В попытке улучшить штатную (контактную) систему зажигания мною были перепробованы несколько вариантов самодельных и промышленных схем зажигания.
Хотелось бы изложить практические выводы (может кому пригодиться)
1. Простые тиристорные системы зажигания (в которых используются обычные тиристоры, например КУ202Н) для практического применения непригодны однозначно (слышу крики осуждения оппонентов) из-за отказов данных схем при температуре воздуха меньше -25 градусов (т.е тогда когда особенно нужна мощная и стабильная искра). У тиристоров очень сильная зависимость тока управления от температуры и при низких температурах он просто перестает работать (чем меньше температура - тем больший нужен ток). Кроме того, авторы умышленно снижают мощность преобразователей высокого напряжения из-за вероятности "зависания" тиристора в открытом состоянии, что вызывает сбои при больших оборотах. Из плюсов данных схем (конденсаторных систем зажигания) отмечу небольшую нагрузку на аккумулятор.
2. БСЗ от 08 или 09 конечно хороша, НО при слабом аккумуляторе (т.е когда несколько попыток завестись не удались и аккумулятор подсел) завестись не получится (необходимы большие токи от аккумулятора для получения искры). Кроме того нужна дополнительно 1000 руб и не факт, что машина после и этого будет заводиться в мороз.
3. Штатная КСЗ (на моей машине) из плюсов имеет большую (ударение на первый слог) отказоустойчивость по сравнению с электронными схемами, плюс она меньше нагружает аккумулятор. При новых и правильно выставленных контактах прерывателя машина заводится не хуже чем с БСЗ от 08. Но контакты со временем имеют свойство подгорать...
Теперь несколько схем (изготовленных мною и опробованных на машинах знакомых) показавшихся мне наиболее оптимальными.
1. Оптимальная схема (нижняя). Только нужно предусмотреть или тумблер или разъем для перехода на штатную КСЗ в случае отказа.
(нижняя схема). Разгружает контакты прерывателя. Практически нет потерь на коммутацию (Я использовал IRF840 - сопротивление открытого транзистора 0,8 Ом. Цена - 22 руб). Очень хороший пуск. Наиболее оптимальная из всех проверенных мной (запуск с 3 попытки в -30). Собирается "на коленках", затраты по деньгам - 50 рублей (на IRF транзистор и разъемы. Все остальное найти вообще не проблема).
Кстати, верхнюю на рисунке схему можно использовать для ионизатора (устройство получается размером со спичечную коробку)
2. Еще есть похожая схема
у нее лучше фронты импульсов, но при напряжении аккумулятора меньше 6 вольт она работать перестает.
Как вариант "бюджетной" БСЗ можно применить схему
т.е берем у знакомых коммутатор и катушку от БСЗ (трамблер остается старый с контактным прерывателем) и смотрим есть ли смысл ставить себе БСЗ.
Еще есть хоррошая статейка
http://azlk2140.chat.ru/zima/zima.htm про применение дополнительного аккумулятора от UPS для систем зажигания.
(кстати там же
http://azlk2140.chat.ru/index1.htm есть много чего интересного (даже про практическое применение ионизатора есть))
Итого : пока самый оптимальный (в смысле минимальные затраты денег и времени) вариант - это схема по рис.1 плюс дополнительный аккумулятор аналогично схеме
[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/3.bmp[/img]
Неплохой вариант схема (попроще)
[img]http://azlk2140.chat.ru/zima/2.bmp[/img]
Искра (проверено на искровом стенде, с использование осцилограффа и высоковольтного вольтметра для наблюдения формы импульса и получаемого напряжения) не хуже чем в БСЗ. Зато есть один плюс - аккумулятор от UPS всегда можно унести домой и подзарядить (токи не более 1 А - иначе его вспучит). Ничего менять не нужно (провода и бегунок можно использовать старые). Всегда можно вернуться на КСЗ.
Но самый лучшая система зажигания - это тиристорная, но с использованием вместо тиристора IRF транзистора. (схема собрана, показала отличные характеристики на стенде, но пока на машину не ставил (корпус сделать еще нужно)), поэтому схему не привожу. Правда там затраты на детали поболее (более 500 рубчиков получаются). Зато из дополнительных плюсов - возможность получения 220 вольт 100 Ватт для питания бытовой техники (например на природе)
P.S Правда не в тему
Рекомендую "самоделкиным" посмотреть
http://www.aac.ur.ru/craft.php - много свежих схем. Например
http://www.aac.ur.ru/craft.php?id=59&start_no=100&on_page=20&blok_on_page=10&start_blok=0
- схема очень простого автозапуска на классику (проверено - работает).
Спасибо авторам используемых сайтов за информацию.