Идея установить подогрев жидкости в бачке омывателя возникла давно. И причина только _одна_ - значительное загустевание незамерзайки (небодяжной!) при температурах от -10С и ниже. Особенно от -15С. Незамерзайка превращается в кисель и мотор омывателя не может её прокачать с нужным давлением - струйки долетают лишь до нижней части стекла. Особенно это заметно при использовании нештатных форсунок с двумя жиглёрами от Шевроле-Нивы, к примеру, как у меня. А если ещё и на скорости да в лютый ветер... Струйки с трудом достают до нижней кромки стекла. Приходится до посинения долго жать на подрулевой, чтобы хоть как-то очистить стекло. Незамерзайка расходуется литрами. +Очень неприятные ощущения, когда едешь только "по приборам".
При изготовлении девайса _не_ставилась_задача_экономить_незамерзайку_зимой_разбодяживанием_или_полным_переходом_на_воду!!!_
Всё равно промёрзнут трубки (форсунки ещё можно подогреть без особого колхоза), а при попытке брызнуть такой жидкостью (вода или разбодяжка) на стекло в более-менее приличный мороз, оно (стекло) моментально затянется ледяной коркой - очень опасно! Да и на дворниках будет наростать ледяная шуба.
Много встречал на форуме заявлений, что при морозе от -10С пользоваться омывателем нет необходимости и за зиму такие люди расходуют 5 литров незамерзайки. Ну что ж... Можно только позавидовать месту их проживания и маршрутам. Я живу в Питере и каждый день езжу по КАД на работу. Зимой на КАД выливаются тонны реагента и эта липкая жижа моментально закидывает всё стекло при езде в потоке или при проезде фуры в соседнем ряду. Да и в городе ситуация аналогичная.
Короче решил замутить подогрев на эту зиму. Ведь незамерзайку надо подогреть совсем чуть-чуть, чтобы она не была такой густой на морозе. Была мысль использовать электрический авто-кипятильник, вмонтированный в бачок. Идея нравилась исключительно из-за возможности оперативного включения-отключения девайса из салона. Всё, на этом все плюсы заканчивались. Сложность доставания нагревателя необходимой длины и значительная нагрузка на бортовую сеть, которая зимой и так на грани... Остался только "тосольный" вариант, т.е. "врезание" в СОД. В и-нете полно информации по этому вопросу. Есть соответствующая ветка в "десятом" форуме:
http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=170194
Многие зарубежные производители авто делают подобное в стоке. Понравилась реализация в некоторых Мерседесах, где за температурой в бачке (+20С мах) следит обычный термостат, только небольших размеров.
У нас тоже начали выпускать серийно подобные обогреватели:
http://www.geizeravto.ru/products/
Скромная попытка купить такое в Питере не увенчалась успехом. +Закрадывалось подозрение, что данный девайс и способ его подключения имеет _значительную_избыточность_ в нагреве незамерзайки. Встречается много негативных отзывов, что незамерзайка (а ведь это просто спирт с водой) начинает стремительно испаряться (спирт), оставляя в бачке воду, которая за ночь замерзает. +Даже возможна термическая деформация бачка и образование хлопьев накипи, которые забивают жиглёры форсунок. Для борьбы с засорами, производитель рекомендует надевать женский чулок на нагревательный элемент. Плюс заводского "Гейзера" только один - _быстрый_ нагрев незамерзайки, ибо сечение трубок подогрева дросселя великО и производительность выше. Но далее процесс нагрева идёт совершенно безконтрольно, вплоть до очень больших температур.
Решил всё-таки повторить "Гейзер", но подключить его иначе - в разрыв пароотвода радиатора и расширительного бачка.
_ВНИМАНИЕ_!!! Такое подключение возможно только при использовании термостата 21082 с шестью патрубками в _заводском_ включении (расширительный бачок в термостат). В этом случае бачок оказывается подключен в малый круг СОД и малейшее добавление оборотов двигателя вызывает появление струйки антифриза в расширительном бачке даже на холодном двигателе. В стоковой СОД на обычном термостате, струйка начинает появляться только при значительном открытии большого круга.
http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=231796
Заводская схема подключения 6-тидырочного термостата 21082 в Самару:
http://www.autolada.ru/viewtopic.php?p=4008572#4008572
Собственно, недавняя установка термостата 21082 в своё авто, сподвигла меня на изготовление самодельного "Гейзера" и подключение его вышеописанным способом. Конечно, учитывая диаметр трубок пароотвода, не стОит расчитывать на быстрый прогрев бачка с омывайкой, но и перегрева точно не будет! Напомню, чтобы избавиться от "кисельности" незамерзайки в мороз, её надо нагреть всего лишь чуть-чуть.
Теперь об изготовлении. Покупается _медная_ тормозная трубка диаметром 6.0мм и длиной 160 см (~130 руб)...
...и крышка для бачка омывателя (~10 руб).
Также понадобится паяльник 90Вт (у меня были два по 40Вт), припой, флюс (у меня ЛТИ-120), медная проволока диаметром 1.0-1.5мм, кусок двухстороннего фольгированного стеклотекстолита (из него изготавливаются печатные платы), резиновый шланг пароотвода одним куском 350 см (барыга на рынке продал мне его за 340 руб. ;-( армированный внутри, бензо-маслостойкий), два хомута Norma 8-12 и любая прочная трубка внешним диаметром 20...25мм для выгибания змеевика.
Тормозную трубку выгибаем только _руками_ - она замечательно гнётся! В качестве кондуктора для малых радиусов используем подготовленную трубку 20...25мм. Места изгибов можно приблизительно увидеть на фото. В принципе, для заинтересованных, могу и размеры снять.
Готовый девайс. Осталость только _переделать_ концы трубок (перемотать более толстым проводом):
Змеевик:
Напаял две перемычки для увеличения жёсткости конструкции:
Вид сверху без крышки. Из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита вырезаем круг диаметром ровно 50мм. Посередине сверлим два отверстия под трубки. Расстояние между центрами трубок - 20мм. Трубки должны входить в отверстия с натягом. Если будут щели, то при опайке припой будет просто проваливаться на другую сторону, не образуя бУртиков. Крепление трубок в крышке можно выполнить и без пайки. Использовать в качестве клея, к примеру, холодную сварку. Только перед склеиванием сопрягаемые поверхности надо "зашершавить" и хорошо обезжирить ацетоном.
Вот это _неудачное_ решение концов трубок. Потом перепаял, обмотав трубку проволокой большего диаметра.
Надо вот так (ещё не опаяна):
Сделал такую перемычку для лета (на всякий случай).
В крышке бачка прорезаем отверстие приблизительно вот такого диаметра:
Вид снизу:
Паяем аккуратно, хорошо прогретым паяльником (используем два, если один не может прогреть), не жалеем флюса! Остатки флюса отмываем ацетоном.
Ещё:
Компоновка под капотом. Тут ничего особенного:
Нагреватель в бачке:
Шланги решил протянуть вот так. Лампы в фаре я иногда меняю и так будет чуть удобнее. В верхнюю часть проходного овального отверстия рамки радиатора установил U-образный кусок старого шланга пароотвода, разрезанного вдоль для исключения перетирания шлангов:
Шланги под капотом закреплены нейлонывыми стяжками. Количество и места крепления можно разглядеть на фото.
Пока езжу два дня. Всё работает. Вода в бачке ощутимо тёплая, но не горячая. Вообщем, будущая зима покажет полезность девайса.
Последний раз редактировалось: SoftFelix (15 Декабря 2012 21:59), всего редактировалось 26 раз(а)