Сабж
31.01.06 /Семь верст/
Юрий Целиков: ?Автомобиль с судьбой счастливой такая ж редкость, как алмаз...?
Популярность этого человека уже перешагнула пределы АВТОВАЗа, во благо которого он трудится более тридцати лет. Высококлассный специалист, способный, по мнению знающих его людей, сворачивать в интересах дела горы, неоднозначная личность с огромным запасом жизнелюбия и неистощимым запасом юмора, ярый противник лжи и приспособленчества и сам к тому же умело владеющий пером... Любимый жанр - эпиграммы, лучшие из которых вместе с воспоминаниями об известных людях представлены в изданной им книге ?Надпись на ВАЗе?. Обратите внимание: даже в книжном названии обыграна привязанность Целикова к родному предприятию. Да, Юрий Кузьмич - горячий патриот ВАЗа и всегда готов грудью встать на защиту его продукции, что, впрочем, не мешает ему объективно оценивать автомобили вообще и вкусы их владельцев в частности.
- Первый опыт, вождения обычно не забывается. Вам, должно быть, тоже есть что сказать по этому поводу...
- Для этого придется сделать экскурс в далекое прошлое. В послевоенном Воронеже, где тогда проживала наша семья, владельцев частных машин было немного. И когда знакомый отца заехал к нему на ?Опель-Капитане?, непривычный вид этой трофейной иномарки поразил детское воображение. Заметив это, водитель ?Опеля? усадил меня на колени и позволил немного порулить. Испытанный при этом восторг настолько врезался в память, что впоследствии тем же способом я пытался радовать своих детей и внуков. А по-настоящему я взял в руки руль в 17-летнем возрасте, когда в школьном автокружке осваивал азы вождения на грузовике ?ГАЗ-51?. На легковушку (ею стал ?пикап?) пересел лишь в 1972 году, когда стал работать на ВАЗе. Ездил при этом, не имея водительских прав. Их я получил только шесть лет спустя, когда ввели достаточно строгие правила, запрещающие такое своеволие.
- И продолжили ездить на ?пикапе??
- Нет, конечно, тем более что это была не моя машина, а служебная. Свой автомобиль в ту пору я купить не мог - зарплата не позволяла, и потому долгое время разъезжал только на служебных. И если меня спрашивали, какая машина лучшая, я отвечал: служебная. Собственную я приобрел лишь в 1990 году, когда работал директором Восточного региона ?АВТОВАЗтехобслуживание?. Из всех реализуемых на тот момент моделей предпочел ВАЗ- 2104.
- Почему именно его?
- Мой выбор автомобиля всегда определен его многофункциональностью. В этом смысле ВАЗ-2104 полностью соответствовал моим планам? Дело в том, что мы с женой решили обзавестись дачей. Для перевозки стройматериалов годился только вместительный автомобиль. Покупать грузовик я не собирался, а из предложенных на тот момент легковых автомобилей наиболее подходящим оказался ВАЗ-2104. Прослужила эта машина года четыре, но могла бы и больше.
-Почему же вы с нею расстались?
- Когда затраты на ремонт автомобиля возрастают (что неизбежно в процессе эксплуатации), его надо продавать. Вазовские машины хороши тем, что на них можно спокойно ездить лет пять. Но где-то на шестом или седьмом году затраты на их ремонт приравниваются к стоимости ремонта иномарок - вот тогда и надо подыскивать новый автомобиль. Самые умные водители меняют машину года через три, так как первые два года действует гарантия и еще год она пребывает практически в идеальном состоянии, благодаря чему ее можно сбыть по нормальной цене.
- Судя по всему, вы тоже поступаете умно...
- В этом смысле - не всегда. Когда машина становится частью жизни, можно сказать другом семьи, продавать ее тяжело. Я, например, очень болезненно расставался с бронтовской ?Нивой? ?Фора?, которую приобрел вместо ВАЗ-2104. Утешался лишь тем, что перешла она не в чужие руки - племяннику.
