Стук рулевого. Проект века!
Уважаемые форумчане!
Я вот тут поосмотрелся и заметил, что существует одна проблемка, которая кочует из форума в форум ? это стук в рулевом.
Не обезсутьте, что тема эта вновь поднимается ? очень хочется коллективным умом решить эту проблему.
Многие замечали на а/м 10-го семейства (особенно шокирует это явление на новых машинах), что при переезде рельс или при движении по крупному гравию ощущается сильная вибрация на руле и стук то ли в рейке, то ли в рулевой колонке.
Для определения источника грохота необходимо удостовериться, что рейка подтянута, а рулевые тяги (усы, которые отходят от рейки) не люфтят при дергании за них. Если стучат, то необходимо рейку подтянуть до тех пор, пока люфт не исчезнет, но не больше. Если этого люфта нет, то искать грохот нужно в рулевой колонке. Для этого снимаем кожух рулевой колонки и кладём руку на кардан-соединитель промежуточного вала и рулевого (тот, что скрывается в рулевой колонке и недоступен без её разбора) во время движения по гравию. Проделывать это необходимо крепко держа другой рукой руль, потому как можно переломать пальцы. Убеждаемся, что стук от туда.
Теперь облегчённо отдыхаем ? рулевое управление ИСПРАВНО. Так 3,14здато задумано на АвтоВАЗе, злая шутка конструкторов и/или экономистов!
Те, кого эта ситуация не устраивает, и есть желание разобраться с причинами сего явления, поставив в этом вопросе жирную точку, приглашаются к обсуждению.
Итак:
Если карданчик стучит когда рейка подтянута, а подтянута она, если тяги не люфтят, то дело не в рейке, а в конструкции рулевого механизма в целом.
Для того, что бы убедиться в его несовершенстве, не надо быть гением - надо иметь помощника. Попросите его покрутить руль из стороны в сторону, а сами посмотрите на рейку и её крепление в подкапотном пространстве. Обязательно попробуйте, сразу возникнет вопрос ? как это устройство, с названием ?автомобиль?, умудряется ездить ?! Картер рейки движется не только в горизонтальном направлении, но и вдоль оси движения, а ещё больший ужас вызывает изгибание креплений рейки и держащих её хомутов. Соответственно, в процессе движения с рейкой происходит нечто подобное, а на гравии, ещё и частое! Поскольку в любом кардане есть осевой микролюфт, то дальше он будет лишь прогрессировать, причём, чем тяжелей (это о гарантах), а соответственно инерционней будет промежуточный вал, тем быстрее стук превратится в нервотрёпку.
Но искушённый автомобилист спросит: -а почему же такое не происходило в самарах?
Причин здесь много и ни одна по отдельности не состоятельна. Думаю, что и я знаю не всех!
Что бы не делать голословных выводов, давайте сравним рулевые механизмы Матрёшек и Самар:
1) способ крепления картеров рулевых механизмов:
перемещения картера в ?Самарах? существенно меньше, причём по некоторым осям ? в разы!
2) конструкция зацепления в рейке самар прямозубая, в матрёшках с 2000г. косозубая.
Остальные отличия, на мой взгляд, вторичны и не сильно принципиальны. Здесь необходимо понимать, что карданчики между промежуточным валом и рулевым являются неотъемлемым требованием безопасности и устанавливаются давно на машины с регулируемой колонкой и без неё. Кроме того, на самарах с регулируемой колонкой таких проблем со стуком карданчика практически нет (утверждаю из опыта эксплуатации своей предыдущей 99 с евросалоном и гарантом в рулевой, братишкиной 99 с евросалоном, жинкиной 13 с гарантом и некоторых знакомых)
Что касается п.п.1, то вроде всё понятно ? слишком матрёхи мягкие, хотя и надо отдать должное инженерам ? короткую восьмую рейку не осмелились поставить. Но, и длинная рейка повторяет перемещения рулевого вала, поддаваясь возникающему на руле крутящему моменту.
При рассмотрении п.п.2 начинается самое интересное ? занимательная механика прям.
Допустим, что перемещения картера рейки мы уничтожили полностью, но в десятой рейке приводная шестерня косозубая и соответственно, на эту шестерню при движении, в паре зацепления будет действовать продольная осевая сила, которая будет передана на промежуточный вал, а соответственно на кардан с его микролюфтами! Повторюсь, это идеальный сценарий, когда картер рейки жестко зафиксирован и не имеет перемещений. Появилась теория, что тарельчатая пружина, которая фиксирует шестерню, производства АвтоВАЗа плохая и нужно ставить SS20. Станет получше, но не кардинально, потому, что пружиной можно выбрать люфт, только если сила осевого воздействия ниже силы разжатия пружины. А при всём уважении к этому производителю, динамические силы там бывают намного больше. Здесь надо отметить изобретательность форумчан, предложивших прижать червяк рейки не тарельчатой пружиной, а кольцом нужной толщины. Браво! Опасно правда, но одного возмутителя карданчика мы бы уничтожили. А как быть с реальными перемещениями картера рейки, который будет жёстко связан через наше прижимное кольцо с входным валом реечного механизма, промежуточным валом и соответственно с карданчиком?
Дальше резиновых шариков дело не пошло и всё осталось полумерами. Мы лечили исчезающий носовой хрящ, а не сифилис - т.е. следствие, а не причину!
Но ведь нас не для этого в учили ! ! !
По официальным данным КБ АвтоВАЗа, до августа 2000г. на автомобили 10-го семейства устанавливали временные рулевые механизмы с кат? 2108-3400010-20, причём оба РМ являются взаимозаменяемыми (в паре с промежуточными валами). А ведь это практически восьмая рейка с прямозубой парой, но с удлинённым для десяток картером! (Не путать с восьмой, короткой рейкой ? каталожный номер отличается окончанием).
Итак, я предлагаю следующий вариант:
Щиток усилить техномастером, а в него воткнуть (плотно, с натягом J ) рейку старого образца в паре с длинным промежуточным валом с кат?2110-3401092.
По идее, усилитель щитка приблизит податливость до уровня самар, а дальше весь рулевой механизм будет самарской копией!
Дело за малым ? перед заменой надо собрать практические данные от владельцев матрёх выпуска до августа 2000г. о поведении их рулевого на щебёнке.
Народ, люди! отзовитесь, участвуем в проекте века !
P.S. респект форумчанам, чьи идеи были использованы в этом опусе, и отдельный респект носителю ника ?СузТС?.
P.P.S. 2112 ? 2004г. Стучит с автосалона, загрохотало после установки гаранта. С мячиком грохот стал проявляться существенно реже (поначалу), но после его имплантации машина на высокой скорости как то слегка рыскала. Тарельчатая пружина SS20 изменила характер стука, но руль объективно стал туже. Стучит и сейчас, но от гаранта избавиться не могу ? усиленные замки зажигания, пожалуйста, не предлагать!