Рябцева в дежурную часть для составления протокола
об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165 КоАП РСФСР.
Между тем административная ответственность в диспозиции данной статьи
установлена за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию
работника милиции при охране общественного порядка, а равно невыполнение
водителем законного требования об остановке транспортного средства, оставление
водителем места дорожно-транспортного происшествия или уклонение от
прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Ни одного из перечисленных противоправных действий Рябцев не совершал.
Он остановил транспортное средство, предъявил имевшиеся при нем документы
для проверки и принял меры для устранения причины задержания.
При таких обстоятельствах требования сотрудников ГИБДД о помещении
-14-
автомашины на штрафную стоянку и последующее применение насилия были
незаконными, а действия Рябцева не образуют состава правонарушения,
предусмотренного ст. 165 КоАП РСФСР.
Кроме того, в описательной части протокола об административном правонарушении
и постановлении судьи указание о злостном неповиновении отсутствует, чем
нарушено требование ст. 261 КоАП РСФСР.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 227, 269, 274 КоАП РСФСР
постановления судьи Рыбинского городского суда и председателя Ярославского
областного суда в отношении Рябцева отменены, административное производство
прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Как НАПИСАНО ? ЕСТЬ ЧТО ДОБАВИТЬ ?