Почти одновременно с ней я приобрел ВАЗ-2111. Купил, можно сказать, случайно, но тоже ни разу об этом не пожалел. А вышло так: заглянула как-то в наши края известная певица Елена Камбурова, с которой у меня дружеские отношения. И захотелось ей приобрести автомобиль, в котором, кроме пассажиров, могла бы размещаться необходимая для выступлений аппаратура. Я посоветовал ей купить ВАЗ-2111. Для убедительности сослался на известного поэта Евгения Евтушенко, ставшего одним из первых владельцев этого автомобиля, в чем, по его же словам, не разочаровался. Машину Камбуровой подобрали, но при осмотре автомобиля обнаружились небольшие погрешности. Ждать, пока их ликвидируют, певица не могла, и я порекомендовал ей взять ?десятку?, а сам купил ?одиннадцатую?, которая также отслужила свой срок весьма исправно.
- Мне кажется, что вид автомобиля, если он стал, как вы говорите, другом, должен соответствовать характеру и внешности владельца. Ну, знаете, как бывают похожи между собой собаки со своими хозяевами...
- Действительно... У известного датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа даже есть серия рисунков на эту тему. Но проводить такую аналогию с автомобилями правомерно лишь в последние годы, когда приобрести их могут многие. Прежде рядовые граждане либо на трамваях ездили, а уж если на покупку автомобили разжились, то брали что дают. Кто-то, может, и предпочел, бы ?Мерседес? вместо ?копейки?, да возможности не совпадали с желанием... А вообще-то как профессия налагает отпечаток на характер и внешний вид человека, так и машина может это сделать.
- А какую модель вы посоветовали бы начинающим водителям, многие из которых (особенно молодежь) мечтают об иномарках?
- По моему твердому убеждению, лучшим ?тренажером? для начинающих автовладельцев, предполагающих впоследствии пересесть на иномарку, являются автомобили ВАЗа. Во-первых, они самые дешевые. Во-вторых, выполняют все функции иномарки, но разве только в эксплуатации чуть-чуть пошумнее или зазорчики на дверях не идеальны... Но эти минусы с лихвой окупаются их неоспоримыми достоинствами - неприхотливостью и надежностью. К тому же это единственный на постсоветском пространстве автомобиль, для которого всегда найдутся запчасти в любом населенном пункте - от мегаполиса до деревни. За период работы ВАЗа с него ушло столько запчастей, что даже без автосервиса обеспечить ими всех желающих совсем несложно. А если учесть возможности фирменного автосервиса, то проблемы с запчастями просто исключены. И еще об одном немаловажном преимуществе отечественных марок. Так, практика показывает, что начинающий водитель за год совершает не менее шести микроаварий: то зацепит ворота гаража, то на бордюр въедет... Случись такое с иномаркой, ?зализывание? всех царапин обернется приличной суммой.
- Похоже, к иномаркам вы относитесь несколько предвзято...
- Ничуть не умаляю их достоинств. И даже охотно на них езжу - у меня, например, есть Opel Vectra, который долгое время вполне меня устраивал. Но поскольку ему уже восьмой год, собираюсь его продать. Тем более что в настоящий момент пользуюсь таким замечательным детищем ВАЗа, как ?Лада Калина?. Я, кстати, стал обладателем первого товарного автомобиля этой модели, что делает эту покупку уникальной.
- В одном из своих стихотворных размышлений вы отметили, что ?автомобиль с судьбой счастливой такая ж редкость, как алмаз...? Какая, по-вашему, участь ждет ?Калину?, относительно достоинств которой высказываются разные мнения?
- Все пинки в ее адрес я прокомментирую так: ?Калина? - лучший представитель ВАЗа за все время его деятельности по производству автомобилей собственных разработок. По значимости сравнить с ней можно только ?Ниву?, ставшую родоначальницей внедорожников и завоевавшую ВАЗу статус законодателя мод в мировом автостроении. Всего же ВАЗ за свою историю изготовил более 23 миллионов автомобилей. Но эти две машины стоят в особом ряду.
Свою ?Калину? я называю ?коньком-горбунком? за ее безотказность. Поездки на длительные расстояния, участие в автопробеге ?Сделано в Тольятти? и даже аварийная ситуация, в которой я оказался по причине гололеда (но, слава богу, не пострадал), подтвердили прекрасные технические качества ?Калины?, ее выносливость, вместительность и комфортность. Очень удобна и базовая заводская комплектация противоугонного устройства и сигнализации. Обращаю на это особое внимание, потому что мои машины (в том числе служебные) пытались угонять не раз. И кто знает, как бы все обернулось, не используй я в качестве противоугонного устройства собственные ?заморочки?, о которых, естественно, публично распространяться не стану.
