ВАЗелин для ВАЗофобов
Тот, кто не любит ВАЗ, - а) не патриот б) не мужчина в) и, в целом,
неумный человек. Не патриот он потому, что ВАЗ - это гордость и
легенда отечественного автопрома, не мужчина - потому что руки у него
известно из какого места растут и заменить ремень генератора, скажем -
для него задача неразрешимая, а не очень умный человек - в просторечии
дурак - вот почему.
На вопрос «Что такое хороший товар?» существует, как минимум,
несколько ответов. И один из них (возможно, главный) таков: Это то,
что предпочитают потребители. Потребители, в конце концов, голосуют
рублём, и такая голосовальная машина заведомо надёжней, чем «опрос»,
«общественное мнение» или «экзит-пол». Если спросить на выходе из
автомагазина «Какую машину вы хотели бы купить?,» и большая часть
ответит, скажем, БМВ или Мерседес, но на самом деле купит ВАЗ - то
потребитель на этих самых честных выборах проголосовал именно за ВАЗ,
и никак иначе.
Взглянем на результаты такого потребительского голосования без шор и
предубежденности. Вот свежие данные за 2008 год: АвтоВАЗ выпустил за
год 640 тысяч и продал 622 тысячи автомобилей по средней цене $9690 за
машину. На втором месте - Шевроле (235 тысячи, втрое меньше, но... в
этом числе и 54 тысячи «Шевроле-Нива» - совместного производства с тем
же АвтоВАЗом). 189 тысяч машин продала Тойота. Все остальные - далеко,
далеко позади. В итоге, 2008 год стал рекордным по количеству
выпущенных автомашин марки ВАЗ. Даже в провальном для всего
автобизнеса январе 2009 года ВАЗ умудрился продать 30 тысяч своих
автомобилей. Любой другой автодилер танцевал бы джигу при таких
показателях. Всего в 2009 году АВТОВАЗ планирует продать только на
внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей. Добавим, что кроме этого
ВАЗ поставляет партнёрам примерно 140 тысяч автокомплектов в год для
сборки автомашин вне завода, из них 60 тысяч - на экспорт.
В структуре нашего легкового автопарка каждая вторая машина выпущена
АвтоВАЗом. Напомню, что все их купили за деньги, добровольно, и
подавляющую часть - уже в «рыночную эпоху». Назовите мне большую
страну, где половину автомашин на рынке реализовал один национальный
производитель - и я ставлю вам бутылку тормозухи (зачеркнуто)
шампанского. ВАЗ это не просто история успеха - это история
грандиозного коммерческого успеха, бизнес-легенда, наш фантастический,
невероятный бренд, предмет нашей национальной гордости.
Да, число иномарок на нашем рынке растёт, и в 2008 году достигло
трети парка. Но что интересно: в структуре парка они в основном
вытесняют другие старые марки, а доля ВАЗа остаётся гораздо более
стабильной.
Может быть мы одни «такое странные», что покупаем отечественное?
Отнюдь. Экспорт российских легковых автомобилей вырос и за 2008 год
составил 128 тысяч штук (на $910 млн. против $808 млн. годом ранее).
Всего мир в 2008 году купил продукции нашего автопрома (с грузовиками)
более чем на 1,6 миллиарда долларов. Лада оказалась одной из немногих
автомарок, продажи которых выросли и в январе этого года на падающем
немецком авторынке.
Да, ВАЗ - это производитель недорогих автомобилей. Большая половина
претензий к нему относиться не собственно к машине, а к той рыночной
нише, которую он занимает. Среди нуворишей и пижонов недорогое и
отечественное модно и престижно презирать. Но, возможно, многим из них
в текущем году придётся пересмотреть свою позицию. Средняя цена
автомобиля, проданного в 2008 году в России, составила примерно 23
тысячи долларов. Совершенно очевидно, что в ближайшие год-два в связи
с падением покупательной способности рынок упадёт, и средняя цена
проданного автомобиля будет существенно ниже, за счёт
перераспределения спроса в сторону бюджетного сегмента рынка... то
есть, в пользу того же АвтоВАЗа - особенно после запуска новой
кредитной линии с участием ВТБ и Сбербанка.
Очередное наглое враньё - про «безопасные японские машины» и «опасные
машины-убийцы» (это, конечно же, Лады). В открытом доступе данных по
смертности нет, но вот что можно нарыть в статистике, которую мне
подкинул журналист из Тольятти Алексей Напылов. Возьмём регион с явно
преобладающим японским парком (Приморье) и явно преобладающим парком
ВАЗ (Самарская область):
"Приморский край: зарегистрировано 1525 дорожно-транспортных
происшествий в которых погибли 326 человек .... Самарская область:
зарегистрировано 2611 ДТП в которых погибло 425 человек». В Приморье
один человек погибает в среднем на каждые 4,7 ДТП, в Самарской области
- один на каждые 6,1 аварий. На 30 процентов реже. Таким образом, на
деле-то - если проверить по честному - всё оказалось ровно наоборот,
чем десятилетиями нас убеждали (и почти убедили!) вазофобы.
