можно я тоже внесу свою лепту?
основная характеристика двигателя это конечно крутящий момент. он характеризует как двигатель тянет, крутит, и т.п.
т.е. непосредственное ускорение на включенной передаче это как раз крутящий момент. и когда набирается скорость и когда нас вжимает в спинку кресла, это как раз приложенная сила двигателя.
Возникает вопрос: что такое мощность? мощность это скорость выполнения работы, вот и все.
простой пример: чтобы поднять груз массой массой в 1 тонну, необходиомо приложить силу примерно 10 кН. допустим поднять надо на высоту 10 метров. разница потенциальной энергии равна 10м*10кН=100кДж. это есть работа которую надо совершить.
есть 2 двигателя.
один развивает 10 Нм на 1000 оборотах. чтобы поднять ему нужно передаточное отношение 1/1000 тогда будут на выходе необходимые 10кН, но уже не на 1000 а на 1 обороте в минуту, золотое правило механики однако :cool:
этот двигатель совершит требуемую работу за:
1 оборот это 1*2*пи=6,28 метров за минуту. получается 10 метров за 96 секунд.
второй двигатель развивает 5 Нм но при 6000 оборотах в минуту. типа тянет в 2 раза слабее.
чтобы приложить требуемые 10 кН нужно передаточное отношение 1/2000 тогда 10кН будут при 3 оборотах в минуту.
ну и соответственно подымет он груз за 32 секунды.
получилось что двгигатель с 2 раза более слабой тягой поднимет груз в 3 раза быстрее.
почему? обороты, вот почему. 2 двигатель делал это быстрее в 6 раз.
можем подсчитать условный показатель мощности (не в единицах СИ)
1 двигатель 10*1000=10 килоусловных единиц.
2 двигатель 5*6000= 30 килоусловных единиц.
работа за единицу времени это мощность. Вт=Дж/с
точно также получаем и в автомобилях: для получения максимальных характеристик типа разгон или максимальная скорость нужна максимальная мощность для быстрого совершения работы.
на стандартных ДВС на наших авто макс мощность выше оборотов макс момента потому-что выше оборотов макс момента обороты растут быстрее чем падает крутящий момент, соот-но мощность растет. хотя тяга ослабевает.
понятно?