- Вы упомянули об аварийной ситуации. В связи с этим правомерен вопрос о наиболее надежных, на ваш взгляд, автомобилях (кроме ?Калины?) в смысле их безопасности и насколько вы сами осторожны на дороге.
- В смысле безопасности самое надежное - мы сами. Как говорится, если прокладка между сиденьем и рулем (то есть водитель) соображает и соблюдает правила, то любой автомобиль безопасен. Я на дороге не лихач, а разумный гонщик. Если не различаю дорожную обстановку впереди себя как минимум на двести метров, то резких движений не делаю и скорость не превышаю. Чего, к сожалению, не скажешь обо всех водителях. А все потому, что период беззакония на постсоветском пространстве привел к преступному разгильдяйству. Сегодня дорожные законы игнорируют почти все - начиная с депутатов Думы и кончая купившими права молодыми ребятами. Это я говорю как водитель со стажем, заставший времена, когда порядок на дорогах все-таки соблюдался.
- И, очевидно, как основатель и участник знаменитых автопробегов под маркой ВАЗа, о которых наслышаны не только в Тольятти?
- Не скрою, люблю перемещаться в пространстве. И не мудрено, ведь мама родила меня не в роддоме, а в вагоне-теплушке спецэшелона. Он вывозил в сторону Новосибирска архивы местного НКВД, семьи чекистов (им был мой отец) и группу интернированных немцев. Так что впервые я увидел мир движущимся. Я вообще люблю сопоставлять жизнь человека с движением на дороге: чуть зазевался, лишился места, не туда повернулся - тебе вмазали, потерял бдительность - обокрали...
Но вернемся к автопробегам, которые проводим с 1996 года. Ежегодно в них участвуя, я не только удовлетворяю свою страсть к путешествиям и расслабляюсь, но и широко применяю изобретенный мною ?закон попутной пользы?, позволяющий вносить коррективы в производственную деятельность. То есть контролирую работу встречающихся на пути станций техобслуживания, при необходимости помогаю им решать наболевшие вопросы, знакомлюсь с работающими там людьми и т.д. Но все, включая автрпробеги, нуждается в развитии. В настоящий момент считаю целесообразным проводить не их, а автоэкспедиции. Планируется, в частности, снарядить автоэкспедицию на Соловки, в ходе которой также можно оценить состояние дорог, работу СТО и т.д.
- В таких поездках важно иметь хороших попутчиков. Какие человеческие качества вам импонируют больше всего?
- Люблю людей с чувством юмора. Чаще всего им обладают люди достойные, а вот у тупых и жадных оно всегда понижено. Очень важны для меня порядочность и внутренняя интеллигентность человека. Чрезвычайно тяготею к милосердным людям. Но не к тем, кто демонстрирует любовь к ближнему в ходе специальной кампании, а к добрым и отзывчивым по своей сути. С людьми, обладающими такими качествами, спокоен не только в пути, но и в повседневной жизни. Жизнь вообще интересна встречами и переменами, дающими надежду на лучшее. На ВАЗе, кстати, тоже не соскучишься. Вот и сейчас, с приходом нового-руководства, затеплилась надежда, что завод получит второе дыхание. По некоторым симптомам, перемены к лучшему уже наметились, но о конкретных результатах пока говорить рано. Однако сам факт преобладания положительных эмоций над отрицательными в связи с происходящими переменами обнадеживает лучше всяких обещаний.
Биографическая справка
Юрий Кузьмич Целиков родился в 1941 г. в Новосибирске. В 1965 г. окончил Куйбышевский политехнический институт по специальности инженер-механик. С 1972 г. работает на ВАЗе, где прошел путь от мастера до заместителя директора фирмы ?АВТОВАЗзапчасть?. Затем работал в НТЦ, ас 1989 г. - в ?ABTОBA3-техобслуживании? заместителем главного инженера. За трудовые успехи награжден орденом ?Знак Почета? и четырьмя медалями. Женат, имеет сына, дочь и двоих внуков.
Жанна Шацкая