И это не случайность. Большое значение для безопасности играет
возраст автопарка, доступность сервиса и качественных запчастей.
Средний возраст легковых автомобилей в нашей стране примерно 12 лет.
При этом автопарк автомашин ВАЗ - самый молодой из массовых российских
марок. А если взять только переднеприводное семейство - то ВАЗ
лидирует безоговорочно. Автомобили других российских марок
(«Москвичи», «Волги», «УАЗы») гораздо старше - средневзвешенное
значение их возраста превышает 17 лет. Сильно ли выигрывают у ВАЗа
иномарки? Да нет, примерно на уровне. Так, каждая вторая Toyota в
России (а это самая массовая иномарка) - автомашина старше 10 лет.
Самые молодые парки, кстати, у «корейцев» - они относительно недавно
научились делать неодноразовые машины, а в отстающих - Мерседесы и
БМВ, среди которых много старых машин.
В прогнозе структуры автопарка на 2012 год доля российских
автомобилей сократится с 70% примерно до половины всего парка, при
этом доля АвтоВАЗа останется львиной - порядка сорока процентов. Все
прогнозы показывают, что один АвтоВАЗ и в ближайшие годы будет
продавать на территории России сопоставимое количество новых
автомашин, сколько и вся остальная мировая автопромышленность, и это -
правда, с которой следует смириться самым ревностным хулителям ВАЗов.
Если вы встретите в прессе существенно иные данные, вспомните, что на
первых местах на нашем рынке идёт «Шевроле» который считают вместе с
«Шевроле-Нивой».
Лада - хорошая машина. Просто хорошая. Не «ах, ах, ах» - но просто
хорошая. И комплектующие у неё - вполне качественные. Сказки насчёт
«бракованных запчастей» опровергаются просто. Рынок запчастей ВАЗа -
огромный и весьма прибыльный, и никто не мешает механическим заводам и
у нас, и за рубежом выпускать их. И заводы-таки выпускают. Однако,
если вы пойдёте в нормальный сервис то вам (за редкими и хорошо
известными всем исключениями) посоветуют «родную» деталь. В некоторых
случаях - даже откажутся ставить деталь альтернативных производителей
- так как потом отвечать за брак и им тоже. Да хоть бы и морально -
кому нужны неприятности на ровном месте?
По поводу старой легенды что «ВАЗ половину времени ездит, а половину
в ремонте» - это очередная сказка-небылица от профессиональных
сказочников. В ремонт «навсегда» можно поставить любую машину. Из
опыта моего знакомого строителя, безжалостно юзающего десятилетний ВАЗ
в режиме грузовика-полутонника, загонять на ремонт его приходится два
раза в году: один «плановый», по подвеске, второй - если что-то
сломалось. Разумеется, свечи или ремень генератора он может поменять
сам за пять минут. Зато ВАЗ никогда не встанет у вас из за того, что
«нужную Вам запчасть надо заказывать, она придёт через месяц» (а
приходит через два, и всё это время «неломающаяся иномарка» стоит на
приколе - случай реальный) . В любом райцентре, а то и совхозе, вы
найдёте почти всё, что нужно, да и мастера, который всё вам починит.
ВАЗ - это машина для жизни, а не для пижонства. Плохая сборка?
Опомнитесь, граждане. ВАЗ в России (и за рубежом, и в «ближнем» и в
«дальнем») собирают уже с десяток предприятий. Если бы хоть кто-то из
этой десятки собирал хуже других, а кто-то существенно лучше, - при
примерно одинаковой цене второй сразу бы стал известен и ценился на
вес золота - а значит, отвоёвывал бы рынок. Но нет же такого, нет.
Никто не спрашивает в автомагазинах с дрожью в голосе: «А нет ли у вас
Лады казахской сборки?!» Нельзя же в здравом уме считать, что над
маркой ВАЗ реет вечное проклятие, и любой, начавший собирать ВАЗ - в
любой стране - заранее обречён на халтуру и брак.
Плохие поставщики? По всем ведущим позициям есть альтернативные
бренды, зайдите на сайт оптовых торговцев запчастями, вы там найдёте и
Европу, и Азию, и кого там только нет, из тех, кто желает своими
качественными запчастями отъёсть кусочек сладкого ВАЗовского рынка. И?
Получается ? Увы, увы вам, ВАЗ все равно лидирует и здесь. Странно да?
Что же рынок всё никак «не расставит по своим местам» ? Может быть,
сказка насчёт «некачественных комплектующих» - тоже просто сказка?
«АвтоВАЗ обречён» - это рефрен слышен уже почти два десятилетия. При
этом производство обреченных ВАЗов за это время, как ни странно
существенно выросло. Так что все предыдущие прогнозисты и хулители -
как доказала жизнь - все эти двадцать лет громко пукали в лужу. И
продолжают увлечёно издавать эти звуки и сегодня.
Как же мне надоел этот стройный оркестр!